Креативное мышление в современном образовании.
Многие психологи считают способность к творчеству-креативность особым качеством личности. Творчеством (креативностью) называют деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, научного познания. Элементы творчества могут присутствовать в различных видах деятельности.
Творческие способности присущи любому нормальному ребенку – нужно только суметь вовремя их раскрыть. Что же такое креативность, креативное мышление? Почему оно так важно. Как научить ребенка мыслить творчески? Творческая деятельность обусловлена двумя принципами – индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Вряд ли есть более ценное качество личности. Чем самостоятельность ( независимость, способность самому, без подсказки, принимать важные решения, и- ответственность – готовность отвечать за свои поступки.
Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и с годами эти качества будут совершенствоваться.
Креативность ( от англ.create – создавать, creative- созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию новых идей, которые отклоняются от традиционных или общепринятых норм мышления. Согласно авторитетному мнению Абрахама Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. По мнению Эдиса Пола Торренса креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке новых вопросов.
Существуют следующие инструменты измерения творческого ( креативного ) мышления ( тест Пола Торренса), позволяющий оценить:
- вербальную креативность
- образную креативнсть
- отдельные креативные способности: беглость ( количество выполненных тестов)
- гибкость ( разнообразие идей)
- оригинальность
- способность видеть суть проблемы
- способность сопротивляться стереотипам.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из безвыходной ситуации.
Всему этому ребенок может обучиться только в процессе общения со взрослыми в ходе совместной деятельности ( как игровой, так и учебной). Поэтому не жалейте времени на общение с ребенком. Старайтесь побуждать его своими вопросами к активности, научите его создавать вопросы самому себе и пытаться самостоятельно на них ответить. Не давайте отрицательных оценок его вопросам, даже если они кажутся вам нелепыми. Строить диалог нужно таким образом, чтобы он больше стимулировал ребенка задавать вам вопросы, а не отвечать на исходящие от вас.
Каждый человек способен мыслить креативно ( творчески ), но. к сожалению, большинство сдерживают эту креативность. Вообще, креативность – очень важный инструмент здравомыслящего нормального человека и является также очень деликатным инструментом, заслуживающая особого внимания. Креативность доступна всем, но её необходимо развивать, тренируя гибкость, быстроту и прогностичность ума.
?