kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал для уроков русского языка по теме "Ударение в слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать на уроках русского языка, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал для уроков русского языка по теме "Ударение в слове"»

Материал для уроков руского языка на тему «Ударение в слове»

Ударение подобно биению сердца. Пока говорящий произносит все слова с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. И неприятно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.

Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, соседей. Вы заметите, что некоторые из них неправильно ставят ударение в словах. Следует говорить:

арбýз (не áрбуз)

призыв (не прúзыв)

вéрба (не вербá)

прирóст (не прúрост)

докумéнт (не докýмент)

простыня (не прóстыня)

инструмéнт (не инстрýмент)

ремéнь (не рéмень)

кýхонный (не кухóнный)

срéдства (не средствá)

красúвее (не красивéе)

свобóднее (не свободнéе)

молодёжь (не мóлодежь)

слýчай (не случáй)

намéрение (не намерéние)

столяр (не стóляр)

обеспéчение (не обеспечéние)

упрóчение (не упрочéние)

портфéль (не пóртфель)

щавéль (не щáвель)

Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово. Например: вóлны (имен. падеж мн. ч.) –волны (родит. падеж ед. ч.). Сравните так же: горы и гóры, рукú и рýки, стáда и стадá; срезáть (глагол несовершенного вида) и срéзать (глагол совершенного вида), ссыпáть и ссыпать. Только ударением различаются слова аáтлас и атлáс, замóк и зáмок, мýка и мукá, выкупать и выкупáть.

Кстати, такие слова называются омóграфы – одинаково пишу; это разновидность омонимов.

Раскинем умом

Каково смысловое различие в выделенных словах?

Густые хлебá в поле – будет и на столе хлéба вволю.

На путях я вижу сóрок

Резво скачущих сорóк.

Этот вид мне очень дóрог

Средь неведомых дорóг.

(И. Соколов-Микитов.)

Ударение – это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая особенность: ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как в других языках: в большинстве тюркских языков, во французском языке оно падает на последний слог слова, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый). Такое ударение называют с в о б о д н ы м, оно может быть на любом слоге слова: на первом (вóля, гóрод, вскúнутъ, гóрдый, óстрый), втором(свобóда, прирóда, привéт, писáтъ, красúвый, удóбный), третьем (молодóй, молокó, часовщúк, понялá) и т. д.; на приставке (зáсуха, прúгород, вылететъ, вынести), корне (стóлик, кнúжка, желéзный, июлъский, раскрáситъ, запéть), суффиксе (леснúк, обучéние, золотúстый, полотняный, заземлúть, оформлятъ);окончании (звездá, тишинá, болъшóй, леснóй, везтú, местú).

Вторая особенность: подвижность русского словесного ударения, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол понятъ в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог (пóнял) а в женском роде – на последний (понялá). Таких слов с перемещающимся ударением в русском языке очень много. Существительные женского рода, имеющие ударение на конечном слоге в единственном числе (сестрá, водá, земля, стенá, головá и др.), во множественном числе получают ударение на корне (сёстрыг, вóды, зéмли, стéны, гóловы), а у существительных среднего рода, имеющих ударение в единственном числе на корне (стáдо, дéло, мéсто, мóре, пóле), во множественном числе ударным оказывается окончание (стадá, делá, местá, моря, поля). Некоторые существительные среднего рода перемещают свое ударение, как существительные женского рода (окнó, стеклó, письмó, звенó, но во множественном числе – óкна, стёкла, пúсьма, звéнья).

Большие трудности в усвоении ударения связаны с краткими прилагательными. Так, прилагательныескрóмен, скýчен, грýстен, крéпок, крýпен, стрóен в единственном числе в мужском роде имеют ударение на основе, в женском роде – на окончании (скромнá, скучнá, грустнá, крепкá, крупнá, стройнá, а во множественном числе равноправны оба ударения – и на основе и на окончании (скрóмны – скромны, скýчны – скучны, грýстны – грустны, крéпки – крепкú, крýпны – крупны, стрóйны – стройны).

Также многие глаголы в зависимости от формы меняют ударение. Например: жить, быть, лить, вить, дать, пить и образованные от них прожить, пережить, нажить, дожить, долить, перелить, пролить, завить, задать, передать, допить и др. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени с ударением на окончании (жилá, былá, лилá, далá, пилá, прожилá, пережилá, нажилá, дожилá, долилá, перелилá, завилá, задалá, передалá, допилá).

Из-за подвижности русского словесного ударения мы вынуждены при изучении слов и их форм всякий раз запоминать, где какой слог является ударным. Это трудно, но так уж устроен наш язык. И то, что слова в разных формах звучат по-новому, делает русскую речь выразительной, интересной.

Третья особенность: изменчивость русского ударения с течением времени. Откройте произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, и вы найдете в них немало слов с другим, чем сейчас, ударением. Например:

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кóшачье приняться ремесло.

(И. А. Крылов.)

Погасло днéвное светило;

На море синее вечерний пал туман.

(А. С. Пушкин.)

Мы, старики, уж нынче не танцуем,

Музыки гром не призывает нас.

(А. С. Пушкин.)

Слова прúзрак, сúмвол, автóграф, автóбус, агéнт, агóния, агронóмия, эпúграф, пáхота, разоружúть, магазúн, слýчай, апáтия, аристокрáтия прежде имели другое ударение. Процесс изменения ударения идет и сейчас. Так, еще в 80-х годах прошлого века из двух вариантов бáржа и баржá, комбáйнер и комбайнёр, металлýргия и металлургúя, пéтля и петля, симметрúя и симмéтрия предпочтительным считался первый, а сегодня и второй признаётся верным. Теперь являются допустимыми камбалá, кожáнка, кулинарúя, феномéн, августóвский, холёный, нормúровать и др.

Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык, служа людям, изменяется, развивается, улучшается, как всё в мире. Из этого следует вывод: нужно быть чутким, внимательным к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, и почаще заглядывать в новые словари, отражающие эти изменения.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материал для уроков русского языка по теме "Ударение в слове"

Автор: Куранова Людмила Георгиевна

Дата: 16.11.2018

Номер свидетельства: 486032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация для урока русского языка в 10-11 классах по теме "Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпия (задание № 4)" "
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-v-10-11-klassakh-po-tiemie-podghotovka-k-iege-orfoepiia-zadaniie-4"
    ["file_id"] => string(6) "131619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416171920"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Словарная работа на уроках русского языка ( доклад на ШМО учителей начальных классов)"
    ["seo_title"] => string(80) "slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_doklad_na_shmo_uchitieliei_nachal_"
    ["file_id"] => string(6) "444504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513325901"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "" Конспект урока русского языка" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4"
    ["file_id"] => string(6) "138363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417532186"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Написание слов с безударным гласным".Урок русского языка.2 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "napisaniie-slov-s-biezudarnym-ghlasnym-urok-russkogho-iazyka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420191143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства