Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение детей с ОВЗ в начальной школе»
Личностно-ориентированное обучение детей с нарушениями интеллекта в начальной школе
В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).
В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа. Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.
Задача личностно-ориентированного обучения в начальных классах состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.
Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях школы для детей с ОВЗ то, что здесь должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».
Главное в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы. Личностно-ориентированный подход основан на систематическом и всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и наблюдения за их работой.
Обучение в начальных классах в любой школе – это основа дальнейшего обучения и развития каждого ребёнка. А в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья это является основой основ и обучения и подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии.
Планируя свою работу, учителю необходимо учитывать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика, так как это влияет на процесс усвоения и выполнения учебных заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития. Работа с такими детьми требует более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Следует организовывать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.