Тематическое планирование составлено с учетом программы «Физика 7-9» (авторов Н.С. Пурышевой, Н.Е Важеевской)
Планирование рассчитано на 70 часов, по 2 часа в неделю.
Из них:
№
Тема
Количество часов
1
Введение
6
2
Движение и взаимодействие тел
36
3
Звуковые явления
6
4
Световые явления
16
Контрольные работы – 5 часов:
Лабораторные работы -10 часов:
Учебно-методический комплект
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика – 7: Учебник. – М.: Дрофа, 2011.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика – 7: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика – 7: Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2009.
Сборник задач по физике. 7-9 кл. /Составитель В.И. Лукашик. – 7-е изд.. – М.: Просвещение, 2010
Марон А.Е. Физика: дидактические материалы для 7, 8, 9 классов. - М.: Дрофа, 2011
Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы, М.: Илекса, 2011
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Для коррекции знаний учащихся после контрольной работы проводится работа над ошибками.
Целями обучения физике на данном этапе физического образования являются:
Формирование у учащихся умений использовать методы научного познания, такие как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории;
Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;
Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов; описывать и объяснять физические явления, предоставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по физике 7 класса »
Пояснительная записка
к тематическому планированию по физике в 7 классе
Тематическое планирование составлено с учетом программы «Физика 7-9» (авторов Н.С. Пурышевой, Н.Е Важеевской)
Планирование рассчитано на 70 часов, по 2 часа в неделю.
Из них:
№
Тема
Количество часов
1
Введение
6
2
Движение и взаимодействие тел
36
3
Звуковые явления
6
4
Световые явления
16
Контрольные работы – 5 часов:
Лабораторные работы -10 часов:
Учебно-методический комплект
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика – 7: Учебник. – М.: Дрофа, 2011.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика – 7: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика – 7: Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2009.
Сборник задач по физике. 7-9 кл. /Составитель В.И. Лукашик. – 7-е изд.. – М.: Просвещение, 2010
Марон А.Е. Физика: дидактические материалы для 7, 8, 9 классов. - М.: Дрофа, 2011
Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы, М.: Илекса, 2011
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Для коррекции знаний учащихся после контрольной работы проводится работа над ошибками.
Целями обучения физике на данном этапе физического образования являются:
Формирование у учащихся умений использовать методы научного познания, такие как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории;
Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;
Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов; описывать и объяснять физические явления, предоставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
Тема: Введение 6 ч
Цель изучения введения — формирование у учащихся представлений о том, что изучают физика и астрономия (физические и астрономические явления, физические свойства тел и веществ) и какие методы они используют при этом.
Требования к уровню подготовки учащихся
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
— физические величины и их условные обозначения: длина (l), температура (t), время (t), масса (m);
— физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.
Объяснять:
— роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.
II уровень
Приводить примеры:
— связи между физическими величинами, физических теорий.
Объяснять:
— существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
— измерять длину, время, температуру;
—вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
— записывать результат измерений с учетом погрешности.
II уровень
Уметь:
— соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
—использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
— полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
II уровень
Обобщать:
— на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Демонстрации
Домашнее задание
Дата
Приме
чание
По плану
По факту
1
Что и как изучают физика и астрономия
1
Изучение нового материала
Явления природы. Физические явления. Физические тела. Тело и вещество. Физика – наука о природе. Астрономия – одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии.
Примеры физических явлений: механическое движение, разряды между кондукторами электрофорной машины, разложение света в спектр и др. Различные приборы: метр, термометр, секундомер и др. Объекты из ЭП
§ 1,2 № 1
4.09
2
Физические величины. Единицы физических величин
1
Комбинированный
Физические величины. Значение физических величин. Числовое значение и единица физической величины. Основные, кратные и дольные единицы физической величины
Способы уменьшения погрешности измерения. Измерение малых величин
Измерение размеров малых тел
№ 5, 6
18.09
6
Связь между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий мир
1
Комбинированный
Связь между физическими величинами. Физический закон. Физическая теория
Связь между временем движения тела и пройденным путем. Зависимость объема газа от его температуры. Технические устройства: модель двигателя внутреннего сгорания, лазер и др. объекты из ЭП
§ 6-8
22.09
Тема: Механические явления (37 часов)
Цель изучения данной темы — формирование знаний об основных понятиях и законах механики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса физики основной школы.
Требования к уровню подготовки учащихся
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
— физические величины и их условные обозначения: путь (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), плотность (r), сила (F), давление (p), вес тела (P), энергия (E);
— единицы перечисленных выше величин;
— физические приборы: спидометр, рычажные весы.
Воспроизводить:
— определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;
— формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения скольжения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;
- графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
— законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
— силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
— энергию как характеристику способности тела совершать работу;
— значение закона сохранения энергии в механике.
II уровень
Понимать:
— роль гипотезы в процессе научного познания;
— роль опыта Кавендиша в становлении физического знания;
— существование границ применимости физических законов и теорий (на примере закона всемирного тяготения).
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
— определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения скольжения, механической работы, мощности, КПД;
— строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
— по графикам определять значения соответствующих величин.
Применять:
— знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.
II уровень
Уметь:
— записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления.
Применять:
— изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Классифицировать:
— различные виды механического движения.
Обобщать:
— знания о законах динамики.
Применять:
— методы естественно-научного познания при изучении механических явлений.
II уровень
Обобщать:
— знания на теоретическом уровне.
Интерпретировать:
— предполагаемые или полученные выводы.
Уметь:
— видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;
— отыскивать способы проверки решения проблемы;
— оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Демонстрации
Домашнее задание
Дата
Примечание
По плану
По факту
7
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения
1
Изучение нового материала
Механическое движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относительность механического движения. Тело отсчета
Относительность движения. Объекты из ЭП
§ 9, 10
№ 7 (1-3)
25.09
8
Траектория. Путь. Равномерное движение
1
Комбинированный
Траектория движения. Пройденный путь. Равномерное движение
Траектории движения шарика на нити, мела на домке. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке. Объекты из ЭП
§ 11, 12
№ 7 (4)
29.09
9
Скорость равномерного движения
1
Комбинированный
Скорость равномерного движения. Единицы скорости. Скорость – векторная величина.
Определение скорости движения пузырька воздуха в стеклянной трубке. Объекты из ЭП
§ 12
№ 8 (1, 2, 6)
2.10
10
Лабораторная работа № 3 «Изучение равномерного движения».
1
комбинированный
Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости от времени
№ 8 (4, 5)
6.10
11
Неравномерное движение. Средняя скорость
1
Комбинированный
Неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости
Неравномерное движение тележки. Объекты из ЭП
§ 13
№ 9
9.10
12
Равноускоренное движение. Ускорение
1
Комбинированный
Равноускоренное движение. Ускорение. Формула ускорения. Расчет скорости равноускоренного движения
Объекты из ЭП
§ 14
№ 10 (1-3)
13.10
13
Решение задач
1
Практикум
Расчет скорости равноускоренного движения (с начальной скоростью, равной
v0 и равной нулю). Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от
времени.
№ 10 (4-6)
16.10
14
Инерция
1
Комбинированный
Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции
Изменение скорости движения
тела при действии на него другого тела. Объекты из Э. П.
§ 15
20.10
15
Масса
1
Комбинированный
Взаимодействие тел. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел
Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами (по рис. 44 и 45 учебника). Объекты из Э. П.
§ 16 № 11 (1-4)
23.10
16
Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела».
1
Практикум
Масса и ее единицы. Измерение массы. Рычажные весы
§ 17
6.11
17
Плотность вещества
1
Комбинированный
Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности.
Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ
Сравнение плотностей различных твердых и жидких веществ. Объекты из Э. П.
§ 18;
№ 12 (2, 3)
10.11
18
Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности вещества»
1
Практикум
№ 12 (4-6)
13.11
19
Контрольная работа по теме «Движение. плотность»
1
Контроль знаний
17.11
20
Сила
1
Изучение нового материала
Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Единица силы. Сила — векторная физическая величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение силы, действующей на
тело, по его массе и ускорению движения.
Опыты по рисункам 51 и 44 учебника. Объекты из Э. П
§ 19;
№ 13 (2, 3)
20.11
21
Измерение силы. Международная система единиц
1
Комбинированный
Деформация. Деформация как результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил
с помощью динамометра. Международная система единиц (СИ), основные и производные единицы
Опыты, демонстрирующие упругую деформацию. Динамометр. Объекты из Э. П.
§ 20, 21
24.11
22
Сложение сил
1
Комбинированный
Сложение сил. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.
Сложение сил, действующих вдоль
одной. Объекты из Э. П.
§ 22;
№ 14
28.11
23
Сила упругости
1
Комбинированный
Сила упругости. Пропорциональная зависимость между силой упругости, действующей на упругую пружину, и ее удлинением. Жесткость пружины. Закон Гука.
Упругие свойства пружины и линейки. Упругая деформация пружин с разной жесткостью (по рис. 66 учебника). Объекты из Э.
§ 23;
№ 15 (1, 3, 4)
1.12
24
Сила тяжести
1
Комбинированный
Сила тяжести — причина взаимодействия с Землей. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне.
Объекты из Э. П.
§ 24; № 16
4.12
25
Закон всемирного тяготения
1
Комбинированный
Сила всемирного тяготения.
Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Закон всемирного тяготения
Объекты из Э. П.
§ 25;
№ 17 (2, 4)
8.12
26
Вес тела. Невесомость
1
Комбинированный
Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.
Падение тела, прикрепленного
к упругой пружине. Опыт с демонстрационным динамометром и прикрепленным к нему грузом.
Объекты из Э. П.
§ 26; № 18
11.12
27
Лабораторная работа № 6 «Градуировка динамометра»
1
Практикум
§ 26
15.12
28
Давление
1
Комбинированный
Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике.
Давление твердого тела на опору
(зависимость глубины погружения тела в мокрый песок от действующей на песок силы и площади соприкосновения тела с песком — по рис. 72 учебника). Объекты из Э. П
§ 27;
№ 19 (4-6);
18.12
29
Сила трения
1
Комбинированный
Сила трения. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения скольжения. Формула
для вычисления силы трения. Виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя. Трение в природе и технике. Подшипники.
Измерение силы трения. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода материала соприкасающихся
поверхностей; независимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Сравнение сил трения скольжения и трения качения. Объекты из Э. П.
§ 28;
№20 (2, 3, 5)
22.12
30
Лабораторная работа № 7 «Измерение коэффициента трения скольжения»
1
Практикум
Примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.
§ 28;
№ 20 (1, 6, 7*);
25.12
31
Решение задач
1
Практикум
§ 19-28
12.01
32
Контрольная работа по теме «Силы»
1
Контроль знаний
15.01
33
Механическая работа
1
Изучение нового материала
Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единица работы.
Измерение работы при подъеме
груза и перемещении его по горизонтальной поверхности (с помощью динамометра и демонстрационного метра). Объекты из Э. П.
§ 29;
№ 21 (1—3)
19.01
34
Мощность
1
Комбинированный
Мощность. Единица мощности. Мощность как характеристика выполняемой
работы. Формула для вычисления мощности.
Объекты из Э. П.
§ 30;
№ 22 (2—4);
22.01
35
Простые механизмы
1
Комбинированный
Простые механизмы. Виды простых механизмов.
Различные простые механизмы.
Объекты из Э. П.
§ 31
26.01
36
Правило равновесия рычага
1
Комбинированный
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Плечо силы. Правило равновесия рычага.
Выигрыш в силе. Примеры использования правила равновесия рычага в природе, технике и быту.
Равновесие сил на рычаге (по
рис. 94 учебника). Объекты из Э. П
§ 32;
№ 23 (1—3)
29.01
37
Лабораторная работа № 8
«Изучение условия равновесия рычага»
1
Практикум
№ 23 (4, 5)
2.02
38
Применение правила равновесия рычага к блоку
1
Комбинированный
Блок. Подвижный и неподвижный блок. Равенство работ при использовании
простых механизмов. ≪Золотое правило≫ механики.
Изменение направления действия
силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). Равенство работ. Объекты из Э. П.
§ 33;
№ 24 (1-3, 6)
5.02
39
Коэффициент полезного действия
1
Комбинированный
Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия.
Объекты из Э. П.
§ 34;
№ 25 (1-4).
9.02
40
Лабораторная работа № 9 «Измерение КПД при подъеме тела»
1
Практикум
Повторить § 31—34;
№ 24 (4, 5),
№ 25 (5).
12.02
41
Контрольная работа по теме «Работа. Мощность.»
1
Контроль знаний
16.02
42
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия
1
Комбинированный
Понятие энергии. Единица энергии. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его
скорости. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела, поднятого над землей; деформированного тела. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Относительность величины кинетической и потенциальной энергии.
Опыты, аналогичные изображенным на рисунке 110 учебника. Объекты из Э. П.
Кинетическая энергия движущегося шарика. Потенциальная энергия поднятого над землей тела и сжатой пружины
§ 35
§ 36;
№ 26 (1, 2, 4, 5);
19.02
43
Закон сохранения в механике
1
Комбинированный
Закон сохранения энергии.
Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения.
Превращения энергии при движении шарика по наклонному желобу вниз и вверх; при колебании маятника (желательно маятника Максвелла); при колебаниях шара, закрепленного
между двумя упругими пружинами (по рис. 114 учебника). Объекты из Э. П.
§ 37; № 27
23.02
Тема: Звуковые явления (6 часов)
Цель - сформировать у учащихся представления об источниках и условиях распространения звуковых колебаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
— физические величины и их условные обозначения: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v);
— единицы этих величин: м, с, Гц, м/с;
— диапазон частот звуковых колебаний.
Воспроизводить:
—определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;
— формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука;
— закон отражения звука.
II уровень
Воспроизводить:
—формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
— процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника;
— процесс образования поперечной и продольной волн;
— процесс распространения звука в среде;
— происхождение эха.
Понимать:
— характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;
— характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;
— источником звука является колеблющееся тело;
— характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;
— зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.
II уровень
Объяснять:
— превращения энергии при колебательном движении.
Понимать:
— характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;
— характер зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза;
— характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
— вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;
— вычислять неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;
— вычислять неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;
—определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на нити.
II уровень
Уметь:
— вычислять неизвестные величины, входящие в формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
— знания о характеристиках колебательного движения;
— знания о свойствах звука.
Сравнивать:
— механические и звуковые колебания;
— механические и звуковые волны.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Демонстрации
Домашнее задание
Дата
Примечание
По плану
По факту
44
Колебательное движение
1
Изучение нового материала
Колебательное движение.
Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний.
Различные колебательные движения: колебания математического и пружинного маятников; колебания математических маятников,
имеющих разные длину нити и массу грузов; колебания математических маятников в поле электромагнита и в поле тяжести; колебания пружинных маятников, имеющих пружины разной жесткости и грузы разной массы. Объекты из Э. П.
§ 38,
№ 28 (1, 2);
26.02
45
Звук. Источники звука
1
Комбинированный
Колеблющееся тело — источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой
аппарат человека. Объекты из Э. П.
Звучание: колеблющейся металлической линейки; натянутой струны; камертона и колебания бусины, подвешенной около его ножки.
§ 40
2.03
46
Волновое движение. Длина волны
1
Комбинированный
Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Формула для скорости волны.
Волны на поверхности воды (при-
бор ≪Волновая ванна≫). Волны в шнуре и пружине.
Модель волнового движения. Объекты из Э. П.
§ 41, 42;
№ 31
5.03
47
Звуковые волны. Распространение звука.
Скорость звука
1
Комбинированный
Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Механизм
распространения звука. Хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция.
Скорость распространения звука, ее зависимость от свойств среды и от температуры.
Электрический звонок под коло-
колом воздушного насоса. Объекты из Э. П.
§ 43, 44;
№ 32
9.03
48
Громкость и высота звука. Отражение звука
1
Комбинированный
Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний.
Тембр. Отражение звука. Закон отражения. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.
Зависимость громкости звучания
камертона от амплитуды его колебаний (индикатор-бусинка, подвешенная на нити около его ножки, или перо, прикрепленное к ножке камертона и оставляющее след на закопченной пластинке). Зависимость высоты звука от частоты колебаний камертонов (индикатор — перья, прикрепленные к ножкам двух камертонов, имеющих разную частоту колебаний, и оставляющие следы на закопченных пластинках). Отражение волн на воде с прибором ≪Волновая ванна≫. Объекты из Э. П.
§ 45, 46;
№ 33, № 34
12.03
49
Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа по теме ≪Звуковые
явления≫
1
Контроль знаний
Повторение и обобщение знаний о характеристиках механических и звуковых колебаний, механических и звуковых волн, об условиях получения и распространения звуковых колебаний, свойствах звука.
Основное в главе 2.
16.03
Тема: Световые явления (16 часов)
Цель— знакомство учащихся со световыми явлениями, формирование у них системы знаний по геометрической оптике - основных понятий (световой пучок, световой луч, углы падения, отражения, преломления), основных законов (прямолинейного распространения света, отражения, преломления, независимости световых пучков), применений (зеркала, линзы, оптические
приборы).
Требования к уровню подготовки учащихся
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
— физические величины и их условные обозначения: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;
— недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;
—состав белого света;
—дополнительные и основные цвета.
Распознавать:
— естественные и искусственные источники света;
— лучи падающий, отраженный, преломленный;
— углы падения, отражения, преломления;
— зеркальное и диффузное отражение;
— сложение цветов и смешение красок.
Воспроизводить:
— определения понятий: источник света, световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;
— формулу оптической силы линзы;
— законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света;
— принцип обратимости световых лучей.
Описывать:
—наблюдаемые световые явления;
—особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;
—строение глаза и его оптическую систему.
II уровень
Называть:
— основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось;
— условия применимости закона прямолинейного распространения света.
Воспроизводить:
— определения понятий: увеличение вогнутого зеркала, увеличение линзы;
— формулу линзы.
Описывать:
—особенности изображения в вогнутом зеркале.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
— физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;
— ход лучей в призме;
— ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;
— оптическую систему глаза;
— зависимость размеров изображения от угла зрения;
— причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;
— увеличение угла зрения с помощью лупы;
— происхождение радуги.
Понимать:
— разницу между естественными и искусственными источниками света;
— разницу между световым пучком и световым лучом;
— точечный источник света и световой луч - идеальные модели;
— причину разложения белого света в спектр.
II уровень
Объяснять:
— применения вогнутого зеркала;
— ход лучей в световоде.
Понимать:
— границы применимости закона прямолинейного распространения света;
— зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;
— принцип устройства калейдоскопа.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
— применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления при объяснении явлений;
— изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;
— строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);
— вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.
II уровень
Уметь:
— строить изображение предмета в вогнутом зеркале;
— определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.
На уровне применения в нестандартных
ситуациях
I уровень
Сравнивать:
— оптические приборы и ход лучей в них.
Устанавливать аналогию:
— между строением глаза и устройством фотоаппарата.
Использовать:
—методы научного познания при изучении явлений (прямолинейного распространения, отражения и преломления света).
II уровень
Устанавливать аналогию:
—между вогнутым зеркалом и линзой и ходом лучей в них.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Демонстрации
Домашнее задание
Дата
Примечание
По плану
По факту
50
Источники света
1
Изучение нового материала
Источники света: тепловые и
люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.
Свечение провода, по которому
течет ток. Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, электрическая дуга,
свеча. Объекты из Э. П.
§ 47;
№ 35 (1)
19.03
51
Прямолинейное распространение света.
Лабораторная работа № 10 ≪Наблюдение
прямолинейного распространения света≫
1
Комбинированный
Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного
распространения при прохождении преград малых размеров*. Закон прямолинейного распространения света. Применение явления прямолинейного распространения света на практике.
Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана. Объекты
из Э. П.
§ 48;
№ 36
30.03
52
Световой пучок и световой луч.
Образование тени и полутени
1
Комбинированный
Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.
Световые пучки разной формы.
Изменение формы светового пучка с помощью диафрагмы. Независимость световых пучков. Образование тени и полутени. Модели солнечного и лунного затмений. Объекты из Э. П.
§ 49, 50;
№ 37 (2э); № 38 (1, 4)
2.04
53
Отражение света. Лабораторная работа
№11 ≪Изучение явления отражения света≫
1
Комбинированный
Явления, происходящие при
падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение
света.
Явления, происходящие на границе раздела двух сред: отражение, преломление, поглощение света. Явление отражения света с помощью оптической шайбы. Модельный эксперимент по изучению закона отражения света с помощью
программы ≪Открытая физика≫1. Объекты из Э. П.
§ 51;
№ 39;
6.04
54
Изображение предмета в плоском зеркале
1
Комбинированный
Получение изображения предмета в плоском зеркале. Характеристика изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Управление изображением предмета с помощью плоского зеркала. Перископ.
Получение изображения свечи
или карандаша с помощью плоского зеркала. Объекты из Э. П.
§ 52;
№ 40 (3, 4)
9.04
55
Преломление света
1
Комбинированный
Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную.
Преломление света с помощью сосуда с водой и линейки, с помощью оптической шайбы. Объекты из Э. П.
§ 54;
№ 42
13.04
56
Полное внутреннее отражение
1
Комбинированный
Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика*.
Полное внутреннее отражение с помощью оптической шайбы. Модельный эксперимент по преломлению света и полному внутреннему отражению света с использованием программы ≪Открытая физика≫. Объекты из Э. П.
§ 55, 56*;
№ 43
16.04
57
Линзы, ход лучей в линзах
1
Комбинированный
Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы.
Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Различные виды линз. Ход лучей
в линзе с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью линзы. Объекты из Э. П.
§ 57;
№ 44
20.04
58
Фотоаппарат. Проекционный аппарат
1
Комбинированный
Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем.
Модели фотоаппарата и проекционного аппарата с помощью набора по оптике. Объекты из Э. П.
§ 59;
№ 47
23.04
59
Глаз как оптическая система
1
Комбинированный
Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол
зрения. Расстояние наилучшего зрения.
Модель глаза. Объекты из Э. П.
§ 60;
№ 48;
27.04
60
Очки, лупа
1
Комбинированный
Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Коррекция зрения с по-
мощью очков. Оптические приборы, вооружающие глаз. Лупа. Увеличение лупы.
Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью лупы. Объекты из Э. П.
§ 61;
№ 49
30.04
61
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов
1
Комбинированный
Спектр белого света. Спектральные цвета. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета
спектра.
Разложение белого света в спектр
(явление дисперсии) с помощью призмы прямого зрения. Сложение спектральных цветов с помощью
системы зеркал. Объекты из Э. П.
§ 62, 63;
№ 50, 51
4.05
62
Решение задач
1
Практикум
Итоги главы 3
7.05
63
Контрольная работа по теме ≪Световые
явления≫
1
Комбинированный
11.05
64
Цвета тел. Повторение и обобщение
1
Комбинированный
Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета.