Просмотр содержимого документа
«Логические пятиминутки»
«Логическая пятиминутка» № 41
(вводная)
Цель: Способствовать формированию целостного представления о неполном комплексном сравнении, т.е. научиться устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать следующую группу учебно-логических умений – комплексное сравнение. Давайте вспомним, что значит осуществлять сравнение.
Осуществлять комплексное сравнение - это значит - устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
Комплексное сравнение осуществляется по следующему алгоритму:
Рассмотрим общий алгоритм сравнения:
1. Определение объектов сравнения.
2. Определение аспекта сравнения объектов.
3. Анализ и синтез объектов в соответствии с аспектом сравнения.
Если существенные признаки сравниваемых объектов известны, то их выбирают в соответствии с аспектом сравнения.
4. Сопоставление существенных признаков сравниваемых объектов, т.е. определение общих и/или отличительных существенных признаков сравниваемых объектов. (Если мы только определяем сходство или различие, то осуществляется неполное сравнение.)
5. Определение только различия или только общих признаков.
6. Вывод. Необходимо представить общие и/или отличительные существенные признаки сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков. В некоторых случаях необходимо привести причины сходства и различия сравниваемых объектов.
Задание: Сравните волка и собаку.
- Что у них общего? (Это животные, млекопитающие, семейство псовых)
- Что разное? ( Объект питания, назначение, отношение с человеком)
Таким образом, мы можем заключить, что и волк, и собака являются животными, различающиеся средой обитания и образом жизни.
Данные отличия объясняются различием мест обитания и происхождения.
Умение выполнять комплексное сравнение необходимо нам не только в школе на уроках, но и в повседневной жизни.
«Логическая пятиминутка» разработана учителем МБОУ гимназия № 12 г. Липецка Соколовой Татьяной Семеновной.
Задание: мы должны составить комплексное сравнение этих стран.
Дайте общее и конкретное название всем объектам.
(Это страны: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки).
Определите существенные признаки этих объектов (географическое положение, население, столицы, политический строй, политику и т.д) ( Российская Федерация – многонациональное государство, расположенное в двух континентах Европе и Азии. Российская Федерация является крупнейшим по площади государством в мире. Общая площадь 17125407 кв.км. Столица России – город Москва. Государственный язык – русский. Смешанная республика федеративного устройства. Население -146519759 чел. Денежная единица – рубль.
Соединенные Штаты Америки (США) – федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа – Колумбия. Эта страна, расположена в Северной Америке. Столица США - Вашингтон. Территория США составляет примерно 9,6 миллионов кв. км (что является примерно половине площади России). Население США равняется 309 млн. человек. (3 место в мире после Китая и Индии). В США нет государственного языка, но фактически самым распространенным языком в стране является английский язык. Денежная единица – доллар.
Определите основание для комплексного сравнения т.е. общее существенное различие.
Таким образом, мы можем заключить, что и США, и Россия – страны. Они различаются: географическим положением, площадью, населением, государственным языком, денежными единицами, столицами.
Умение выполнять комплексное сравнение необходимо нам не только в школе на уроках, но и в повседневной жизни.
«Логическая пятиминутка» разработана учителем МБОУ гимназия № 12 г. Липецка Соколовой Татьяной Семеновной.