ст. Успенская, Краснодарский край
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на тему «Связь слов в предложении. Словосочетание»
Организация учебного процесса | № сл-да | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. В школу вы пришли учиться. В жизни это пригодится. Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать. -Ребята, согласны ли вы с этим содержанием? (Да) - Как вы понимаете, что учение пригодится в жизни? (Без знаний ничего не сделаешь) - А вы готовы получить новые знания? - Какие шаги деятельности мы используем на каждом уроке? («Что я не знаю?», «Я сам найду решение» ) - С чего начнём урок? (С повторения необходимых знаний) - Для чего повторяем? (Это пригодится для открытия новых знаний) - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. |
Сл№1
Сл№2 |
Создает мотивацию учебной деятельности.
Подводит к изучению нового материала.
Проверяет правильность положения тела и тетради при письме. |
Приветствуют учителя. Слушают стихотворение, настраиваются на плодотворную работу.
Записывают число, классная работа. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Целеполагание (Р) Готовность к уроку, организация рабочего места (Л) |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. (5-7 мин.) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
1.Запись на доске. Неторопливая река отражает ясное небо. - Прочитайте. - Как называется такая запись? (Предложение) - Докажите! (ученики дают определение значения «предложение», выполняют синтаксический разбор) 2. -Прочитайте предложение и выпишите из него пары слов. Вариант записи на доске: неторопливая река отражает небо ясное небо неторопливая небо река ясное – Во всех ли парах слова связаны по смыслу и своими грамматическими формами? – Прочитайте только те пары слов, где слова связаны по смыслу. – Знаете ли вы, как называются такие пары слов? (-нет) | Сл№3(пустой) |
Организует актуализацию знаний
Организует выполнение пробного учебного действия
В пробном действии помогает выявить место и причину затруднения. |
Читают, анализируют. Доказывают.
Высказывают своё мнение, записывают на доске пары слов.
Отвечают на вопросы учителя. Определяют проблему урока.
|
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие (Р) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П) Самоопределение (Л) |
3.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: организовать анализ деятельности учащихся в возникшей ситуации. |
– Почему возникло затруднение? (Потому что мы не знаем, как называются такие пары слов) - Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи на урок? (Определить, как называются такие пары слов) | Сл№3(пустой) | Организует работу учащихся по постановке задачи урока. | Ставят учебную задачу | Определять и формулировать цель деятельности на уроке (Р) |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. |
- С чего начнём? (Наметим план наших действий) В результате обсуждения получаем план действий: 1.Найдём правило. 2.Составим алгоритм действий 3.Исправим ошибки в нашем задании. 4.Закрепим знания в тренировочных упражнениях – Что нам поможет? (учебник, учитель) |
Сл№3 | Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. | Предлагают выход из затруднения. | Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке (Р) |
5.Реализация построенного проекта. Цель этапа: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках. |
-Обратимся к рубрике «Тайны русского языка» на с. 106-107 в учебнике. – Можете теперь сказать, как называется такое сочетание слов? -Сформулируйте тему урока. -Запишите тему урока. -Какой вывод можем сделать? (Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (т.е. от одного слова к другому можно задать вопрос). Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. - С затруднением справились, что теперь? (Попробуем составить алгоритм наших действий). Дети высказывают свои предложения. Обобщение сказанного. - Сравните свои высказывания с эталоном. - Ваши предложения оказались верными? - Какой следующий шаг? (Исправим ошибки в нашем задании) | Сл№3
Сл№4Алго- ритм | Создаёт условия для решения учебной задачи.
Организует подводящий диалог. | Решают проблему, открывают новые знания.
Под руководством учителя составляют алгоритм действий.
Выдвигают свои гипотезы на основе учебного материала. | Анализ, сравнение, обобщение. Смысловое чтение. (П) Определение основной и второстепенной информации (П); Работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала (Р); Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
-Я предлагаю поработать вам в группах. - Назовите правила работы. (1.Говори не громко. 2.Один говорит, другие слушают. 3.Мнение группы представляет один человек.) – Используя алгоритм, выпишите из записанных вами на доске пар слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова. × неторопливая река × отражает небо × ясное небо - Какие результаты у вас получились? -Каким алгоритмом пользовались? -Давайте сравним с эталоном. - В какой группе допущены ошибки? -Оцените свою работу в группе по шкале самооценки.(Приложение 1) | Сл№4Алго- ритм Сл№5 |
Организует работу в группах.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с алгоритмом.
Организует самооценку работы в группах. |
Повторяют правила работы в группе
Участники группы проговаривают вслух доказательство своего выбора и сравнивают с эталоном на экране. | Работать в группах, слушать и понимать речь других.(К)
Отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.(Р) Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). (П) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (К) |
Физминутка |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель этапа: первичная проверка понимания, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Назовите следующий этап работы. (Закрепим знания в тренировочных упражнениях) 1.Выполнение упражнения 1, с. 107 учебника: коллективная работа над первым предложением. 2.Рубрика «Давай подумаем», с. 107-108. – Вы все прочитали. С кем из ребят вы согласитесь: с Витей или с Вовой? Почему? 3. Чтение правила на с. 108 учебника. 5. Выполнение упражнения 2 (устно) – с доказательством. | Сл№4Алго- ритм | Организует коллективную работу. Организует проверку понимания новой темы: | Проговаривают теоретические сведения. Выполняют упражнение: выписывают словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы
Рассуждают, следуют алгоритму. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (к), Умение структурировать знания (П) Выполнение действий по алгоритму (П) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых заданиях, оценить умение решать задачи на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. |
1.Самостоятельная работа. Выполнение упражнения 3, с. 108 учебника. I вариант – 1-е предложение; II вариант – 3-е предложение. – Запишите каждый свое предложение и все возможные словосочетания, какие вы сможете выписать. 2. Самопроверка (по эталону на экране). 3. Коррекция ошибок. 4. -Оцените свою работу в группе по шкале самооценки. (Приложение 1) | Сл№6
Сл№7 | Организует диф- ференцированную коррекционную работу. Создаёт ситуацию успеха. | Самостоятельно находят словосочетания, понимают их отличительные признаки. Задают вопросы от слов в предложении, выписывают все возможные словосочетания. Предъявляю результаты, оценивают полученные результаты. | Устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; - находить словосочетания в предложении; - выделять главное и зависимое слово в словосочетании. (П) Осуществлять самоконтроль. (Р) |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности. соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. |
- Подошёл к концу урок, подведём с вами итог. - Вспомните, какие учебные задачи мы ставили перед собой. - Выполни ли мы их? -Что показалось вам сегодня трудным? -Что в изученном сегодня для вас самое главное? -Где в жизни вы можете применить эти знания? -Заметили ли вы свои успехи…? -Какую пользу вы извлекли из этого урока? Оцените свою работу на уроке по шкале успешности. - Кто доволен своей работой на уроке и настроение хорошее, нарисуйте солнышко. - У кого настроение не солнечное, кто не очень доволен своей работой, нарисуйте тучку. Надеюсь, в следующий раз у вас все получится. -Какую цель ставите на следующие уроки? (Как можно больше узнать о словосочетании). | Сл№8 |
Организует рефлексию и самооценку учащихся;
|
В ходе рефлексии дети анализируют поставленные задачи, дают оценку деятельности по её результатам Оценивают свою работу на листах самооценки. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; Цель следующих уроков : как можно больше узнать о словосочетании. | Рефлексия способов и условий действия (П); Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К) Учет разных мнений (К) Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) (П) |
Домашнее задание: 1. Упр.3, с. 109 (2-е предложение 2.Вспомнить, что такое фразеологизмы, записать 2-3 фразеологических оборота. | Сл№9 | Комментирует домашнее задание. Дает задание на пропедевтику изучения последующих тем. | Обсуждают и записывают домашнее задание | Осознавать познавательную задачу (П) |
Приложение 1.