kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Критическое мышление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разработку семинара "Критическое мышление"  для учителей начальных  классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«репка от шести шляп»

Предлагаю немного отвлечься и разыграть всем нам известную сказку « Репка», используя метод 6 шляп.

( делимся на 6 групп. Каждая получает свой текст. На подготовку 3 мин)

Представитель каждой группы читает свою версию сказки.







"Сказка про репку" от шести шляп











Версия Белой шляпы

В хозяйстве «Последствия Октября», в центральной усадьбе проживает семья И.В. Пупыркина, который, по словам соседей, занимается выведением новых видов овощных культур. Лицензии на данный вид деятельности г. И. В. Пупыркин не имеет.

Первого мая 2001 года г. И. Пупыркин начал эксперимент по выращиванию выведенной им репы пупырчатой. Данный сорт репы получил латинское название «Репус пупыргигантикус». Товар не сертифицирован.

Согласно предположениям исследователя, данный сорт репы растет в два раза быстрее обычных сортов, а его урожайность в три-четыре раза выше, чем у имею­щихся аналогов.

Пятнадцатого июня 2001 года г. Пупыркин приступил к сбору урожая. Репа дала такой большой урожай, что семья Пупыркиных, состоящая из трех человек и двух домашних животных, не справилась с его уборкой.

После рассмотрения запроса г. И. Пупыркина правление хозяйства выделило ему репоуборочный комбайн системы «Грызун». С помощью репоуборочного ком­байна урожай был убран силами семейной бригады Пупыркиных.






Версия Черной шляпы

 В одной заброшенной деревне, в которой и было-то два полуразрушенных дома, жили-были дед да баба. Были они старые и хворые. В хозяйстве остались у них только облезлые да хромые кот с собакою, да мышь немощная. И вот, когда все были уже при смерти от недоедания, приехала из города внучка. Вся продвинутая такая: губы накрашены, пахнет дорогим парфюмом, в то время, когда родные де­душка и бабушка помирают с голоду! У бабы с дедом глаза заблестели — надежда появилась, что внучка их накормит. Но не тут-то было! Внучка тут и говорит:

— Благотворительностью заниматься сейчас невыгодно! Вы и так на свою пен­сию у меня треть налогов забираете, а еще говорите, что есть нечего!  Нечего вам тут хандрить, да придуриваться. Не в загазованном городе живете, а на свежем воздухе! Вот вам семя репки — новый сорт, французский, голландского развеса. Посадите — вырастет. Если не отрави­тесь, семенами потом торговать будем.

Хорошо, на ту пору уже снег сошел, земля, вроде, отогрелась. Пошел дед в огород, посадил семечко.

Сидят дед с бабкой в избе неделю, другую, третью... И видят, небо все хмурит­ся, да хмурится, солнца не видно, а дождь не идет. Решил дед все-таки из дома выйти, посмотреть, что за погоды во дворе стоят такие хмурые.

Вышел дед на улицу — солнце светит. А под окном гигантская репа вымахала! В два раза больше самого деда вместе с бабкой, если их друг на дружку поста­вить! Вот что свет загораживало.

Дед и не пробовал даже вытаскивать ее из земли. Подошел так пару раз, но­жичком по кусочку отрезал, бабка сварила, они наконец поели.

На ту пору внучка опять приехала, смотрит на репу — слюни текут. Так и за­хлебнулась в слюне-то. А бабка с дедом еще долго ту репу отрезали, да варили, делились с собакой, кошкой и мышью. Только все сильно сокрушались, что наслед­ников у них нет, не на кого семена репкины оставить...








Версия Желтой шляпы

 В одной процветающей чудесной стране жила-была пара любящих друг друга, уже немолодых людей. За свою жизнь они принесли много добра: родили и воспи­тали детей — теперь те в городе живут, пользу людям приносят, построили краси­вый прочный дом — он еще и правнукам служить будет, защищали окружающую природу, помогали животным.

Несмотря на почтенный возраст, они не тратили свое время на просмотр «мыльных опер» или на обсуждение сплетен и политических новостей. Все свободное время они посвятили выведению и выращиванию новых сортов фруктов и овощей. С одной сто­роны, это приносило им дополнительный доход, а с другой — им нравился сам процесс селекции. Общее дело объединяло их и укрепляло их чувства к друг другу.

Однажды, собравшись вечером у телевизора, их дети, живущие в городе, уви­дели репортаж о вручении государственной премии родителям. Те стояли рядом с гигантской репой, которая заняла первое место на выставке достижений сельско­го хозяйства.

Премиальные деньги принесли большую пользу: внучка была отправлена на обучение в Гарвардский университет, а сами супруги наконец смогли осуществить давнюю мечту — отправились в кругосветное путешествие вместе со своими люби­мыми животными.

 



Версия Красной шляпы

 — Вот жизнь, елки-палки, крестьянская, — сокрушенно сплюнул дед и раздра­женно пнул ком грязи. — И семян-то приличных не купить! Одна репа осталась, — уже печально закончил он и обессилено присел на бревно.

—Что делать, и на том спасибо при наших-то пенсиях, — примирительно вор­ковала бабка.

—Да ты что, старая, этого негодяя агронома задумала защищать, — в гневе заорал дед. — Это он все лучшие семена захапал, а нам неходовую репу подсу­нул! — и дед с чувством сломал подвернувшуюся под руки ветку.

— Ничего, ничего, ты посади, может, вырастет, — сказала бабка, смахнув, пока никто не видит, скорбную слезу.

Долго ли коротко ли, выросла репка, да такая огромная, что и солнца не ви­дать.

—Ого! — только и смог сказать дед, удивленно почесывая затылок.

—Вот бог послал, так послал! — радостно залепетала бабка. — Услышал наши молитвы, — и слезы радости полились из глаз бабки.

—А этот агроном, ничего, парень толковый, — романтично протянула внучка, но так, чтобы ее никто не услышал.

—  Нашли, чему радоваться, не мясо же выросло, — разочарованным хором тявкнули и мяукнули Жучка и Мурка.

—  Репка, конечно, не сыр, но есть можно, — загадочно пискнула мышь, урча брюхом.

Все вместе, ведомые каждый своим ожиданием, они вытащили репку. И радо­вались урожаю, как дети.

Версия Зеленой шляпы

 Когда у деда на огороде выросла невиданных размеров репка, встал вопрос: как ее выкапывать и использовать. Дед, а о нем нужно сказать, что он был заслу­женный изобретатель и рационализатор, собрал свое семейство для проведения «мозгового штурма».

— Итак, — начал он, когда его жена, внучка, собака, кот и белая мышь были в сборе, — перед нами стоит серьезная, но приятная проблема. Урожай выведенной тобой, внучка, репы, показал жизнеспособность этого сорта! Поздравляю! Он превзошел все ожидания. Но что будем делать? Предлагаю создать поле идей по проблеме — как выкопать репку. Высказывайтесь, пожалуйста!

— Предлагаю пригласить Ваньку из соседнего села с бригадой, — потупившись сказала внучка.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я предлагаю отрезать от репки по кусочку, пока не кончится, — сказала бабка, потирая руки.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— Предлагаю наброситься на нее всем вместе с разбегу, — протявкала поро­дистая Жучка.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я считаю, что ее надо поливать молоком, чтобы корни захлебнулись и сами отсоединились от земли, тут мы репку и поймаем, — мяукнул кот, облизываясь.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я, — пискнула белая мышь, — могу подточить корешок репки, если вы обес­печите меры безопасности.

—Замечательно, — сказал дед. — А теперь проведем оценку и отбор...

Так, продемонстрировав навыки ситуационного анализа, семья вытащила реп­ку. Потом также творчески они подошли и к проблеме ее использования.

На рынок поступили новые консервы из репы, которые принесли семье нема­лые доходы. 



Версия Синей шляпы

 Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Захотел он вытянуть ее, да не смог один. Ему потребовалась помощь всей семьи, включая даже, на первый взгляд, бесполезного и вредного персонажа. Имеется в виду, конечно, мышь. В чем смысл произошедшего не только для отдельно взятой крестьянской семьи, а для человеческого пути?

Иногда плоды наших трудов неожиданно велики. Но не надо стремиться пожи­нать их в одиночку, необходимо делиться. С другой стороны, сколько же нужно труда вложить, чтобы выросла репка, да еще большая-пребольшая? За этой про­стой метафорой скрывается колоссальный объем внутренней работы, которую делает человек, идущий своим Путем... Никто не видит этого труда, многие дума­ют, что это так просто — вырастить репку! А вы попробуйте! Нет, не каждый на это способен. Здесь, по-видимому, имеется конфликт между творцом и потребителем. Дед, посадивший репку, — творец. Потребитель — тот, кто над ним смеется. Поду­маешь, мол, репка! Но нет — репка это, конечно, не колбаса, но очень полезный продукт. Кстати, если посмотреть состав полезных веществ в колбасе и репке, кто выиграет?

Поэтому дед — дальновидный, заботливый хозяин. Он не станет выращивать продукт, вредный для потенциального потребителя, он — подвижник здорового образа жизни!



Просмотр содержимого документа
«сценарий мероприятия»

Критическое мышление – это способность и стремление оценивать

разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо

обоснованных доказательств.

К.Уейт, К.Таврис



Вед. Добрый день! От имени нашего небольшого, но дружного коллектива я благодарю вас за то, что вы нашли время и пришли к нам в гости. Сегодня мы вас приветствуем на нашей сказочной поляне. Здесь произрастёт много новых идей. Потому что здесь собрались люди творческие, инициативные.

Мы постараемся сделать так, чтобы наша сегодняшняя встреча была не только информативной, но и интересной.

Тема нашего семинара: «Развиваем критическое мышление. Путешествие по тропинкам сказок»

Трудовое обучение – прикладной предмет, в отличие от многих школьных уроков, это, пожалуй, единственный урок, на котором большая часть времени должна быть отведена на практическую работу. Я надеюсь, что некоторые элементы нашего семинара вам понравятся, и вы сможете их применить на своих уроках.

2. Итак, давайте познакомимся! Для того, чтобы нам с вами сегодня было комфортно работать и общаться, нам надо познакомиться. Каждый из вас по очереди, называет свое имя и ту информацию о себе, которая вас объединяет (длина волос, цвет глаз, элементы одежды и т.д.). Сигналом того, что вы закончили говорить и передаете слово рядом сидящему человеку, будет – игрушка, сказочный герой, которая является своеобразным символом трудового обучения. Ее сделали воспитанники студии креативного рукоделия «Весёлка», под руководством Контаревой Натальи Юрьевны. Спасибо им за возможность поработать с таким помощником.

3. Все мы чего-то ожидаем. Это естественно для людей – ожидать. Речь идет не об ожидании автобуса на остановке, а об ожидании реализации каких-то наших планов, желаний, определенного поворота ситуации. Сформулируйте, пожалуйста, чего вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи, напишите эти ожидания на стикере-леписточков сказосного цветочка цветика - семицветика.





Практическая часть

Перед вами на столе разложены фрукты и сладости (муляжи), а также лист бумаги и ручка. Есть и лист, на котором написано «Верю, не верю» (он на понадобиться чуть позже).

Предлагаю вам взять со стола один понравившийся вам десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Смотрим, изучаем.

(участники изучают)

Изучили? Молодцы!

Откладываем десерт. Берем в руки лист и ручку. Вам задание: составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный вами десерт.

(участники пишут)

Достаточно, спасибо.

Теперь, пожалуйста, обведите слово из списка, которое лучше всего описывает вас самих. Выберите одно слово и поясните, почему именно это слово так описывает ваш характер.

(участники объясняют)



Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Сейчас мы проведем практически методические приемы для развития критического мышления учащихся.

Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

Что же принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в наборе методов и приемов, которые направлены на развитие мыслительных навыков учащихся.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия!!!!!!

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

На этой стадии использую такие приемы, как «Верите ли Вы, что…?», «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговая атака» и другие...

 Практическая часть.

1. “Составь слово”.

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

Отгадай буквы, прочтёшь слово

  1. Буква похожая на месяц.

  2. Звонкий Г, глухой …..

  3. Первая буква в алфавите

  4. Стоит за буквой Ж

  5. Дружит в паре с буквой Г

  6. Третья буква в слове ПРИРОДА



.Игра «Верите ли Вы, что…?»



- Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?


- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?



- Верите ли вы, что технология критического мышления трудна и недоступна?



- Верите ли вы в утверждение, что «все новое – это забытое старое»?




Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.


  • Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.



На этом этапе используют такие приёмы как: «Синквейн», «Кластер», «Четвертое лишнее » и др.

Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – изумительные детские творения, с которыми знакомятся родители на классных родительских собраниях, выставках. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Результаты участия в конкурсах, выставках позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.

Четвёртое лишнее”.

Упражнение используется на этапе определения темы урока для развития логического мышления. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Петушок, Пьеро.

3. Ромашка. Василёк. Дюймовочка. Сирень

4. Машина, самолет, автобус, троллейбус.

5.Яблоко, персик, огурец, груша.

Использую анаграммы на этапе изучения нового материала для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.

Анаграммы.

Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите нужное слово.

Например: НОЛС - слон, ОРУК – урок, РАУССТ – страус, - РАЖИФ – жираф

Развиваем логику”

По определению назови слово:

- водяная, зелёная, квакающая;

- маленькая, пугливая, компьютерная;

- интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.


Задание для всех участников:

Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.

Правила написания синквейна.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах(двумя прилагательными).

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвёртая строка – эта фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать.

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия__________________________________________________

Чувство (фраза)____________________________________________

Повторение сути___________________________________________

Каникулы.

Долгожданные, но недолгие.

Планируешь, предполагаешь – не успеваешь.

Ну почему хорошее так быстротечно!

Мгновение.


Критическое мышление.

Знакомое и незнакомое.

Сомневается, активизирует, анализирует.

Нет предела совершенству и фонтану

Идей.


составьте синквейн по теме «Технология развития критического мышления» (задание выполня­ется в парах или группах. Участники читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструмен­том для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и ин­формации).

Сказка

Волшебная, бытовая

Читать, пересказывать, учить

Сказка ложь да в ней намек

А сейчас я хотела бы предложить вам составить кластер по этапам урока, проведенного по технологии критического мышления и используемых методов:


















Творческие вопросы. Многие считают, что творчество – удел избранных, весьма ошибаются. Творить – значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать, вышивать или строить замки. Нет, творчество – это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно не творческим человеком.

Задавая творческие вопросы, можно изменить течение урока. Дело в том, что фантазия по определение не бывает правильной или неправильной – каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и наши! Разумеется в своей области мы – эксперты, но в мире предложений и вымыслов, каждый сам себе специалист.

Творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Благодаря творчеству мы, используя не большие условия, достигаем впечатляющих результатов.

Пример: Что будет, если я к красному платью одену белый шарфик, а потом белые туфли и браслет?

Практические вопросы, требуют от учащихся каких то действий.

Пример: Как мы можем изменить юбку прямого покроя?



Разминка

Мы с вами очень хорошо поработали и немножко устали. Лучший отдых – это смена деятельности. Давайте сделаем небольшую разминку. Ее можно делать как сидя, так и стоя – как вам удобно. Итак, сядьте удобно, свободно и повторяйте за мной.

– Как живешь?

– Вот так! (Показ большого пальца.)

– Как идешь?

– Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)

– А бежишь?

– Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)

– Ночью спишь?

– Вот так! (Руки под щеку и положить на них голову.)

– Как берешь?

– Вот так!

– А даешь?

– Вот так!

– Как шалишь?

– Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.)

– А грозишь?

– Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу)



А дальше, если вы будете использовать эту считалочку на уроках, можете продолжить ее по своему усмотрению.

  • Третий этап «Рефлексия»

  • На этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы, как эссе, метод 6 шляп, «Продолжи фразу»

  • Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

  • Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

  • Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

  • Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

  • Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  • Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о нашем занятии, опираясь на метод «Шесть шляп».

1. Белая шляпа - статистическая (событие оценива­ется на основе данных статистики).

2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оцен­ка события).

3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оцен­ка события).

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).

5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые  вызывает у вас данное событие).

6.Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

6 шляп критического мишления

Белая шляпа. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этом произведении (книге)?», Перечислите героев романа» и т.д.

Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например:

Чёрная шляпа. Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить , что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серия занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Например:

Зелёная шляпа. Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле. Старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо всё время работы разделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Приложение 1 (Сказка «Репка» от шести шляп)



Подведение итогов. Рефлексия

Технология развития критического мышления учащихся распо­лагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия».

Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках


да

Нет



Пошаговое выполнение:

— заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 ар­гумента «за» и «против» тезиса заголовка;

- обменяйтесь мнениями со своими коллегами;

- используя их аргументы, которые кажутся вам убедительны­ми, продолжите заполнение таблицы;

Рецепт применения критического мышления на уроках

Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. Непременно добавьте в каждый свой урок:

  • 12 порций мудрости,

  • 11 порций терпения,

  • 10 порций храбрости,

  • 9 порций работоспособности,

  • 8 порций оптимизма,

  • 7 порций преданности своёму делу,

  • 6 порций вольнодумия и свободомыслия,

  • 5 порций доброты,

  • 4 порции отдыха и заботы о здоровье,

  • 3 порции юмора,

  • 2 порции такта,

  • 1 порцию веры в каждого своего ученика.

Для того чтобы придать остроты и сладости вашему уроку, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте всё хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте всё энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте всё блюдо улыбками, изюминками и веточками радости.

Следуйте чётко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждой своей творческой работы

Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги!

Аппетита к учительскому труду и творчеству!

Просмотр содержимого презентации
«семинар»

Критическое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. К.Уейт, К.Таврис

Критическое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.

К.Уейт, К.Таврис

« Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».   Василий Александрович Сухомлинский

« Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

Василий Александрович Сухомлинский

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией,  учит учиться.
  • Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Это интерактивная технология , то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

- повышение эффективности восприятия информации;  - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;  - умение критически мыслить;  - умение ответственно относиться к собственному образованию;  - умение работать в сотрудничестве с другими;  - повышение качества образования учеников.
  • - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников.
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;  - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;  - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;  - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
  • - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 5. Критическое мышление есть мышление социальное.
  • 1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
  • 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  • 3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.
  • 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • 5. Критическое мышление есть мышление социальное.
В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление 1. Вызов

В основе технологии РКМ

лежит трехфазная структура урока:

3. Рефлексия

2. Осмысление

1. Вызов

Рефлексия Вызов Осмысление «Верные и неверные утверждения » , « Верите ли вы …» , « Загадка » , « Корзина идей » , «Т аблица ЗХУ » , « Да-нетка » , « Дерево предсказаний » , « Перепутанные логические цепочки» таблица – ЗХУ; маркировка текста – «Инсерт»; чтение с остановками; прием «Зигзаг» «Кластер», «Синквейн» «Ромашка вопросов», сводная таблица; концептуальная таблица; сочинение; эссе

Рефлексия

Вызов

Осмысление

«Верные и неверные утверждения » , « Верите ли вы …» , « Загадка » , « Корзина идей » , «Т аблица ЗХУ » , « Да-нетка » , « Дерево предсказаний » , « Перепутанные логические цепочки»

таблица – ЗХУ;

маркировка текста – «Инсерт»;

чтение с остановками;

прием «Зигзаг»

«Кластер», «Синквейн»

«Ромашка вопросов», сводная таблица;

концептуальная таблица;

сочинение;

эссе

Во время этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Некоторые приёмы стадии «Вызова»:  «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
  • Во время этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
  • Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
  • «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
… ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица? 1 - 2 3 + 4 - 5 + - 6 7 - +

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… норы животных, живущих в почве, разрушают её?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

1

-

2

3

+

4

-

5

+

-

6

7

-

+

Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.

В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

пар лёд снег дождь

пар

лёд

снег

дождь

облака туман иней пар роса дождь снег

облака

туман

иней

пар

роса

дождь

снег

Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.
  • Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
  • Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
  • «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.
Приём «Кластер»  (гроздья) Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия тема

Приём «Кластер»

(гроздья)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия

тема

растения

растения

1 строка -1 существительное (тема) 2 строка -2 прилагательных  (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)

1 строка -1 существительное (тема)

2 строка -2 прилагательных

(раскрывающие тему)

3 строка- 3 глагола

(описывающие действия по теме)

4 строка- предложение (отношение к теме)

5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)

Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство нашей страны Кладовая Кровь                   Жидкая, красная     Пульсирует, переносит, защищает        Транспортная система нашего организма      Ткань

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство нашей страны

Кладовая

Кровь

                  Жидкая, красная

    Пульсирует, переносит, защищает

       Транспортная система нашего организма

     Ткань

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.  Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
  • Голова – вопрос темы,
  • верхние косточки – основные понятия темы,
  • нижние косточки – суть понятий,
  • хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Слабое здоровье

Заботливая мать

Мнительная

Слабое чутьё

Какое чувство

вызывает

волчица?

Волчица

вызывает

жалость

Хоть и голодна, несёт добычу детёнышам

Всё её пугало

Часто сбивалась с дороги

Могла питаться только падалью

Тонкие вопросы требуют фактического ответа   Толстые вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? требуют обстоятельного развернутого ответа Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?        

Тонкие вопросы

требуют фактического ответа

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

требуют обстоятельного развернутого ответа

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

 

 

 

 

Это стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
  • Это стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Простые вопросы  (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы  – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие  вопросы (объясняющие) –  побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы  (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы  (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
  • Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
  • Уточняющие вопросы «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
  • Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
  • Творческие вопросы (прогноз) «Как вы думаете , что произойдет дальше…?»
  • Практические вопросы «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Факты Позитивное мышление Проблема Эмоции Творчество Философия

Факты

Позитивное

мышление

Проблема

Эмоции

Творчество

Философия

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей. Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями. Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая. Зеленая . Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.

Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.

Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.

Зеленая . Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Сводная таблица «Полезные ископаемые»

Название

Известняк

Основные свойства

Использование

Белого, серого или желтого цвета;

Гранит

Строительство, мел, мрамор.

Зернистый. Твердый и прочный

Глина

Песок

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Кирпич, посуда

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Железная руда

Дороги, стекло

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

4.Практическая работа в группах.

5.Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь

Метод «Мои предпочтения»

Метод

«Мои предпочтения»

  • три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
  • три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
  • три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Записывайте все идеи учащихся. Не судите о качестве идей (не комментируйте) . Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
  • Записывайте все идеи учащихся.
  • Не судите о качестве идей (не комментируйте) .
  • Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
  • Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
  • Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
  • Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Готов ли я применить технологию развития критического мышления на своих уроках? ДА НЕТ  Таблица используется для фиксации противоположных мнений по конкретному вопросу

Готов ли я применить технологию развития критического мышления на своих уроках?

ДА

НЕТ

Таблица используется для фиксации противоположных мнений по конкретному вопросу

Ученик, который учится без желания, - это все равно что птица без крыльев                                                                                                                            Саади   

  • Ученик, который учится без желания, - это все равно что птица без крыльев

                       

                                                                                                   Саади   

«Мои предпочтения»  Цель метода: расслабление для уставшей группы.  Участники:   вся группа.

«Мои предпочтения»

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Участники:

вся группа.

- три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие; - три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими; -три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
  • - три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
  • - три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
  • -три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Систематизация приемов технологии развития критического мышления по формированию УУД Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения: •     Кластеры.  Таблица «Инсерт».  Таблицы: концептуальная. Стратегия «Фишбоун».  «Бортовой журнал».     Умение формулировать и решать проблемы: •    Стратегия «Фишбоун». Стратегия «Идеал».                                         Умение вести аргументированную дискуссию: •         Таблица «перекрестной дискуссии». Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного: •       Синквейн.  Кластеры.  Эссе . Сводная таблица. Умения в области само- и взаимооценки:        Лист взаимооценки.  Парная письменная взаимооценка. •    Умение планировать собственную учебную деятельность: •     Таблица «Верные-неверные утверждения».  Вопросы «Верите ли вы?».   Кластеры. Коммуникативные умения: •       Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).

Систематизация приемов технологии развития

критического мышления по формированию УУД

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

•     Кластеры.  Таблица «Инсерт».  Таблицы: концептуальная. Стратегия «Фишбоун».  «Бортовой журнал».

    Умение формулировать и решать проблемы:

•    Стратегия «Фишбоун». Стратегия «Идеал».                                      

  Умение вести аргументированную дискуссию:

•         Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

•       Синквейн.  Кластеры.  Эссе . Сводная таблица.

Умения в области само- и взаимооценки:    

   Лист взаимооценки.  Парная письменная взаимооценка.

•    Умение планировать собственную учебную деятельность:

•     Таблица «Верные-неверные утверждения».

Вопросы «Верите ли вы?».

  Кластеры.

Коммуникативные умения:

•       Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Критическое мышление"

Автор: Ванярха Светлана Витальевна

Дата: 29.10.2018

Номер свидетельства: 482617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(81) "priiemy-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "134396"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416743143"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-ispol-zovaniie-modulia-kritichieskogho-myshlieniia-v-obuchienii-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "180256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425144560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ. "
    ["seo_title"] => string(101) "rol-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-kompietientnostnogo-podkhoda-v-obuchienii-i-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "179643"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425045211"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Планирование и рефлексивный отчет о коучинг-занятии для учителей "Использование приемов критического мышления в процессе обучения""
    ["seo_title"] => string(138) "planirovaniieirieflieksivnyiotchietokouchinghzaniatiidliauchitielieiispolzovaniiepriiemovkritichieskoghomyshlieniiavprotsiessieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "278023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453030615"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Планирование и рефлексивный отчет о коучинг-занятии для учителей "Использование приемов критического мышления в процессе обучения""
    ["seo_title"] => string(139) "planirovaniieirieflieksivnyiotchietokouchinghzaniatiidliauchitielieiispolzovaniiepriiemovkritichieskoghomyshlieniiavprotsiessieobuchieniia1"
    ["file_id"] => string(6) "278024"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453030622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства