Просмотр содержимого документа
«"Личностно-ориентированное обучение"»
Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.
Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу.
Важной особенностью системы личностно-ориентированного обучения является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно-ориентированную направленность.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, задача учителя при этом заключается, прежде всего, в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает, стараясь помочь слабым учащимся. Учитель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.
Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения разработаны И.С. Якиманской. Они создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников. Поэтому в процессе планирования и организации уроков я опираюсь на некоторые из них:
Продумываю возможности для самопроявления учеников
Использую разнообразный дидактический материал, позволяющий ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения
Предоставляю ученикам возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы
Поощряю высказанные учащимися оригинальные идеи
Организую обмен мыслями, мнениями, оценками
Стимулирую учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей
Стремлюсь к созданию ситуации успеха для каждого ученика
Активизирую субъектный опыт учеников, его использование в процессе урока
Стараюсь применять трудные ситуации, возникающие по ходу урока, как область приложения знаний
Стимулирую учеников к выбору различных способов выполнения заданий
Наша традиционная трехрядная планировка парт приспособлена для слушания. Дети должны “внимать” учителю, не отвлекаться, не общаться друг с другом. Поэтому для работы в группах по 4-5 человек, учащиеся двух парт поворачиваются друг к другу : и доска всем видна при проверке и анализе работ, и общаться можно тихо, без затруднений.
Русский язык
При изучении словарных слов учитываю особенности организма ребёнка 8-9-летнего возраста : у них преобладает наглядно-образное мышление, хотя есть дети, способные запомнить и на слух с первого раза и не способные какое-то время запомнить (использую карточки со словами).
Пока с одними уч-ся идёт работа по запоминанию букв в словарных словах, другие придумывают задания с новыми словарными словами себе или классу или соседу по парте ( разбить слова на группы по какому-то принципу, составить словосочетания сущ+прилаг, причём прилагательное должно обозначать цвет, размер, качество, синоним или антоним).Иногда дети предлагают самим придумать рисунок к букве, и это они с удовольствием делают. Предварительно такие задания можно давать, как дополнительные к домашнему.
На минутке чистописания с первого класса использую цепочки букв разного уровня сложности (не каждый урок, а выборочно), дети сами выбирают себе одну из цепочек и продолжают её. И всегда найдётся ученик, спросивший: « А можно свою придумать ?» или : « А можно просто написать Рр ?»
Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного
Например:
С низким уровнем развития
Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.
Со средним уровнем развития
В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.
С высоким уровнем развития
К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.
(Если ребёнок не справится, то предложить сделать дома со взрослыми)
Работа над сочинением
С низким уровнем развития
Составить рассказ с помощью опорных слов - не обязательно использовать все слова , при желании добавить свои ( Зимушка, ветки, пришла, рассыпала, укрыла, хлопья, голые, хруст, снеговые, снежинки, танцуют, свежий, чистый, прохладная, белая).
Со средним уровнем развития
Прочитать рассказ, вставить пропущенные буквы и озаглавить рассказ.
С высоким уровнем развития
Пишут сочинение по плану.
Задание: Прочитай план. Запиши 1-2 предложения на каждый вопрос, чтобы получился связный текст.
План.
1. Какое время года наступило? 2. Какая погода зимой? 3. Какие стоят деревья? 4. Как живут зимой звери и птицы? 5. Какие любимые игры детей в зимнее время? 6. Нравится ли тебе зима?
Литературное чтение
В первом классе на уроках обучения грамоте знакомлю учащихся с рифмой, учимся подбирать рифму, играем в различные игры: “Складно – Нескладно”, “Отгадка в рифму”, “Подскажи рифму”. На уроках чтения обсуждаем, зачем писатель пишет стихи, какими секретами он пользуется, как научиться самому открывать эти секреты и как научить этому товарищей.
1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, “Ша – ша – ша – мама моет… (малыша)”. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук.
2. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:
ка – ток
то - пот
ту – манн
мо - ток
Ан – тон
ста - кан
ше – пот
хло - пок
Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.
Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:
Например: “Хороша у Тани строчка, А в конце большая … (бочка, точка, почка)”.
“Прыгал птенчик по дорожке, И клевал большие … (мошки, крошки)”.
Во втором, третьем классах на уроках русского языка и литературного чтения продолжается работа, и задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании “Собери четверостишие”, предложения даны вразброску. Это могут быть загадки, считалки и так далее.
Например:
3.
1.
4.
2.
Лягушки все ее боятся
На одной ноге стоит
Стараются не попадаться
И имеет важный вид.
На одной ноге стоит
И имеет важный вид,
Лягушки все ее боятся,
Стараются не попадаться
(цапля)
Такие упражнения развивают логическое мышление, память. Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению. Формируется стихотворчество.
Дополнительно выполнялись задания дома. Я давала рифмованные слова, с использованием которых нужно было сочинить свои двустишия и четверостишия. Например: “опушка – кукушка”, “скворец – дворец”, “мыло – чернила”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами выдумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось:
Есть в лесу одна опушка, Любит там сидеть кукушка
Прилетел весной скворец, Быстро занял свой дворец
Самостоятельный поиск для выполнения подобных заданий способствует открытию новых интересов у учащихся: интереса к поэтическим произведениям, к изобразительно-выразительным возможностям слова, интереса к материалам, выходящим за рамки урока: живописи, музыке.
Главной целью использования стихотворчества не является научить детей писать стихи. Стихотворство- способ раскрыть себя, способность высказываться, передать свои чувства, эмоции. Это очень важно для развития внимания к слову, его лексическому значению. Один из учеников класса (Ягликов Геннадий)пришёл в первый класс хорошо читающим, но за первый класс практически «не вырос» в читательском плане. Читать не любит, хотя может; творческие задания не выполняет. А есть учащиеся (Молчанов Коля), которые читают очень плохо, но проявляют творческую инициативу. Стремятся к большему.
Трудовое обучение
1 этап – организационный
На уроке технологии нпр. знакомлю детей с темой урока: "Жилище".Учащиеся выясняют (используя толковый словарь) значение данного слова, обмениваются имеющейся информацией по данному вопросу. Предлагаю выполнить проект, который расширит знания детей о жилищах. Вместе обсуждаем возможные аспекты темы, выбираем направления своих исследований в соответствии с интересами, планируем деятельность групп и индивидуальную работу каждого, форму презентации проекта.
Таким образом, в ходе обсуждения были выделены следующие темы:
1. Жилища в разные времена.
2. Национальные жилища.
3. Дома литературных героев.
4. Какие бывают дома.
5. Кто и как строит дом.
Результатом данного проекта станет изготовление учащимися макетов домов по собственным эскизам.
2 этап – сбор информации
На данном этапе учащиеся собирают информацию по выбранным направлениям, используя различные источники: учебная и художественная литература, Интернет, библиотеки, походы в музей краеведения, экскурсии по родному городу. При этом я, как учитель лишь направляю деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
3 этап – реализация проекта, создание творческих работ
Учащиеся готовят сообщения, рисунки, представляют свои исследования в презентации (кто сможет), изготавливают макеты домов.
4 этап– презентация проекта.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Итогом данного проекта стала выставка макетов домов по собственным эскизам. При этом каждый ребёнок имел возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
5 этап – дальнейшее использование материалов проекта на уроках окружающего мира, литературного чтения, ИЗО
Осуществление данного проекта развивает у детей инициативность, самостоятельность, повышает познавательную активность. При этом учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, укрепляя межпредметную связь. Работая в группах, у учащихся формируется коммуникативные умения и социальные навыки. И надо только видеть гордость и удовлетворение в лице ребёнка, чью работу я потом использую на других уроках.
Таким образом создаются все необходимые условия для личностного развития каждого ребёнка.
Математика
Я использовала на практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
Принцип целеполагания и мотивации.
Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:
На одних уроках ученики совместно со мной формулируют проблемный вопрос
На других – учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание
На третьих – я на доске записываю только ключевые и вопросительные слова
Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках несколько альтернативных печатных пособий ( учебник, тестовые тетради, проверочные тетради, сборник задач),что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.
Эвристический метод
Этот метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Создаю такую ситуацию, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению (0 ∙ а, 1 ∙ а).
Математика удивительная наука. Она не может существовать сама по себе. Математические знания нужны и для других дисциплин. Очень часто на своих уроках я использую межпредметные связи.
Нпр.: Использую правило в стихах.
“Если ищем ширину, делим площадь на длину”
Цель школьного курса математики состоит не только в усвоении математических теорий, но и о владении применять знания по математики в повседневной жизни. Поэтому я использую такой приём, как мотивация к учению: устное сочинение на тему: «Математика в профессиях моих родителей», «Математика вокруг нас».
Личностно-ориентированный подход во внеурочное время.
Я считаю, что внеурочной деятельности должно быть много и она должна охватывать как можно больше школьников. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности. Одно из направлений личностно - ориентированного обучения – это проектная деятельность. Именно работа над проектом развивает, обогащает ребёнка.
Внеклассные мероприятия сопровождаются накоплением интеллектуального опыта. Занимательная работа может принести большую пользу для развития у детей сообразительности, умения рассуждать самостоятельно и привития интереса к школьным предметам.
Внеклассные мероприятия позволяют раскрыться ученикам, укрепляют их веру в себя и свои возможности, прибавляют творческих сил, приносят радость и желание познавать.
Ещё даются разноуровневые д/з
Предлагая домашнее задание с ориентировкой на средний уровень подготовленности учеников, следует подбирать и задания, требующие дополнительных смысловых нагрузок, творческого поиска правильных способов решения; также как и на уроке предусмотреть определенные меры помощи (образцы решения, алгоритмы, памятки, рисунок или чертеж, вспомогательный вопрос и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностно ориентированное обучение позволяет построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности.
Для того чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое, а всего лишь признать право каждого ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности