«Личностно – ориентированное обучение младших школьников» выступление на РМО
«Личностно – ориентированное обучение младших школьников» выступление на РМО
Данное выступление посвящено вопросам личностно - ориентированного обучения младших школьников. В ней рассматриваются ключевые принципы и методы данного подхода, который ориентирован на развитие уникальной личности каждого ребенка. Обсуждаются основные особенности применения личностно - ориентированного обучения в начальной школе, его влияние на развитие детей, а также роль учителя в создании условий для успешной реализации этого подхода. Приводятся примеры практических рекомендаций для педагогов, направленных на эффективную организацию учебного процесса в рамках личностно - ориентированного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данное выступление посвящено вопросам личностно - ориентированного обучения младших школьников. В ней рассматриваются ключевые принципы и методы данного подхода, который ориентирован на развитие уникальной личности каждого ребенка. Обсуждаются основные особенности применения личностно - ориентированного обучения в начальной школе, его влияние на развитие детей, а также роль учителя в создании условий для успешной реализации этого подхода. Приводятся примеры практических рекомендаций для педагогов, направленных на эффективную организацию учебного процесса в рамках личностно - ориентированного подхода.
Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.
О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Однако, насколько в условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам? Какие технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации? Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.
Цель личностно - ориентированного подхода состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств. Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности.
Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно - ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель - ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Ключевыми словами личностно - ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.
Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно.
Сущность метода проектов - это решение какой - либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности учащихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и надпредметные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата.
Использование личностно - ориентированных технологий способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению.
Основные требования к личностно - ориентированному уроку:
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Виды заданий для развития индивидуальной личности
Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»).
Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»).
Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»).
Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»).
Создание ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно сделать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.
Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно - ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.
Роль учителя в личностно - ориентированном обучении
Учитель в рамках личностно - ориентированного подхода не просто передает знания, но и становится наставником, который помогает ученикам находить свой путь в учебе и жизни. Его роль заключается в создании условий для саморазвития каждого ученика, поддержке его инициативы и стимулировании самостоятельной работы.
Учитель должен:
быть внимательным к каждому ребенку, выявлять его сильные стороны и трудности;
использовать различные методы и приемы для создания комфортных условий для обучения;
поощрять инициативу и творчество учеников.
Практические рекомендации для учителей начальных классов
Для успешной реализации личностно - ориентированного обучения учителям начальных классов рекомендуется использовать следующие подходы:
Использование игровых методов: Игры являются мощным инструментом для мотивации младших школьников и развивают их творческие способности. Игровая форма помогает детям увлекаться учебным процессом, делает его более динамичным и интересным.
Разнообразие форм работы: Чередование индивидуальной, парной и групповой работы способствует улучшению взаимодействия между детьми, развивает навыки общения и сотрудничества.
Применение технологий: Современные информационные технологии могут быть использованы для создания интерактивных уроков, проведения онлайн - экскурсий, работы с обучающими играми и приложениями, что способствует развитию интереса к обучению.
Включение проектной деятельности: Проектная деятельность позволяет детям работать над реальными задачами, развивать самостоятельность и креативность, а также способствует лучшему усвоению материала.
Обратная связь и рефлексия: Важно регулярно проводить рефлексию с учениками, анализировать, что они усвоили, какие трудности возникли и как их можно преодолеть. Обратная связь помогает детям понять, как они могут улучшить свои результаты.
Личностно - ориентированное обучение младших школьников является эффективным инструментом для развития уникальных способностей и талантов каждого ребенка. Этот подход направлен не только на усвоение учебного материала, но и на развитие личностных качеств, саморегуляции и уверенности в себе. Учитель, который использует принципы личностно - ориентированного подхода, помогает детям раскрыться, способствует их всестороннему развитию и формированию активной жизненной позиции.
Реализация личностно - ориентированного обучения требует от педагога высокой квалификации, творческого подхода и внимательности к каждому ученику. Однако результаты, которые можно получить с использованием этого подхода, стоят затраченных усилий и времени.
Список литературы
Котова Е. Г., Савельева Е. Б., Линева Е. А. ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // МНИЖ. 2021. №7-4 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-v-sotrudnichestve-kak-sposob-realizatsii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov
Перепросова Вероника Константиновна, Романова Наталья Александровна Развивающее личностно-ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС // Интерактивная наука. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschee-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos
Преснякова В. Н., Ромашева Е. А. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole