Личностно- ориентированный подход к воспитанию и обучению учеников через активные формы и методы работы с ними
Личностно- ориентированный подход к воспитанию и обучению учеников через активные формы и методы работы с ними
«Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии
её качеств, черт и проявлений, а не только ученик»
Ш. Амонашвили
Личностно- ориентированный подход к воспитанию и обучению учеников через активные формы и методы работы с ними, является моей темой самообразования. Вот уже девятый год я работаю по программе УМК «Перспективная начальная школа». Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Учебно-методический комплект «ПНШ» реализует требования ФГОС начального общего образования.
Образовательные технологии:
Личностно-ориентированное обучение.
Парная и групповая деятельность.
Деятельность по решению практических задач.
Диалоговое обучение.
Игровая деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность.
УМК «Перспективная начальная школа» учитывает потребности и интересы современного ребёнка, предлагая ему:
-Источники
дополнительной информации на выбор (книги и журналы в библиотеке, сайты
интернета, справочники, словари, «походы в Музейный дом» и др.)
-Социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника. --
-Участие в работе научных клубов младших школьников, клуба любителей чтения и русского языка «Ключ и заря» и клуба «Мы и окружающий мир»
В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
-становление личности младшего школьника,
-раскрытие его индивидуальных возможностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно- ориентированный подход к воспитанию и обучению учеников через активные формы и методы работы с ними »
МКОУ «Уланэргинская СОШ»
Личностно- ориентированный подход к воспитанию и обучению учеников через активные формы и методы работы с ними.
«Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии
её качеств, черт и проявлений, а не только ученик»
Ш. Амонашвили
Личностно- ориентированный подход к воспитанию и обучению учеников через активные формы и методы работы с ними, является моей темой самообразования. Вот уже девятый год я работаю по программе УМК «Перспективная начальная школа». Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Учебно-методический комплект «ПНШ» реализует требования ФГОС начального общего образования.
Образовательные технологии:
Личностно-ориентированное обучение.
Парная и групповая деятельность.
Деятельность по решению практических задач.
Диалоговое обучение.
Игровая деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность.
УМК «Перспективная начальная школа» учитывает потребности и интересы современного ребёнка, предлагая ему:
-Источники
дополнительной информации на выбор (книги и журналы в библиотеке, сайты
интернета, справочники, словари, «походы в Музейный дом» и др.)
-Социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника. --
-Участие в работе научных клубов младших школьников, клуба любителей чтения и русского языка «Ключ и заря» и клуба «Мы и окружающий мир»
В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
-становление личности младшего школьника,
-раскрытие его индивидуальных возможностей.
Благоприятным периодом развития интеллекта является младший школьный возраст, когда наиболее интенсивно развиваются восприятие, внимание, формы мышления. Значит, нужно предусмотреть такое построение учебного процесса, при котором на каждом этапе урока формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Для развития ребенка необходимо теоретическое содержание изучаемых предметов, строящихся как система научных понятий. Работа с теоретическим материалом требует от школьников выполнения определенных учебных действий, соответствующих закономерностям теоретического мышления. К ним относятся:
- постановка учебной задачи;
- анализ условия задачи с целью обнаружения связей и отношений в объекте;
- моделирование выделенного отношения
- изучение на модели свойств этого отношения;
- построение системы частных задач, которые решаются общим способом.
Овладение этими действиями позволяет учащимся впоследствии самостоятельно осуществлять учебную деятельность, позволяющую школьникам впоследствии самостоятельно овладевать любыми знаниями.
Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. В учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника .В своей педагогической деятельности активно использую данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую задания:
-с наличием образца выполнения;
-со вспомогательными вопросами;
-с инструкциями;
- с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока. Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников,
ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество. Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
-дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
-дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса. Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах, в группах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов: --- - 1.Внимательно ли ты слушал товарища?
2.Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
3.Верно ли сделал выбор?
4.Что получилось, что не получилось? Почему?
5.Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Особенности групповой работы.
Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
Каждая группа получает своё, определенное задание.
Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
Состав групп меняется
Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, , урок-путешествие, заседание научных клубов и т. д.)
Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:
-групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
-групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
-приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
-групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
-в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выгодский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выгодского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить. В своей работе я активно использую методы проектной и исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, которые являются актуальными на сегодняшний день. Использование личностно-ориентированного метода в обучении и воспитании младших школьников позволяет проявить творчество учителя и ученика, повысить эффективность восприятия учебного материала, качество обучения учащихся, совершенствовать педагогическое мастерство учителя. Данный педагогический метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребенком в отдельности, способствует передаче информации и ее эффективному восприятию учениками. На уроках математики и русского языка я создаюобстановку индивидуального подхода к решению тех или иных проблем. На уроках окружающего мира, технологии – совместной творческой деятельности. Такой подход вызывает настроенность учеников на позитивное общение с педагогом и предметом преподавания. Использование индивидуального подхода позволяет мне повысить не только учебную, но коммуникативную и культуроведческую компетенцию учащихся младших классов. Такие знания, умения и навыки обеспечивают вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Они необходимы моим ученикам для усвоения специфики каждой учебной дисциплины и ориентированы на развитие ребенка как личности. Поэтому мои воспитанники становятся победителями и призерами предметных олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов. Очень важно, чтобы ребенок хотел учиться и в его глазах горел огонек желания познания нового и неизведанного. Ребята моего класса вот уже четвёртый год являются участниками научных клубов «Ключ и заря» и « Мы и окружающий мир». Они ведут почтовую переписку с редакцией данных клубов, целью которой является формирование универсальных учебных действий, методом диалогового общения. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающим требованиям информационного общества, где ребята регулярно проводят заседания клубов. К каждому заседанию ребята готовят сообщения, рефераты, доклады, опыты на определенную тему. Они учатся анализировать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация), аргументируют свою точку зрения, используя в качестве доказательств правила, цитаты.
Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность. Основная её цель-формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Результатами проектно-исследовательской деятельности являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, конференции, переписка с научными клубами «Мы и окружающий мир», «Ключ и заря».
Ведя переписку с научными клубами, дети выполняют задания, которые находятся в учебниках, хрестоматиях, участвуют в заочных олимпиадах. Ребятам присылают благодарственные письма, поздравления за правильные ответы, рекомендации и т.д.
Методический аппарат учебников, тетрадей и хрестоматий (вопросы, задания и ответы на них, прикнижные словари, диалоговые построения учебного материала) позволяют родителям обеспечить семейное чтение, поиск дополнительной увлекательной информации на научно- популярных сайтах в интернете, поддержать у ребёнка интерес к обучению и обеспечить его успех в подготовке проектных исследовательских работ в рамках всероссийских научных клубов «Ключ и заря» «Мы и окружающий мир».
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, им предлагают свою тему.
Научный проект по окружающему миру на тему «Солнце-источник света и тепла» подготовили Орашев Николай, Утиков Алексей, Музлаев Саша. Ребята предложили одноклассникам интересные сообщения по данной теме, тем самым увлекли ребят своим выступлением. Удачные находки во время работы над проектом повысили интерес и привлекли к работе других ребят.
Интересную тему для своего проекта подобрала Таскирова Полина «Почему звенят колокола». Её проект был доведён до успешного завершения, оставив у ребят ощущения гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом Полине представилась возможность рассказать о своей работе, показать то, что у неё получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Она сумела заинтересовать своим выступлением всех присутствующих, а это очень важно.
Проектно-исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, другими источниками информации.
В целях стимулирования развития интеллектуально- творческого потенциала младшего школьника в школе был проведён интеллектуальный марафон «Путь к успеху», где каждый класс защищал свою проектную работу. Тема нашего проекта «Помни, село, земляков своих». С большой ответственностью ребята готовились к презентации этого проекта. Найденный материал дети просматривали, попутно выясняли, что нужно провести анкетирование, опрос жителей посёлка, подбирали фотографии. Нашему проекту на данной конференции присуждено 2-е место.
В апреле 2013 года в МКОУ «Уланэргинская СОШ» был проведён районный легкоатлетический кросс памяти участника боевых действий Сергея Коваленко. На торжественной линейке состоялось открытие Стены Памяти, посвящённой выпускникам школы Эдуарду Бараеву и Сергею Коваленко, погибшим при исполнении воинского долга. Ребята нашего класса завершили свой проект созданием цветника, посадкой живых цветов и выступлением со словами памяти на торжественном открытии Стены Памяти. Таскирова Полина и Долгаева Элзята приняли участие в школьном заочном конкурсе презентаций «Взгляд через призму времени». « Я и моё мнение», посвящённом 70-летию депортации калмыцкого народа. Девочки были награждены грамотами за творческий подход и качественное выполнение работы. В школьной научно – практической конференции «Эхо времени», посвящённой 70- летию депортации народа в Сибирь, ребята моего класса выступили с исследовательской работой по теме «Трагическая судьба народа в творчестве А.Л.Догаева», где заняли 1-е место. В процессе подготовки к презентации ребята ещё больше узнали о творчестве поэта, учителя нашей школы, о его нелёгкой судьбе, о судьбе народа в годы депортации. В школе проходил конкурс на лучшее выступление «Юный репортёр», где Таскирова Полина поделилась с учащимися опытом работы своего класса. Своим выступлением она сумела донести до ребят значимость своей работы, в этом конкурсе заняла 1-е место. Со своей презентацией я выступила перед молодыми педагогами на районном заседании клуба «Пеликан». Результаты моей работы уже видны. 10 апреля 2014 года на торжественной линейке детям были вручены сертификаты, которые выдал всероссийский научный клуб «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир». Он даёт право консультировать членов научного клуба. .Все ученики моего класса стали активными читателям школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас, учась в начальной школе ,могут самостоятельно найти нужную информацию и осветить поставленный перед ними вопрос. А выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
На основании этого можно сделать вывод: по-настоящему эффективная система обучения должна не на словах, а на деле исходить из принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. Она должна моделировать условия для проявления каждым учеником своей самостоятельности, самобытности, самодеятельности, поскольку только в этом случае обучение имеет реальные шансы опираться на индивидуальные интересы, потребности, возможности и личный опыт каждого ребенка.Индивидуальный подходк каждому ученику это не просто благое пожелание. Это необходимое условие построения новой, действительно современной и эффективной системы образования. Именно поэтому,в личностно-ориентированном образовании индивидуализация рассматривается как стержневой принцип организации учебного процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого ученика является одной из важнейших задач образования.