Личностно - ориентированное обучение в начальной школе
Личностно - ориентированное обучение в начальной школе
Данное сообщение содержит теоретические выкладки по вопросам личностно-ориентированного обучения в начальной школе. Может оказаться полезным учителям для повышения профессиональной квалификации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно - ориентированное обучение в начальной школе»
Личностно-ориентированное обучение
на этапе начального общего образования
Освещаемые вопросы:
Суть личностно-ориентированного обучения
Цель личностно-ориентированного обучения
Концептуальные положения
Принципы личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Главная действующая фигура в этом процессе – ученик, который является не только субъектом жизнедеятельности, но и рассматривается как субъект культуры – её носитель, хранитель, пользователь. Именно поэтому в процессе обучения младших школьников применяются технологии развивающего обучения (на уровне начального образования). В период обучения подростков применяется технология проблемного обучения, а для старших школьников – рефлексивно-творческая технология. Но следует отметить, что элементы указанных выше технологий успешно применяются и на начальном этапе обучения младших школьников, т.к., используя субъективно-личностный подход, отношение к каждому ученику, как к уникальности, неповторимости, дает возможность учителю пробудить в ребенке (уже на самом начальном этапе образовательной деятельности) пытливость ума, природные творческие задатки того или иного характера.
Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся (учеников), учета и развития их индивидуальных особенностей.
Концептуальные положения личностно-ориентированного обучения:
ученик (обучаемый) является главной фигурой учебного процесса;
познавательная деятельность является главенствующей в процессе обучения, а учитель - помощник в ее осуществлении;
самостоятельное приобретение и применение учеником знаний является приоритетным в обучении ученика, а не усвоении им «готовых знаний»;
главными являются совместные дискуссии, размышления, самостоятельная деятельность ученика, но не натаскивание в получении знаний и умений в готовом виде;
при обучении обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности личности ученика;
происходит постоянная дифференциация обучения и воспитания обучающихся.
Принципы личностно-ориентированного обучения
Основу личностно-ориентированного обучения составляют гуманистические принципы, подчеркивающие право ребенка на собственный путь развития.
Принцип личного целеполагания , т.е. самостоятельная постановка цели своей деятельности.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. (Ученик получает возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, тем самым происходит поощрение взгляда ученика на изучаемую проблему.) Данный принцип способствует стимулированию самооценки у ученика.
Принцип метапредметных основ образовательного процесса. (Обучение осуществляется от предмета к метапредмету, т.е. «выход» ученика за рамки одного предмета с учетом его субъективного опыта и знания в этом направлении.) Данный принцип позволяет учитывать возрастную особенность младшего школьника, его целостное восприятие окружающего мира.
Принцип продуктивности обучения. (Стремление к приращению нового знания: со-исследования, проводимые учеником совместно с учителем и выход на самостоятельные мини-исследования.)
Принцип первичности образовательной продукции обучающегося. (Ученик представляет свои знания учителю и одноклассникам по вопросу, который предстоит изучать.)
Принцип ситуативности обучения. (Создание ситуации успеха, творчества для мотивации ученика.)
Принцип образовательной рефлексии. (Ученик осознает не только сделанное на уроке, но и как он это сделал)
Опираясь на указанные принципы личностно-ориентированного обучения, получаем формулу «Три П» - понять, признать, принять. Педагогу (учителю) необходимо увидеть ребёнка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения. (ПОНЯТЬ)
Учителю следует выстроить позитивное отношение к индивидуальности ребёнка, тем самым признать его индивидуальность, несмотря на личные взгляды, несовпадающие с взглядами ученика. (ПРИЗНАТЬ)
И, безусловно, учителю необходимо уважать право ученика на самостоятельное решение последним тех или иных проблем, в пределах его компетенции. (ПРИНЯТЬ)
Следует отметить, что на этапе начального образования обозначенный федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение находятся в тесной связи между собой, поэтому современная педагогическая деятельность учителя должна быть ориентирована на реализацию задач, направленных как на обучение ученика новым знаниям, так и на решение воспитательных задач образования – создание условий для формирования гармонически развитой, нравственно совершенной личности ученика.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Элберт Хаббард)
Эту мысль философа следует считать приоритетной профессиональной задачей каждого учителя начальных классов, т.к. ее успешное решение позволит сформировать прочный знаниевый фундамент, обогатить опыт, творческий потенциал младших школьников, что поможет им поступательно продолжить обучение и образование, послужит толчком к дальнейшему индивидуальному росту и совершенствованию, обретению персональной успешности на последующих этапах своего развития и становления как личности.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(205) "Личностно- ориентированный подход к воспитанию и обучению учеников через активные формы и методы работы с ними "
["seo_title"] => string(123) "lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-k-vospitaniiu-i-obuchieniiu-uchienikov-chieriez-aktivnyie-formy-i-mietody-raboty-s-nimi"
["file_id"] => string(6) "151473"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420711849"
}
}