ст. Успенская, Краснодарский край
 Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на тему «Связь слов в предложении. Словосочетание»
            |   Организация учебного процесса   |    № сл-да   |    Деятельность учителя       |    Деятельность учащихся   |    Формирование УУД   |  
    Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.     |  
  |   Приветствие. Проверка готовности к уроку.      В школу вы пришли учиться. В жизни это пригодится. Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать.     -Ребята, согласны ли вы с этим содержанием? (Да) - Как вы понимаете, что учение пригодится в жизни? (Без знаний ничего не сделаешь) - А вы готовы получить новые знания? - Какие шаги деятельности мы используем на каждом уроке? («Что я не знаю?», «Я сам найду решение» ) - С чего начнём урок? (С повторения необходимых знаний) - Для чего повторяем? (Это пригодится для открытия новых знаний)  - Откройте тетради. Запишите число, классная работа.   |    
     Сл№1  
     
     
     
     
     
     
     
     
     Сл№2   |    
     Создает мотивацию учебной деятельности.    
     
     
     Подводит к изучению нового материала.  
     Проверяет правильность положения тела и тетради при письме.     |    
     Приветствуют учителя.    Слушают стихотворение,    настраиваются на плодотворную работу.    
     
     
     
     Записывают число, классная работа.   |    
     Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)  Целеполагание (Р)  Готовность к уроку, организация рабочего места (Л)   |  
    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. (5-7 мин.) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.       |  
  |    1.Запись на доске.  Неторопливая река отражает ясное небо. - Прочитайте. - Как называется такая запись? (Предложение) - Докажите! (ученики дают определение значения «предложение», выполняют синтаксический разбор)  2. -Прочитайте предложение и выпишите из него пары слов.  Вариант записи на доске:  неторопливая река  отражает небо  ясное небо  неторопливая небо  река ясное      – Во всех ли парах слова связаны по смыслу и своими грамматическими формами?  – Прочитайте только те пары слов, где слова связаны по смыслу.  – Знаете ли вы, как называются такие пары слов?  (-нет)       |    Сл№3(пустой)     |    
     Организует актуализацию знаний  
     Организует выполнение пробного учебного действия    
     
     
     
     В пробном действии помогает выявить место и причину затруднения.       |    
     Читают, анализируют. Доказывают.    
     Высказывают своё мнение, записывают на доске пары слов.  
     
     
     
     
     Отвечают на вопросы учителя. Определяют проблему урока.  
          |    
     Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)  Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие (Р)    Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)  Самоопределение (Л)   |  
  |   3.Выявление места и причины затруднения  Цель этапа: организовать анализ деятельности учащихся в возникшей ситуации.   |  
  |   – Почему возникло затруднение?  (Потому что мы не знаем, как называются такие пары слов)  - Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи на урок? (Определить, как называются такие пары слов)   |    Сл№3(пустой)   |    Организует работу учащихся по постановке задачи урока.       |    Ставят учебную задачу   |    Определять и формулировать цель деятельности на уроке (Р)   |  
  |    4.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.       |  
  |   - С чего начнём? (Наметим план наших действий) В результате обсуждения получаем план действий: 1.Найдём правило. 2.Составим алгоритм действий 3.Исправим ошибки в нашем задании. 4.Закрепим знания в тренировочных упражнениях  – Что нам поможет? (учебник, учитель)         |    
     
     Сл№3   |    Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися.         |    Предлагают выход из затруднения.       |    Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке (Р)       |  
  |   5.Реализация построенного проекта. Цель этапа: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках.       |  
  |   -Обратимся к рубрике «Тайны русского языка» на с. 106-107 в учебнике. – Можете теперь сказать, как называется такое сочетание слов?  -Сформулируйте тему урока.  -Запишите тему урока.    -Какой вывод можем сделать? (Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (т.е. от одного слова к другому можно задать вопрос). Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.     - С затруднением справились, что теперь? (Попробуем составить алгоритм наших действий).        Дети высказывают свои предложения.      Обобщение сказанного. - Сравните свои высказывания с эталоном. - Ваши предложения оказались верными?  - Какой следующий шаг? (Исправим ошибки в нашем задании)   |    Сл№3  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Сл№4Алго- ритм   |    Создаёт условия для решения учебной задачи.              
     Организует подводящий диалог.       |    Решают проблему, открывают новые знания.  
     
     Под руководством учителя составляют алгоритм действий.  
     
     
     Выдвигают свои гипотезы на основе учебного материала.   |    Анализ, сравнение, обобщение. Смысловое чтение. (П)  Определение основной и второстепенной информации (П);  Работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала (Р);  Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)   |  
  |   -Я предлагаю поработать вам в группах. - Назовите правила работы.  (1.Говори не громко. 2.Один говорит, другие слушают. 3.Мнение группы представляет один человек.)      – Используя алгоритм, выпишите из записанных вами на доске пар слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.    ![]()   ×  неторопливая река     ×  отражает небо     ×  ясное небо      - Какие результаты у вас получились?  -Каким алгоритмом пользовались?    -Давайте сравним с эталоном. - В какой группе допущены ошибки?    -Оцените свою работу в группе по шкале самооценки.(Приложение 1)   |                        Сл№4Алго- ритм      Сл№5   |    
     Организует работу в группах.  
     
     Организует реализацию построенного проекта в соответствии с алгоритмом.  
     Организует самооценку работы в группах.       |    
     Повторяют правила работы в группе  
     
     
     
     
     
     
     Участники группы проговаривают вслух доказательство своего выбора и сравнивают с эталоном на экране.       |    Работать в группах, слушать и понимать речь других.(К)  
     
     Отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.(Р)  Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). (П)  Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (К)   |  
  |   Физминутка   |  
  |    6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.     Цель этапа: первичная проверка понимания, применение нового знания в типовых заданиях.   |  
  |   -Назовите следующий этап работы. (Закрепим знания в тренировочных упражнениях)     1.Выполнение упражнения 1, с. 107 учебника: коллективная работа над первым предложением.           2.Рубрика «Давай подумаем», с. 107-108.  – Вы все прочитали. С кем из ребят вы согласитесь: с Витей или с Вовой? Почему?   3. Чтение правила на с. 108 учебника.  5. Выполнение упражнения 2 (устно) – с доказательством.   |    Сл№4Алго- ритм   |            Организует коллективную работу.              Организует проверку понимания новой темы:         |    Проговаривают теоретические сведения. Выполняют упражнение: выписывают словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы  
     Рассуждают, следуют алгоритму.   |    
     Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (к),  Умение структурировать знания (П)  Выполнение действий по алгоритму (П)   |  
  |   7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых заданиях, оценить умение решать задачи на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.   |  
  |   1.Самостоятельная работа.   Выполнение упражнения 3, с. 108 учебника.   I вариант – 1-е предложение;  II вариант – 3-е предложение.   – Запишите каждый свое предложение и все возможные словосочетания, какие вы сможете выписать.       2. Самопроверка (по эталону на экране).    3. Коррекция ошибок.    4. -Оцените свою работу в группе по шкале самооценки. (Приложение 1)            |    Сл№6  
     
     
     
     
     Сл№7   |            Организует диф- ференцированную коррекционную работу.    Создаёт ситуацию успеха.   |    Самостоятельно находят словосочетания, понимают их отличительные признаки. Задают вопросы от слов в предложении, выписывают все возможные словосочетания.  Предъявляю результаты, оценивают полученные результаты.   |    Устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; - находить словосочетания в предложении; - выделять главное и зависимое слово в словосочетании. (П)  Осуществлять самоконтроль. (Р)       |  
  |   8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности. соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.     |  
  |   - Подошёл к концу урок, подведём с вами итог.  - Вспомните, какие учебные задачи мы ставили перед собой. - Выполни ли мы их?    -Что показалось вам сегодня трудным?  -Что в изученном сегодня для вас самое главное?  -Где в жизни вы можете применить эти знания?  -Заметили ли вы свои успехи…?    -Какую пользу вы извлекли из этого урока?  Оцените свою работу на уроке по шкале успешности.  - Кто доволен своей работой на уроке и настроение хорошее, нарисуйте солнышко.  - У кого настроение не солнечное, кто не очень доволен своей работой, нарисуйте тучку. Надеюсь, в следующий раз у вас все получится.  -Какую цель ставите на следующие уроки? (Как можно больше узнать о словосочетании).       |    Сл№8   |    
     Организует рефлексию и самооценку учащихся;    
                                                                                  |    
     В ходе рефлексии дети анализируют поставленные задачи, дают оценку деятельности по её результатам  Оценивают свою работу на листах самооценки.  Определяют свое эмоциональное состояние на уроке;    Цель следующих уроков : как можно больше узнать о словосочетании.       |    Рефлексия способов и условий действия (П);  Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К) Учет разных мнений (К) Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) (П)   |  
  |     Домашнее задание:  1. Упр.3, с. 109 (2-е предложение    2.Вспомнить, что такое фразеологизмы, записать 2-3 фразеологических оборота.       |    Сл№9   |    Комментирует домашнее задание. Дает задание на пропедевтику изучения последующих тем.   |    Обсуждают и записывают домашнее задание       |    Осознавать познавательную задачу (П)   |  
 
  Приложение 1.