Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
В данной методической разработке представлены примеры учебных заданий по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению (УМК "Школа России"), нацеленные на формирование универсальных учебных действий. В каждом задании подробно описывается мотивационная часть, критерии оценки достижения планируемых результатов, оценочные листы для обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.»
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Разработала: Гальчина Людмила Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №3» г.о. Электросталь.
Овладение умением проектировать учебный процесс, направленный на достижение каждым школьником планируемых результатов, требует от учителя высокого профессионального мастерства:
1) осознать основную проблему — необходимость проектирования учебного процесса, направленного «на учебный результат», т.е. проектировать урок прежде всего как сценарий целесообразной и эффективной учебной деятельности учащихся по осознанию и индивидуальному продвижению в способах действий и учебном материале (а не как сценарий изложения учебного материала учебника);
2) освоить на практическом уровне алгоритм проектирования учебного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов;
3) освоить и использовать методику конструирования и оценки учебных заданий для выявления и восполнения пробелов и дефицитов в системе обучающих, диагностических и проверочных учебных заданий в области формирования метапредметных и личностных результатов.
Учитывая широкий спектр решаемых в ходе обучения задач, необходимо иметь в арсенале самые разнообразные задания:
по форме предъявления и выполнения: устные, письменные, практические (лабораторные опыты и наблюдения, конструкторские, художественное творчество и т.д.), с использованием ИКТ;
по содержанию: предметные, межпредметные и метапредметные (листы самооценки, листы продвижения);
по форме организации: для индивидуальной, парной или групповой работы;
по характеру деятельности: репродуктивные и продуктивные, в том числе — направленные на разрешение проблем, а также задания для проектной и исследовательской деятельности.
В структуре планируемых результатов выделяются три блока целей:
цели-ориентиры;
выпускник научится;
выпускник получит возможность научиться.
В первом блоке – «Цели-ориентиры» – определяются ведущие целевые установки изучения данного учебного предмета, призванные дать ответ на вопрос: «Ради чего изучается данный предмет? Каков его основной вклад в развитие личности ребенка?». Этот блок описывает основной вклад данной программы учебного предмета в развитие способностей обучающихся; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей
обучающихся.
Во втором блоке – «Выпускник научится» – отражены цели (ожидаемые результаты). В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при целенаправленной работе учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.
Третий блок планируемых результатов – «Выпускник получит возможность научиться» – отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Необходимость достижения качественно новых результатов образования, определяемых Стандартом, означает, что и образовательный процесс должен претерпеть определенные изменения.
Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, к поиску смыслов учебной деятельности, к самоорганизации и саморегуляции, умение размышлять, вести самоконтроль и самооценку и другие необходимые учебные действия
не будут сформированы, если основная учебная деятельность учащихся будет сведена к восприятию информации, сообщаемой учителем, и ее последующему запоминанию в ходе выполнения репродуктивных заданий.
Практика обучения на основе учебных ситуаций исходит из фундаментального положения о том, что между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность, и, значит, основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли включать активность и осознанность ребенка. Это означает, что при постановке учебного задания необходимо предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся, т.е. создать (организовать) учебную ситуацию. В понятие учебной ситуации психологи вкладывают следующий смысл: «Это такой фрагмент урока, в котором, выполняя задание, ученик совершает действия, которые далее станут его собственными, превратятся в его собственные приобретения, станут основой его развития» (К.Н. Поливанова).
Такая переориентация не только отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе вариативного образования.
Именно поэтому становление и развитие школьников на основе их активного и осознанного «включения» в учебную деятельность и рассматривается Стандартом как основной образовательный результат.
Показателями достижения основных образовательных результатов служат:
• готовность и способность школьников к смыслообразованию (прежде всего, — в познавательной сфере), к самоопределению, к приобретению и освоению системы ценностно-смысловых установок, т.е. овладение системой личностных учебных действий;
• готовность и способность школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности,
т.е. овладение системой метапредметных учебных действий как основой овладения ключевыми компетентностями, умением учиться;
• готовность и способность школьников к освоению системы
основополагающих элементов научного знания, так и приобретения
опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, т.е. овладение системой предметных учебных действий.
Иначе говоря, важнейшим показателем достижения основных
образовательных результатов служит готовность и способность учащихся к решению разнообразных учебно-познавательных и
учебно-практических задач. Каким должно быть учебное задание, чтобы оно стимулировало учащихся приобретать и развивать способности в соответствии с требованиями нового Стандарта и позволяло им это делать?
Рассмотрим примеры учебных заданий на основе материала УМК «Школа России» для 2 класса, обеспечивающие условия для формирования (или оценки) универсальных действий.
При составлении заданий учитывались компоненты:
1) характеристика задания, в которой указываются нацеленность задания на формирование и оценку определенного планируемого результата, уровень сложности задания (например, базовый или повышенный);
2) мотивационная часть задания (обычно задается посредством описания учебной ситуации);
3) содержание задания, в котором обычно выделяют информационную часть (условие), командную часть (вопрос) и ответную часть (инструкцию по выполнению и записи ответа);
4) образец ответа или примерное описание ответа;
5) критерии оценки достижения планируемого результата;
6) время выполнения задания;
7) организационная часть задания, содержащая методический комментарий и/или рекомендации по организации выполнения задания.
Учебное задание 1.
Русский язык.
Планируемый результат: распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу, апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Задание (повышенный уровень)
«В гостях у слова»
Прочитай группы слов. Устно определи, из каких сказок взяты эти слова.
заяц
ледяная
лиса
избушка
выгнала
солдат
сварил
топор
вдоволь
старый
петушок
курочка
зёрнышко
бобовое
подавился
Подумай, на какие группы можно разбить эти слова?
Подсказка: определи, какой частью речи является каждое слово.
Прочитай, как ученики Витя и Маша выполнили это задание.
Витя: все эти слова можно разбить на три группы (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Маша: эти слова можно разбить на три группы (имена существительные, имена прилагательные, глаголы), но одно слово лишнее, так как не подходит ни к одной из этих групп.
— С кем из детей ты согласишься?
— Есть ли у тебя свой вариант ответа?
Запиши слова по группам. Устно докажи правильность своего выбора.
Подсказка: определи, что обозначает слово и поставь к нему вопрос!
Проверь и оцени свою работу!
Выполнение задания
«Да – нет»
1.
Верно ли, что правильное выполнение задания было у Маши?
2. Имена прилагательные: ледяная, бобовое, старый (3).
3. Глаголы: подавился, выгнала, сварил (3).
Лишнее слово: вдоволь.
Критерий достижения планируемого результата:
Повышенный уровень.
Слова распределены на три группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ошибок при определении частей речи нет. Найдено лишнее слово: вдоволь.
Базовый уровень.
Слова распределены на три группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. При этом допущены ошибки в определении части речи:
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более - работа не выполнена
Методический комментарий
Данное задание целесообразно использовать на этапе повторения и контроля освоенных знаний по теме: «Части речи». Задание выполняется в письменной форме. Время выполнения 15 – 18 минут.
Код задания – 4
УМК «Школа России». 2 класс.
Учебное задание 2.
Литературное чтение.
Задание (повышенный уровень)
1-ый этап задания.
Планируемый результат: овладение навыками смыслового чтения художественного произведения и представление информации в виде таблицы, овладение логическими действиями анализа и сравнения, активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
«Дорогами сказок»
Выполни работу в паре.
Угадай произведение по его отрывку. Укажи название.
а) Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти,
а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила
ей бабушка красную шапочку. ___________________________
б) – Сюда, сюда! Помогите! Маркиз де Карабас тонет!
Король услыхал этот крик, приоткрыл дверцу кареты и, узнав кота,
который столько раз приносил ему в подарок дичь, сейчас же послал
свою стражу выручать маркиза Карабаса. ____________________________
Заполни таблицу по этим произведениям с опорой на текст.
Обсуди с напарником план выполнения задания.
а) б)
Автор
Название
Жанр
Положительные герои
Отрицательные герои
Есть ли волшебные превращения? Приведи примеры.
Отметь в таблице пункты, которые было легко выполнять — знаком !,
а пункты, которые вызвали затруднение — знаком ?
Какую сказку нужно ещё раз перечитать, чтобы правильно ответить на все
вопросы? Закрась знак красным цветом над этой сказкой.
2. Обсуди в паре (устно):
а) Что общего между этими двумя произведениями?
б) В чём их различие?
3. Придумай вместе с напарником по одному вопросу к каждому произведению и
4. Построй план совместного ответа по выполнению задания.
5. Оцените работу в паре.
Оценочный лист «По дорогам сказок» Работа в паре
3
2
1
Совместная работа
Выполнение задания
умение слушать
активность
взаимопомощь
неверно
есть ошибки
верно
Описание правильного ответа
а) б)
Автор
Шарль Перро
Шарль Перро
Название
Красная Шапочка
Кот в сапогах
Жанр
сказка
сказка
Положительные герои
Красная Шапочка, бабушка,
охотники
Кот в сапогах
Маркиз де Карабас
король
принцесса
Отрицательные герои
Волк
Людоед
Есть ли волшебные превращения? Приведи примеры.
Нет волшебных превращений.
Людоед превращался во льва, мышку.
Критерий достижения планируемого результата:
Оценивается совместная работа пары.
Оценка «5»
Все пункты задания с 1 по 4 выполнены правильно и в полном объёме:
правильно даны названия сказкам;
таблица заполнена верно, проведён самоконтроль;
записаны вопросы по двум сказкам;
сравнительный анализ двух сказок представлен в развёрнутом ответе.
Оценка «4»
Все пункты задания с 1 по 4 выполнены правильно , но не в полном объёме:
правильно даны названия сказкам;
таблица заполнена верно (допускается не более 1 ошибки и двух недочётов или не более 2 ошибок); проведён самоконтроль;
записаны вопросы по одной – двум сказкам;
сравнительный анализ двух сказок представлен не в полном объёме (дан ответ на один из поставленных вопросов).
Если результат ниже – оценка не ставится, учащимся предлагается перечитать произведения ещё раз и повторить выполнение данной работы.
Методический комментарий
Данное задание целесообразно использовать на текущем этапе изучения темы «Сказки Ш. Перро». Задание выполняется паре в письменной и устной форме. Время выполнения от 15 до 20 минут.
2-ой этап задания
Планируемый результат: развитие мотива учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыком самостоятельности в информационной деятельности и навыком сотрудничества со сверстниками.
«Задание для любознательных!
Хотелось ли бы тебе узнать о других произведениях Ш. Перро?
Подумай, где можно найти дополнительную информацию.
Составь список из 3-4 сказок Ш. Перро, которые можно посоветовать своим друзьям, одноклассникам.
Подготовь интересную форму представления своего задания.
Желаю успехов!
Оцени свою работу!
«Копилка знаний»
При выполнении этого задания я узнал(а) _________________________
Вторая часть задания предполагает самостоятельную индивидуальную или групповую работу (по выбору) и носит творческий характер. Задание выполняется в устной и письменной форме. Время выполнения – 1 неделя.
Код задания – 4
Критерий достижения планируемого результата:
Повышенный уровень.
Выполнена 1 и 2 часть задания.
Базовый уровень.
Выполнена только 1 часть задания.
УМК «Школа России». 2 класс.
Учебное задание 3.
Окружающий мир.
Планируемый результат: овладение умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, овладение различными способами поиска, сбора и обработки и представления полученной информации, навыками сотрудничества со сверстниками.
Задание (повышенный уровень)
Это Я
Это Я
Проектное задание «Я и мои друзья»
1
Автопортрет
Подумай, в какой форме ты хочешь
выполнить это задание.
Чтобы ты хотел(а) рассказать о себе, о своих интересах и увлечениях?
Подсказка! Возможно, тебе помогут фотографии из семейного
альбома! Подбери комментарии к фотографиям,
приведи примеры интересных событий, историй из
своей жизни.
2
Ты и твои друзья
Представь, что ты отправляешься в интересное путешествие
со своими друзьями.
Кого из друзей ты взял с собой и почему?
Какими качествами должен обладать твой друг (подруга)
в таком путешествии?
3
Портрет моего друга (подруги)
О ком из своих друзей ты хотел(а) рассказать?
Какой твой друг (подруга)?
Составь и запиши свой план представления друга (подруги).
Подсказка! Нарисуй портрет или приклей фотографию.
Напиши добрые слова о нём (о ней).
Ты можешь выбрать сразу несколько друзей!
4
Творческое задание.
Придумай и запиши вместе с другом (подругой) необычную,
фантастическую историю об увлекательном путешествии.
Куда бы вы хотели отправиться?
Знания каких предметов вам бы пригодились в различных ситуациях во
время путешествия?
5
Заключение
Подготовься к защите проекта!
Выбери интересную для тебя форму представления выполненного задания!
Подсказка! «Дневник путешественника» Я сам!
«Карта путешествия»
диафильм
5
4
презентация
комиксы
1
3
2
(свой вариант)
Портфель достижений
1
этап_____________________
2
4
3
5
Мои идеи!
Отметка о выполнении
Время выполнения_______________
Портфель достижений
1
Мои результаты
этап_____________________
2
4
5
1.
Я выполнил(а) свой план
полностью
частично
не выполнил
2.
Запланированное время
совпало
больше
меньше
3.
Задание выполнил(а)
сам
родители
учитель
4.
Получил(а) информацию
у друзей
Интернет
библиотека
5.
Оформил работу
сам
друзья
родители
3
Могу посоветовать___________________________________
Нужный ответ закрась зелёным цветом
Портфель достижений
Копилка знаний
1
При выполнении этого задания я узнал(а) _________________________
Проектное задание считается выполненным, если учащиеся выполнили все его пункты:
спланировали свою работу по каждому пункту;
зафиксировали информацию о себе и друзьях;
выполнили творческую часть – придумали и записали сочинение на заданную тему;
провели поэтапный самоконтроль и самооценку (с использованием оценочного листа);
представили итог своей работы.
Базовый уровень.
Работа представлена без творческой части.
Методический комментарий
Проектное задание носит интегрированный характер, стимулирует учащихся к приобретению новых знаний и применению полученных знаний в нестандартной учебной ситуации. Включает в себя пять этапов, требующих индивидуальной и групповой работы. «Портфель достижений» предусматривает ведение самоконтроля и самооценки выполнения задания. Форма представления проекта выбирается учащимися самостоятельно.