ШМО учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 17»
Тема выступления: Метапредметный подход как важное условие целостного развития и саморазвития школьника.
Степанова И.М.
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»
В.В. Давыдов
“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
Блонский П.П.
Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством. Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.
Введение метапредметных связей в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Интегрированное (метапредметное) обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Немного истории:
Метапредмет – от греческого «мета». То что стоит «за».
Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля.
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В. Хуторского, Ю.В. Громыко.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметныеобразовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
Метапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.
В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление.
Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Применение на уроках метапредметного подхода способствует:
- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;
- личностному росту; росту креативности.
Цель педагогическойдеятельности - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром.
Для достижения этой цели необходимо выполнить задачи:
1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
2. Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.
3. Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Вывод:метапредметный подход как важное условие целостного развития и саморазвития школьника– важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий. В своей работе я использую следующие:
- проектная деятельность;
- личностно-ориентированное обучение;
- игровые технологии;
- интерактивное обучение.
Одной из наиболее характерных трудностей обучения является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования УУД необходимо учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Чему я хочу научиться? Где могу использовать полученные знания?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке?», «Чему я научился на уроке?» и др. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Учение должно быть осознанным, а сами уроки и занятия - интересными и увлекательными. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое. Только тогда, считаю, будут созданы условия для реализации метапредметного подхода при формировании УУД школьника.
Темы метапредметов могут быть применены практически к любой теме по любомупредмету. Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков онимогут быть связаны:
1.«Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);
2.«Рисунок и схема» («Секреты орфографии», «Отрасли экономики» );
3.«Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);
4.«Позиция и роль» («Профессии», «В магазине», «Семья»);
5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);
6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт»);
7.«Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Режим дня школьника»);
8.«Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения).
Связь уроков русского языка с литературным чтением, математики с окружающим миром хорошо известна, но мне бы хотелось показать метапредметный подход на уроках технологии.
Моя рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой.
В УМК «Школа России» по ФГОСам уже подобран материал учебников, основываясь на метапредметный подход.
Связи уроков технологии с математикой,с окружающим миром, с изобразительным искусством позволяет углубить знания по этим предметам и в то же время дает возможность повысить воспитательные и развивающие функции уроков технологии.
Из опыта работы ( презентация).
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Включение метапредметных связей в учебный процесс придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика; способствует систематизации, углублению знаний учащихся.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к новой жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой задача современного учителя.
СлайдШМО учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 17»
Тема выступления: Метапредметный подход как важное условие целостного развития и саморазвития школьника.
Степанова И.М.
Слайд.«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»
В.В. Давыдов
“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
Блонский П.П.
Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством. Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.
Введение метапредметных связей в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Интегрированное (метапредметное) обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
СлайдКонечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
СлайдНемного истории:
Метапредмет – от греческого «мета». То что стоит «за».
Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля.
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В. Хуторского, Ю.В. Громыко.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметныеобразовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
Метапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.
В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление.
Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Слайд Применение на уроках метапредметного подхода способствует:
- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;
- личностному росту; росту креативности.
СлайдЦель педагогической деятельности - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром.
СлайдДля достижения этой цели необходимо выполнить задачи:
1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
2. Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.
3. Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
СлайдВывод:метапредметный подход как важное условие целостного развития и саморазвития школьника– важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.
СлайдКаждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий. В своей работе я использую следующие:
- проектная деятельность;
- личностно-ориентированное обучение;
- игровые технологии;
- интерактивное обучение.
Одной из наиболее характерных трудностей обучения является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования УУД необходимо учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Чему я хочу научиться? Где могу использовать полученные знания?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке?», «Чему я научился на уроке?» и др. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Учение должно быть осознанным, а сами уроки и занятия - интересными и увлекательными. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое. Только тогда, считаю, будут созданы условия для реализации метапредметного подхода при формировании УУД школьника.
СлайдТемы метапредметов могут быть применены практически к любой теме по любому предмету. Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков они могут быть связаны:
1.«Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);
2.«Рисунок и схема» («Секреты орфографии», «Отрасли экономики» );
3.«Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);
4.«Позиция и роль» («Профессии», «В магазине», «Семья»);
5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);
6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт»);
7.«Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Режим дня школьника»);
8.«Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения).
Связь уроков русского языка с литературным чтением, математики с окружающим миром хорошо известна, но мне бы хотелось показать метапредметный подход на уроках технологии.
Моя рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой.
В УМК «Школа России» по ФГОСам уже подобран материал учебников, основываясь на метапредметный подход.
Связи уроков технологии с математикой, с окружающим миром, с изобразительным искусством позволяет углубить знания по этим предметам и в то же время дает возможность повысить воспитательные и развивающие функции уроков технологии.
Слайды Из опыта работы ( презентация).
Слайд Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Включение метапредметных связей в учебный процесс придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика; способствует систематизации, углублению знаний учащихся.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к новой жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Существует такой тезис: Слайджизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой задача современного учителя.