Тема: «Личность учителя и ее значение в формировании коммуникативной компетентности младших школьников».
Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Что такое коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:
межличностной коммуникации;
межличностного взаимодействия;
межличностного восприятия.
Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.
Способности к общению включают в себя:
желание вступать в контакт с окружающими;
умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими .
2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют
комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);
уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Причины:
С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств
Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру с можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
3.Преемственность результатов формирования коммуникативной
компетенции (КК) у детей в периоде 6-9 лет
Сформированность КК детей при поступлении в школу | Планируемые результаты на конец 1 класса | Планируемые результаты по формированию КК выпускников начальной школы |
Коммуникативные: |
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. | Имеет первоначальные навыки работы в группе | Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия; |
| Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре) | Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; |
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений | Умеет задавать учебные вопросы; | Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; |
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим | Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою | Владеет способами разрешения конфликтов: - выявляет, идентифицирует проблему, - находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта, - принимает решение и реализует его; |
Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила | Умеет договариваться | Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия; |
Поддержать разговор на интересную для него тему | Строит простое речевое высказывание | Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
4. Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах.
Использование физминуток на уроках
Работа в группах и мини – группах.
Игровые технологии
Применение элементов технологии уровневой дифференциации
Использование элементы личностно – ориентированного развивающего обучения
Проектная деятельность.
Использование пословиц, поговорок на уроках
Творческий подход в обучении.
Анализ проделанной системной работы показал, что формирование у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям:
развитие речи
этикет общения.
Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.
Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
- игровые приёмы;
- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, нужно знакомить своих учеников с правилами ведения диалога:
- Любое мнение ценно.
- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.
- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.
- Хочешь говорить – подними руку.
- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.
- Обращение начинается с имени.
- Критика должна быть тактичной.
- Отсутствие результата – тоже результат.
- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.
В своей работе можно использовать элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления). В ТРКМ есть очень много различных приемов, но на мой взгляд, для развития коммуникативных компетенций наиболее приемлемым является – кластер. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Прием «Кластера» использую также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. У учеников формируются такие умения, как умения выделять ключевые слова, умение найти ошибку и исправить. Развиваются умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать, умение работать в группе. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.
Работа по развитию речи осуществляется не только через уроки, но и внеклассные мероприятия (классные часы «Кто я и кто моя семья», «Эти незнакомые знакомые слова» и т.д.) и внеурочную деятельность. Основная задача учителя на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.
Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами.
Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Первоклассников мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.
Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.
Эффективными формами работы с учащимися по развитию их коммуникативной культуры являются кружковые или клубные объединения
учащиеся обсуждают вопросы:
С кем из тех людей, которых вы изображали, приятно общаться? Почему?
Вспомните, как вы ведете себя, когда вы бываете негативно (отрицательно) настроены и у вас преобладают плохие мысли.
Как ваше поведение в данный момент влияет на общение с другими людьми? Приведите примеры из личной жизни.
Для развития выразительности речи используются следующие тренинги:
- Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).
- Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).
- Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.
- Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.
Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие тренинги:
- Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.
При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.
- Попрактикуйтесь и из предложенных вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберите те, которые соответствуют следующим ситуациям общения: деловой беседе, непринужденной дружеской беседе, выполнению совместной работы, задания. У младших школьников часто отсутствуют навыки ведения диалога.
Развитию коммуникативных умений способствует игра коммуникативная, так как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым, обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности.
Коммуникативная игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. В начальной школе особенно актуально использование методов и приемов, направленных на параллельное развитие образного и логического мышления. Коммуникативная игра, являясь одним из таких приемов, несомненно, должна быть использована для развития детей. Ребенок, как известно, мыслит действиями. Эти действия есть обобщенные образы внешнего мира. На каждом следующем витке развития игры эти образы становятся информативнее. Работа с образами, пронизывающими всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления, в том числе и творческую интуицию.
Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры.
В ряду приёмов обучения коммуникативной культуре есть место и риторическим задачам и играм, которые, на наш взгляд, имеют особое значение.
В риторической задаче указываются значимые компоненты речевой ситуации и формулируются задания, вопросы и т.д.; требуется создать устное или письменное высказывание. Пример риторической задачи: «Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге - с подарком ваш одноклассник, которого вы не захотели пригласить… Как вы поступите? Что вы скажете?» Адресат - одноклассник; место общения - квартира; обстановка - неофициальная, праздничная; сфера общения - бытовая. Описанная ситуация воспринимается учащимися как реальная, при которой ученик должен словесно реагировать на происшедшее.
В ходе решения риторических задач возникает, как правило, несколько вариантов, иногда значительно отличающихся друг от друга. Необходим следующий этап работы - анализ предложенных вариантов, определение (если возможно) наиболее удачного высказывания (соответствует оно или нет конкретной речевой ситуации, решена ли и в какой мере поставленная задача, эффективна ли «работа» голоса, уместны ли жесты, мимические движения).
Как и риторическая задача, риторическая игра основывается на описании значимых компонентов речевой ситуации: адресат и адресант речи, речевая задача, место общения и др. Риторическая игра предполагает определение победителя (победителей) по заранее указанным критериям.
Риторическая игра состоит из нескольких частей: начальной (вводной), основной и заключительной.
В начальной (вводной) части можно выделить подробную описательную инструкцию, которая содержит основную информацию для участников игры:
1) описание воображаемой ситуации;
2) обозначение и распределение ролей;
3) сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий;
4) обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей;
5) сообщение о времени для подготовки к выступлению; текст - резюме, в котором кратко (сжато, лаконично) повторяется установка на выполнение игровых действий. Т.А. Ладыженская советует: «Прежде всего введите ребят в игровую ситуацию. Опишите её так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание)»
Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным , компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.
Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:
требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
система педагогической культуры учителя
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.
Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:
понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).
Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:
Перцептивный компонент - умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности. Предполагает построение общения учителя с учащимися и их родителями, а также коллегами по работе на основе доброжелательных отношений и профессиональной направленности такого общения. Общение учителя должно оптимально обеспечивать условия для умственного и нравственного развития детей и совершенствования собственной деятельности учителя.
Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.
Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.
Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, мак и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:
Общекультурный критерий.
Общепрофессиональный критерий.
Коммуникативный критерий.
Личностный критерий.
Критерий саморазвития и самообразования.
исследовательский стиль деятельности
Профессиональная компетентность учителя начальных классов
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным , компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.
Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:
требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
система педагогической культуры учителя
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.
Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:
понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).
Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:
Перцептивный компонент - умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.
Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.
Саморазвития и самообразования
Личностный
Коммуникативный
Общекультурный
Общепро-
фессиональный
потребность в обновлении опыта, инновациях
самокритичность, требовательность к себе
специфические психофизиологические свойства
специфические профессиональные свойства
доброжелательный и конструктивный стиль общения
эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении
потребность в общении с детьми, интерес к детям
знание и учет факторов, влияющих на обучение
владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания
владение содержанием учебных дисциплин
культура речи
информированность в области культурных новинок
широта кругозора
культура речи
Литература
1.Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. // Начальная школа плюс До и После. - 2011.
2. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. – 2007
3. Королькова, Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников. // Начальная школа. - 2007.
4. . Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах. // Начальная школа. - 2007.
5. Шкуричева, Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности. // начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». - 2011.
6. http://www.bestreferat.ru/referat-150309.html
http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm
finecompany.ru/filemanager/download/564/
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=653132
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/09/06/professionalnaya- kompetentnost-uchitelya-nachalnykh