Просмотр содержимого документа
«Критерии эффективности современного урока»
Критерии эффективности современного урока
Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас мы поговорим с вами о критериях эффективности современного урока. Для начала мне бы хотелось напомнить вам, что же такое эффективность.
Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам (словарь С.И. Ушакова)
Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.
« Эффективность» (в переводе с латинского ) – « эфектос » означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий.
Рассмотрим каждый из критериев (образовательные задачи и их показатели выполнения):
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
- Вариативность приемов формулирования темы и целей учебного занятия совместно с учащимися.
- Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия.
- Формулирование целей в действиях учащихся.
- Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
- Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.
этап изучения новых знаний и способов деятельности
Образовательные задачи этапа
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;
-правил и построенных на их основе алгоритмов.
- Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
- Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами деятельности.
- Качество (правильность, осознанность, полнота, действенность, систематичность знаний) ответов учащихся на последующих этапах учебного занятия, если учитель использовал методы - лекцию, объяснение, рассказ, самостоятельную работа по учебнику и дополнительной литературе.
- Правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие детей в подведении итогов, беседы или самостоятельной работы, если учитель использовал методы - эвристическую беседу, самостоятельную работу учащихся в сочетании с методом беседы, работу учащихся с модулями
- Философское осмысление изучаемого учебного материала.
- Использование учителем при изложении нового материала субъектного опыта учащихся.
этап первичной проверки понимания изученного
Образовательные задачи этапа
- Установить правильность и осознанность изученного материала
- Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
- Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Правильность и осознанность учащимися основного содержания изученного материала большинством учащихся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней.
- Привлечение учащихся класса к дополнению и корректировке ответов школьников.
- Устранение пробелов в понимании учащимися нового материала или нацеливание их на устранение в процессе работы на последующих этапах учебного занятия
- Уровень обратной связи со всеми учащимися
этап закрепления изученного
Образовательные задачи этапа
- Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
- Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи.
- Умения учащихся воспроизводить изученные познавательные объекты
- Умения учащихся воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях.
этап применения изученного
Образовательные задачи этапа
- Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
- Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.
- Углубление знаний учащихся.
этап обобщения и систематизации
Образовательные задачи этапа
- Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся
- Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний
- Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части содержания в целое, классификации и систематизации знаний.
- Выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
- Выделение мировоззренческих идей.
- Уровень обратной связи со всеми учащимися
этап контроля и самоконтроля
Образовательные задачи этапа
- Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий
- Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
- Установить причины выявленных недостатков
- Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Проверка учителем не только объема и правильности знаний учащихся, но и глубины, осознанности, гибкости и действенности этих знаний.
- Активная деятельность учащихся в рамках формирующего оценивания.
- Сравнение достигнутого каждым обучающимся уровня ЗУН с эталоном (требования программы) и (или) с ранее достигнутыми ими ЗУН.
этап коррекции
Образовательные задачи этапа
- Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Динамика перехода учащихся с одного уровня на другой.
этап информации о домашнем задании
Образовательные задачи этапа
- Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения. домашнего задания всеми учащимися в соответствии с их учебными возможностями.
- Наличие индивидуальных заданий (по интересам и по степени сложности).
- Наличие возможностей для выбора учащимися домашнего задания.
- Обращение к субъектному опыту школьников.
этап подведения итогов учебного занятия
Образовательные задачи этапа
- Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Чёткость и краткость этапа.
- Оценка обучающихся результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.
рефлексия.
Образовательные задачи этапа
- Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
- Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества
Показатели выполнения образовательных задач этапа
- Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.
- Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.