Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление»
Рефлексивный отчет по внедрению и обоснованию одного модуля «Обучение критическому мышлению»2000cлов
«Критическое мышление, есть принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить»
Роберт Эннис (2009)
.
«Результатом обучения школьников должно стать овладение ими критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры. Следует разработать долгосрочную Концепцию культурной политики. В ней надо обозначить меры, направленные на формирование конкурентоспособной культурной ментальности учащихся, развитие современных культурных кластеров». Н. А. Назарбаев Послания народу Казахстана 17 января 2014 г.
Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так учителей.
О развитии критического мышления говорили известные психологи. В данное время технологию критического мышления исследуют как западные ученые такие так же и российские ученые .
В данное время все больше распространяются демократические процессы и очевиден тот факт, что молодые люди должны уметь самостоятельно решать проблемы, подходить к ним критически, иметь и применять альтернативные правильные решения. И моя роль как учителя научить их этому, направив их мышление в данное русло.
Технология «Развитие критического мышления» является системной стратегией и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, в разных формах работы. Применение технологии критического мышления повышает у учащихся уровень восприятия материала, побуждает заинтересованность к изучаемой информации, умение работать в коллективе. Технология развития критического мышления способствует тесному взаимодействию учителя с учащимися, анализу работы продуктивной деятельности. Если взять традиционные уроки, в них тоже присутствует трехступенчатая модель урока: повторение изученного объяснение нового материала и его закрепление. Эта модель присутствует всегда, но называется иначе.
Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей. Таким образом, мне необходимо постоянно критически оценивать собственную практику, осознавать и анализировать что в ней получается, а что нет. И не менее важно определить причины этих проблем чтобы не повторять их в будущем.
При планировании и проведении запланированных уроков я старалась использовать приемы и методы критического мышления и конечно, ведущим на уроках был модуль «Обучение критическому мышлению». Уроки с использованием технологии развития критического мышления содержат набор приемов и методов. Я старалась использовать при проведении уроков трехступенчатую подачу материала, включающие: стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии.
Цель стадии вызова – это актуализации знаний учащихся, побуждение интереса к новым знаниям, постановка учащихся целей обучения.
Приемы и методы -это систематизация материала (кластеры, графики, таблицы, схемы).
Я применяла методы и приемы, обеспечивающие у учеников вызов имеющихся уже знаний и мотивировала их к дальнейшему усвоению и изучению материала.
Учащиеся в свою очередь систематизировали уже имеющиеся у них знания составляли вопросы и находили ответы в ходе работы по решению учебной задачи.
Анализ полученной информации в процессе урока, а также ее обсуждение я использовала в групповой работе.
Цель стадии осмысления-приобретение вновь полученных знаний, корректировка учащимися поставленных учебных целей. В этой стадии я применяла методы и приемы, обеспечивающие сохранение интереса по изучаемому материалу, а также старалась осуществить последовательность и плавный переход от полученных раннее знаний к вновь полученным. В этой стадии я привлекала учащихся к групповой работе, применив стратегию «Круглый стол», «Горячий стул».
Следующая стадия – это стадия рефлексии, в которой учащиеся размышляли, анализировали и делали выводы по осуществленной деятельности и выполнению кластеров. В этой стадии я применяла следующие приемы: заполнение кластеров, написание эссе, организация дискуссионной активности и заполнение экрана настроения, рефлексивные листы, стикеры с мнениями.
С данной методикой «Теорией развития критического мышления» я ознакомилась на этапе курсовой подготовки .Если до обучения по программе, я на своих уроках использовала лишь некоторые элементы теории развития критического мышления, то в процессе работы более основательно познакомившись с содержанием, стратегиями, приемами этой технологии, уже могу с уверенностью планировать уроки и наблюдать за учениками.
«Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. На своих уроках я использовала стратегические приемы: путешествия, закрепления изученного материала, уроки-экскурсии, проведение опытов.
Использование этого модуля позволило мне улучшить процесс обучения и сделать уроки более интересными и запоминающимися для учащихся. Я считаю, что технология развития критического мышления своеобразна и интересна, она пробуждает интерес и заинтересованность учащихся и творческий подход учителя.
На первом этапе урока на стадии вызова, я предложила детям определить тему и цель урока самостоятельно. И для этого предложила провести групповую работу по данной теме.
Поделив детей на группы, я хотела увидеть, как дети работают в команде, обсуждают и находят решение поставленной проблемы. Дети по подгруппам использовали муляжи фруктов и овощей.Задание детям показалось очень интересным, но, когда делились на группы, не все хотели быть с теми или иными учащимися. В этом отношении конечно я испытала трудности. Но в процессе работ дети так увлеклись, что все были охвачены работой. Не все учащиеся конечно были активны, и поэтому я старалась их поощрять и подбадривать, задавая вопросы именно им и высказывая им слова поддержки.
Учитывая возрастные особенности учащихся, я провела предварительную работу (попросила принести картинки о значении воздуха, экологии). На стадии вызова я старалась возбудить интерес у детей к изучаемой теме, чтобы сохранить и поддержать его в течении всего урока.
На следующей стадии осмысления учащиеся выполняли свои первые работы. Наблюдая за ними, могу отметить, что не все дети смогли справиться с выполнением постера. Так как активно работали в основном более сильные учащиеся и при оценивании смело аргументировали свои ответы.
Я выбрала групповую модель взаимодействия учащихся так, как «исследовательский разговор, аргументация и диалог- способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний».
На данном этапе мы осуществили защиту детских работ, отметили наиболее интересные идеи и каким образом, полученные знания могут пригодиться в будущем.
Учитывая возрастные особенности моих учащихся, была необходимость проведения физминутки «Утята». Хочу отметить, что учащиеся с удовольствием выполняли физминутку. Даже те учащиеся, которые были не так активны на уроке, после ее выполнения приободрились.
При выполнении практического задания в рабочих тетрадях «применение воздуха» учащиеся активно работали, заполняя таблицу, отвечали на вопросы.
На данном этапе я планировала и распределяла работу, чтобы учащиеся развивали свою речь, высказывали свою точку зрения, смогли грамотно аргументировать свои выводы. Я старалась, чтобы учащиеся с помощью диалогового обучения обогащали свой словарный запас. Так же я использовала постановку тонких и толстых вопросов, привлекала более сильных учеников к поиску нужной информации.
На стадии рефлексии ребята заполняли карточки их эмоционального состояния. Используя этот прием, учащиеся отметили в своей рефлексии, что такая форма работы им очень понравилась. На уроке, на стадии вызова, я провела небольшой зун учащихся, используя взаимопроверку. Конечно же, более сильные и средние учащиеся справились с заданием быстрее и лучше других. Наблюдая за деятельностью детей, я увидела, как сильные учащиеся помогают слабым ученикам, а те в свою очередь прислушиваются.
Проводя разминку «Австралийский дождь» для создания дружественной атмосферы урока на уроке, я обратила внимание что к середине игры раскрепостились даже самые застенчивые и тихие учащиеся. Они радостно реагировали и выполняли каждое мое задание, сменяя движения. Психологически комфортный настрой на урок был получен.
После психологической разминки, в основной части урока в стадии осмысление, учащиеся работали в группах, проводили опыты. Было очень интересно наблюдать как дети выбирали спикера, и я была рада, что дети с низкой активностью с удовольствием выcтупали в этой роли. Такую форму работы я использовала с целью преодоления речевого барьера, а учащиеся с высокой учебной мотивацией выполняли роль учителя в своей группе.
В процессе урока путем обсуждений учащиеся работали по учебнику, выделяя основную мысль, и определяя в ней ключевые слова. На этом этапе урока я организовала игру “Кто больше?”. Учащиеся подбирали как можно больше слов, связанных с деньгами, монетами Такие приемы я использовала не для того, чтобы развлечь учащихся, а для организации умственной серьезной работы. Такая работа позволяет учащимся активизировать мыслительную деятельность, расширяет и обогащает их словарный запас, развивает память.
Третья стадия-рефлексия, самооценка, синтез представлений в соответствии с новой изученной ими информацией и формирование отношения к новым знаниям. Я заметила, когда учащиеся работают в группах, обучение протекает непринужденно, в дружественной атмосфере. Дети спорят, с легкостью помогают друг другу. На всех своих уроках я стараюсь начинать с создания коллаборативной среды ( то есть с эмоционального настроя на урок) для обеспечения психологической атмосферы классе, чтобы привлечь всех учащихся в учебный процесс. Позитивный настрой (каждый в кругу по одному слову пел песню «Голубой вагон» помог мне настроить детей на мажорный лад.
На уроке я использовала постановку проблемных вопросов, а такие стратегии как «Мозговой штурм», «Синквейн», игра «Ассоциации» помогают в самостоятельной работе, выражали свое отношение к поставленной проблеме. Я была приятна удивлена, когда при «Синквейна» учащиеся не только пользовались сложными словами, но и логически и грамматически, правильно выражали свою мысль. Я использовала межпредметную связь, попросила детей придумать предложения со словом покупка, а также слова-ассоциации, связанные с покупкой, магазином, овощи и т.д.. Учащиеся с легкостью справились с заданием такого характера. На этой стадии осмысления дети работали по группам, записывали на кластере и в конце урока они выполняли рефлексию. Для этого я попросила учащихся на голубых полосках бумаги написать о своем настроении и пожелание друг другу.
Применяя такие стратегии как «Мозговой штурм», «Тонкие и толстые вопросы» я хочу добиться развития навыков критического мышления, осуществляя наблюдение за деятельностью учащихся. Я анализировала как они осуществляют работу в группах, как размышляют и анализируют используя новую информацию. На протяжении всего урока я создавала условия для обучения, что их мнения очень важны для учителя.
Работая в группах, учащиеся отвечали на вопросы, решали кроссворд. Я задавала наводящие вопросы, для стимулирования и поддерживания диалогической беседы между ними. Я увидела, что в ходе такой работы даже слабые ученики с энтузиазмом брались за работу и их мнения не оставались без внимания, а значит и понималась их самооценка и учебная мотивация.
Диалогический подход в обучении осуществлялся через парную и групповую работу. Он дает наибольшие возможности к интеллектуальному развитию учеников, так как знания приобретаются в активном обмене мнениями.
Опираясь на схемы задачи и опорные слова ,получив задание составить задачу, ученики очень бурно спорили и обменивались мнениями. Есть дети, которые не активны на уроке , не принимают участия в обсуждении .К моему удивлению эти же учащиеся начал участвовать в споре и составлении задачи. Значит даже просто слушая обсуждение своих одноклассников, он смог составит свое мнение. В дальнейшем я постараюсь привлекать к активному обсуждению каждого ученика, чтобы его мнение было озвучено и он мог принять участие в диалоге.
Роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя.
В стадии рефлексии учащиеся работали с «деревом знаний» и «экраном дискуссионной активности», и заполняли бланк рефлексии по уроку. Все это дало мне возможность осуществить обратную связь с ними.
Таким образом, планируя и проводя уроки, наблюдая за работой учащихся я сделала соответствующие выводы. Мне как учителю надо организовать учебный процесс и работу учащихся. Разрабатывая уроки, я продумывала последовательность этапов работы. Главной задачей было охватить всех учащихся в активный процесс обучения, чтобы учащиеся критически мыслили и проявляли способность самостоятельно учиться.
Я использовала активные формы работы: групповую и работу в парах. Все учащиеся привлекались к совместной деятельности, обменивались идеями, активно высказывали свои мнения и оценивание занимало не маловажное место на моих уроках. Для этого я использовала виды формативного оценивания с помощью «большого пальца», «светофорики» листы самооценки, взаимооценивание. Такие уроки в рамках технологии развития критического мышления помогают сделать деятельность учащихся интересной, активной и успешной для дальнейшего эффективного их развития с целью улучшения качества обучения.
Я планирую в будущем использовать стратегии технологии развития критического мышления в своей практике для создания условий творческой реализации личности учащихся, развития познавательного интереса и их коммуникативных навыков. Для этого мне необходимо будет разработать расширенные задания для своих учеников, создать методическую копилку для обмена идеями с коллегами и единомышленниками. Шире использовать возможности парной и групповой работы, совершенствуя диалоговое обучение. И конечно в большем объеме осуществлять формативное оценивание. Всю теоретическую базу для подобных разработок мне помогли мои коллеги, которые проходили курсовую переподготовку по Программе Кембриджского Университета .И моя основная задача, опираясь на эти знания, улучшить свою дальнейшую практическую работу. Конечно тяжело перестраиваться от традиционной педагогики, но думаю, что консультирование с коллегами и с помощью курсов, которые мы сейчас проходим мне помогут планировать свои уроки в дальнейшем.