Метод проектов как средство формирования интереса к чтению
Метод проектов как средство формирования интереса к чтению
В младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учителя. Часто ли мы задаем себе вопросы: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как средство формирования интереса к чтению»
Российская Федерация
Иркутская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
Подготовила:
Гребенщикова Оксана Викторовна
учитель начальных классов
Братск
Гребенщикова О.В.
МБОУ «СОШ № 24» города Братска
В младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учителя. Часто ли мы задаем себе вопросы: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем, или встреча с книгой в детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Младший школьник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни младшего школьника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем». Начиная с раннего возраста, нужно приобщать ребенка к книге, к процессу чтения, обдумывания, считая этот процесс важным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач. И воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов работы с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
В проекте систематизирована деятельность работы школы с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через чтение художественных произведений, вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Данный проект позволяет осуществить приоритетные направления работы по развитию ребенка с внедрением ФГОС.
Предложенный проект «Читаем дружно» сформирует интерес к чтению.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный
По целевой установке: практико-ориентировочный
Цель проекта, основные задачи
Цель: Содействие воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщение их к семейному чтению.
Нахождение способов формирования интереса к чтению у младших школьников.
Задачи:
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система школьного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания школьников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основе познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и в школе.
Этапы работы:
I этап. Мониторинго – исследовательский
1.Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
2.Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
3.Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
4.Провести анкетирование родителей.
5.Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
6.Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
II этап. Внедренческий
1.Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в
образовательной деятельности и режимных моментах.
2.Внедрить новые формы работы с детьми.
3.Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
4.Провести родительское собрание для родителей с целью повышения компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
5.Провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя. 6.Осуществить контроль реализации проекта.
III этап. Аналитико – просветительский
1.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
2.Обработать результаты реализации проекта.
3.Провести презентацию проекта «Читаем дружно».
4.Оформить фотовыставку.
5.Оформить методические рекомендации для родителей.
Планируемые результаты:
Какие навыки, умения и приемы будут освоены учащимися в работе над проектом
читательские навыки: беглое, осознанное, выразительное и правильное чтение в пределах (и выше) возрастной нормы;
навыки работы с книгой;
анализ информации и создание отзывов на литературные произведения, спектакли, экскурсии;
выявление существенной информации, полученной в ходе чтения произведения и умение представить эту информацию товарищам;
навыки культурного общения;
умение работать в сети «Интернет»;
умение создавать творческие работы.
Списоклитературы:
Бардин К.В. Как научить детей читать – М.: «Просвещение» 2007 г.
Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей – М., 2003 г.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания – М.: «ВАКО», 2001г.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников–М.: «Просвещение», 2003 г.