Просмотр содержимого документа
«Материалы к педагогическому совету по теме "Личность педагога в современной школе"»
Тема педсовета: «Личность педагога в современной школе. Авторитет учителя. Из чего он складывается? От чего зависит?»
«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться учитель.
С 01 января 2017 г. вступил в силу новый профессиональный стандарт педагога. Изменилось время, изменились дети. От педагогов требуются новые умения, компетенции, личностные качества.Чтобы шагать в ногу со временем, нам нужно в первую очередь знать главные критерии, определяющие личность учителя разработать модель личности педагога в современной школе, . Какой он, современный учитель? И на сегодняшнем педсовете мы попробуем вместе поразмышлять об этом и определить какие черты личности педагога влияют на авторитет учителя, воспитателя.
Форма проведения педсовета: Организационно - деятельностная игра.
Предлагаю следующий план проведения педсовета:
Вступительное слово. Обоснование выбора темы.
Работа в творческих группах.
Защита проектов творческих групп.
Подведение итогов. Выработка решения педагогического совета.
Начать педсовет мне хотелось бы со слов великого педагога К.Д.Ушинского: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное, постоянная разумная деятельность». «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле нельзя ничего улучшить, минуя голову учителя». Пусть это будет эпиграфом педсовета.
Целью любой деятельности человека является достижение успеха в данной деятельности, реализация своих желаний и возможностей.
Исходя из этого, можно сказать, что и учитель и ученик хотят быть успешными в своей деятельности.
Основной целью сегодняшнего педагогического совета, как и любого другого, является обсуждение вопроса о повышении качества учебно – образовательного процесса путем повышения уровня педагогического мастерства учителей школы, т.е. что должно делаться нами с тем, чтобы и ученик и учитель были успешными.
Педагогические критерии успешности:
Наличие познавательного интереса и положительной мотивации к учению.
Учет индивидуальных особенностей ученика.
Позитивные взаимоотношения в системе «учитель – ученик».
Учебные взаимоотношения учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают и характер мотивации и эффективность познавательной деятельности обучающихся. Говоря простым языком, ученик хорошо учится у того учителя, который ему нравится, которого он уважает, и соответственно, наоборот.
От профессиональной компетентности, личностных качеств, уровня сформированности общей культуры педагога зависит, станет ли познавательная деятельность радостной для ученика, будет ли способствовать его развитию или же превратит учебный труд в обязанность, тормозящую развитие задатков и способностей.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
В «Толковом словаре В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В. М.).
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.
И задача этого педсовета – не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно, какие черты личности положительно влияют на качество работы педагога, из чего складывается авторитет учителя.
В процессе подготовки к педсовету было проведено исследование среди детей на тему: «Каким я хочу видеть своего учителя, воспитателя».
- «Я хотела бы видеть своего учителя всегда в хорошем настроении.»
- «В меру строгим».
- «Чтобы был справедлив».
- «С чувством юмора».
- «Я хочу, чтобы учитель был добрым, затейливым, умел общаться с детьми и просто был хорошим другом.»
- «Он должен быть ответственен, профессионально знающий свою работу, а
также честным и добрым»
- «Своего учителя я хочу видеть добрым и понимающим. Эти два качества,
по – моему мнению, являются самыми главными. Ведь если от учителя
будет исходить искренняя теплота, доброта, то от этого у учеников будет
позитивный настрой на урок»
- «Я хочу видеть своего учителя, чтобы он относился к ученикам с
уважением, добрым»
Подавляющее большинство учителей, работающих в коллективе, соответствуют мечтам и желаниям учеников.
Материал, с которым педагог работает каждый день (если так можно сказать), – это дети. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя в современной школе и какие факторы влияют на это.
Предлагаю разделиться на 4 группы. Каждая рабочая группа изучает, анализирует и представляет обобщённое мнение по своему проблемному вопросу, готовить проект и предлагает для обсуждения:
1.Черты личности учителя, воспитателя.
2. Составить развернутое определение учитель (воспитатель) – профессионал – это…
3. Обсудить карту профессиональных достоинств учителя, воспитателя
4. Составить пирамиду «Авторитет учителя»
Работа в группах, защита проектов.
1.Современный учитель должен обладать такими качествами как эмпатия, толерантность , стрессоустойчивость.
2. Педагог в современной школе выполняет ряд функций:
Педагог - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
Современный учитель, воспитатель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения обучающихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива он участвует в организации жизнедеятельности детского коллектива, работает в методических объединениях, выполняет общественные поручения.
Каждый учитель, воспитатель выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.
Подводя итог сегодняшнему разговору, какой он современный учитель, хочется выделить следующие истины:
- Я знаю, чему надо учить.
- Я знаю то, чему надо учить.
- Я знаю, как научить.
- Я понимаю, что эти знания нужны людям.
- Я вижу, что люди благодарны мне за работу.
- Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.
Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Я думаю, что сегодняшний разговор помог понять, каким должен быть педагог в современной школе как идеал, образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться.
Подведение итогов. Выработка решения педагогического совета.
Решения педагогического совета
1. Разработать схему самооценки педагога;
2.Педагогам школы придерживаться выработанного в результате коллективного обсуждения в ходе педагогического совета модели современного педагога;
3. Администрации школы способствовать развитию и совершенствованию связи «Современный педагог – современный ученик– современный родитель»