Урок русского языка на тему: «Предложение и словосочетание».(3 класс ).
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по заданной теме.
Задачи урока :
1. Развивать умение конструировать предложения, находить главные
и второстепенные члены предложения.
2. Повторить знания о связи слов в предложении, тексте.
3. Развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания),
работать с текстом.
4. Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование : карта-схема морского путешествия, рисунок с изображение корабля, билеты на
корабль, жетоны, плакат со словарными словами, карточки с заданиями.
Ход урока :
I Организационный момент :
Сообщение темы, целей и задач урока.
II Минутка чистописания:
- Сейчас мы с вами проведём «Конкурс почерков». На листочках бумаги нужно красиво
написать по образцу учителя следующее: (на доске)
В в
Весна
Шумная, весёлая, весенняя Москва.
Ещё не запылённая зелёная листва .
Ученики пишут, затем сдают свои работы жюри. Победители получают жетоны.
III Работа по теме урока :
Учитель: Сегодня мы не просто закрепим и обобщим знания по заданной теме, а будем
путешествовать по сказочному королевству Предложений и Словосочетаний. Поможет
нам в этом путешествии карта. Путешественники всегда стараются запомнить всё, что они
увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хороша ли ваша память.
Для этого проведём игру-соревнование, которая называется «Кто больше запомнит?»
Диктант-цепочка.
Учитель диктует по три слова, дети стараются запомнить и написать. Победит тот, кто
правильно запишет все 12 слов.
Затем на доске вывешивается плакат с этими словами, и дети проверяют свои работы
самостоятельно.
На доске:
Зима, осина, берёза, беседка, воробей, вечер, декабрь, мороз, коньки, одежда, пальто, улица.
Те ребята, которые записали правильно все слова, получают жетоны.
Учитель: Молодцы! Память у вас хорошая! Теперь выберем вид транспорта, на котором мы
будем путешествовать.
Дети: На корабле.
Учитель: Чтобы получить корабль, мы должны ответить на несколько вопросов. (Ученики,
отвечающие правильно, получают жетоны.)
- Что такое предложение? (Предложение- это несколько слов, связанных между собой по
смыслу.)
- Какие знаки препинаний ставятся в конце предложений? (Точка. Вопросительный знак.
Восклицательный знак.)
- Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)
- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое.)
- Что такое словосочетание? (Это два слова, связанные по смыслу и грамматически.)
- Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение имеет законченную мысль, а
словосочетание нет.)
- Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь у нас есть корабль, на котором мы можем
отправиться в путешествие. Но нам нужны билеты. Чтобы получить билеты, надо
выполнить следующее задание.
- Выпишите сначала предложения, а затем словосочетания. (Один ученик работает у доски,
остальные в тетрадях)
Карточки с заданием:
1. Алиса так и сияла от радости, уверенная, что она теперь свободно может выйти в
заветный сад.
2. Пушистый кролик.
3. Я читаю.
4. В Вишнёвом переулке.
5. Майкл вдруг понял, что невозможно смотреть на Мери Поппинс и не слушаться.
(1, 3, 5 – предложения; 2, 4 – словосочетания)
После выполненного задания, ученики получают билеты на корабль и отправляются в путь.
Учитель: Первый город, к которому мы причалим, называется «Подлещащее и Сказуемое».
Чтобы посетить этот город, нам надо выполнить задание. (Один ученик у доски, остальные в
тетрадях)
Запись предложений на доске и в тетради:
Высоко на старой берёзе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми
под деревом.
- Как вы думаете, чем могли заниматься дети? (Ответы детей)
- Давайте составим ещё одно предложение, чтобы получился текст.
Ребята делали маленькие домики для птиц.
Разбор предложений по членам предложения.(Два первых предложения у доски, а третье –
самостоятельно с последующей проверкой)
Ребята, выполнившие задание правильно, получают жетоны.
Учитель: Следующий город, к которому мы причалим называется «Словосочетание». Чтобы
ворота в город открылись, нам приготовили испытание.
Спишите предложение, выпишите из него словосочетания с вопросами. (Предложение
записывается по диктовку. Один ученик у доски.)
Дикие гуси дружно летели в далёкую гусиную страну Лапландию.
Летели (куда?) в Лапландию.
Гуси (какие?) дикие.
Летели (как?) дружно.
В страну (какую?) далёкую, гусиную.
Ученики, справившиеся с заданием, получают жетоны.
Учитель: Подходит к концу наше путешествие. На нашем пути последний город, который мы
посетим. Это город «Текст». Сейчас мы с вами поиграем. Игра проводится по вариантам.
Для игры готовятся два варианта карточек с пропущенными словами. Сидящие на первых
партах получают карточки с текстом, вставляют пропущенное слово в первое предложение и
передают карточку сидящему сзади. Побеждает вариант, который правильно и раньше
других выполнит задание. Ученики этого варианта получают жетоны.
1. Дует холодный северный……Белые……падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку
пушистая……Под сосной спрятался в сугробе трусливый……..Его ищет по всему лесу
хитрая……..Ночью раздаётся протяжный волчий…….Наступила настоящая………..
2. Начинает пригревать землю весеннее………Даже в садах и в парках быстро тает……….На
проталинах зазеленела первая……..На деревьях начинают набухать……..Звонко чирикают
неугомонные………Разбрызгивая лужи, мчатся……….Наконец и в город пришла
долгожданная ………..
IV Домашнее задание: упр. 101. с 48.
V Итог урока :
Учитель поздравляет ребят с благополучным возвращением на родную землю, желает им
дальнейших успехов в изучении русского языка. Подводятся итоги конкурсов. Ребята,
набравшие больше всего жетонов, становятся победителями. Выставляются оценки,
награждаются победители.
Литература.
1. Рамзаева Т.Г. «Русский язык». Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы.: В 2
ч. – М.: Дрофа, 2008.
2. Бетенькова «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».- М: ООО
«Издательство Астрель», 2002г.
3. Полякова А.В. «Русский язык: 3 кл.», Пробный учеб. – М: Просвещение, 1993. – 160с.
4. Узорова О.В. «Все предметы начальной школы в викторинах» - М: ООО Издательство
Астрель «ООО Издательство АСТ», - 2002, - 127 с.
5. Малахова М.М. «Русский язык в загадках. Разрезные карточки. 1-4 кл.» -Волгоград:
Учитель, 2005.- 137с.