kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие креативного характера профессионального образования в свете идей С.Я. Батышева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном постиндустриальном обществе массовый производительный труд основывается на информации и творческом подходе работника к своим функциональным обязанностям. В этих условиях значительно повышается роль креативного мышления. Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед профессиональной школой задачу подготовки выпускников, способных:

– ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

– самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного характера профессионального образования в свете идей С.Я. Батышева. »

Развитие креативного характера профессионального образования

в свете идей С.Я. Батышева.

Кузьмов К.Р., к.п.н., директор

ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»

В современном постиндустриальном обществе массовый производительный труд основывается на информации и творческом подходе работника к своим функциональным обязанностям. В этих условиях значительно повышается роль креативного мышления. Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед профессиональной школой задачу подготовки выпускников, способных:

– ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

– самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

– грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;

– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Инновационный педагогический процесс должен протекать в форме сотворческого поиска преподавателем и учащимся, обучающимся решению не отдельных задач, а экзистенциальных (вечных, общечеловеческих и мировых) проблем. Результатом этого процесса оказывается смыслотворчество, как формирование ценностно-мировоззренческих установок. Реализацию их на практике можно определить как жизнетворчество, которое и выполняет преобразующую роль в развитии человека. С этой точки зрения, все содержание педагогического процесса, разложенное современной педагогической доктриной на ряд отдельных учебных дисциплин, становится не целью учения и воспитания, а средством выявления обучающимся и преподавателем собственных творческих уникальностей как субъектов развития культуры.

Креативный характер профессионального образования – это основа профессионального становления выпускника, одна из системных дидактических закономерностей. Профессиональное становление выпускника – это процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности, собственной активности, направленной на самосовершенствование. Способность специалиста решать творческие задачи определяется тем, какие возможности предоставляет окружение для реализации потенциала, который в различной степени присущ каждому человеку. Развитие творчества в профессиональном образовании – особый психолого-педагогический процесс, направленный на развитие способности, как у обучающихся, так и у обучающих к творческой деятельности, свершению открытий и изобретений, обладающий новизной и практико-ориентированной значимостью.

Понятие «креативность» – одно из наиболее популярных в современной педагогической науке. Развитие творческого потенциала человека – один из важнейших источников и показателей процветания общества. Проблема творческой самореализации личности имеет гуманистическое звучание. Она теснейшим образом связана с вопросами смысла человеческой жизни, раскрытием внутреннего потенциала человека. Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблемно-конфликтных, коллизийных ситуаций, определяет готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению, самосовершенствованию. Аристотель усматривал высшее благо человека не в наслаждении, не в материальном богатстве, не в добродетели, а в назначении человека, которое воплощается в прекрасном (творческом) выполнении разумной деятельности. Целью творческой деятельности могут быть новые знания, умения, навыки, идеи, теории, открытия, изобретения.

Креативность – это интегративное качество личности, влияющее на ее самоопределение и самосовершенствование, творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению принципиально новых задач, как в профессиональной сфере, так и в других областях.

Многие ученые понимают творчество, как способность решать проблемы. Но его важнейшей задачей является и другая – способность их ставить. Прежде чем решить какую-нибудь проблему, ее нужно найти. А это значительно труднее. Довольно часто нахождение и постановка проблемы важнее ее решения. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Креативный характер профессионального образования развивается в следующих направлениях.

Во-первых, процесс интеграции педагогики. Это интеграция форм обучения; общего и профессионального знания; теории и практики; научного и технического творчества; дидактических концепций и т.д. Сегодня развитие этой тенденции обусловлено переходом экономики на путь технологического развития, доминированием науко- и интеллектуальноемких технологий. Новые технологии, интеграция производственных процессов, освоение новых видов продукции и пр. вносят коррективы в квалификационные характеристики рабочих мест, стандарты образования и другие образовательные компоненты. Интеграция образования, науки, производства создает синергетический эффект, стимулирующий развитие профессионального образования. Синергетический эффект проявляет себя в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов, создаваемых в рамках каждой из подсистем целостной системы «образование – наука – производство», и формирует единое образовательное пространство учреждения профобразования, науки и производства, мощный потенциал творческого развития всех субъектов совместной созидательной деятельности, демонстрируя модель достижения инновационного качества подготовки современных специалистов. Существующие в настоящее время образовательно-научно-производственные объединения являются центрами разработки и внедрения высоких технологий, способствуют мощному развитию как экономики, основанной на знаниях, так и социокультурного пространства, в том числе его образовательной подсистемы. Для современного союза наукоемкого производства и профессионального образования характерна инновационность проектно-технологической деятельности не только профессиональных коллективов, но и каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. В процессе подготовки и выполнения проектов «отфильтровываются» те претенденты на участие, которые успешно актуализируют востребованные личностные и профессиональные компетенции, проявляют инновационное мышление и оказываются способными к непрерывному образованию и самообразованию, творческому самовыражению, саморазвитию, самоорганизации, взаимопониманию и сотрудничеству. Гуманистически ориентированное проектно-технологическое творчество самоорганизующихся коллективов стало главной составляющей экономического успеха любого предприятия, интегрирующего образование, науку и производство.

Во-вторых, дифференциация (диверсификация) образования и процесса обучения. Эта тенденция проявляется в разнообразии типов и видов образовательных учреждений; вариативности учебных планов и программ и многом другом. Дифференцированный подход к обучению как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития обучающихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого учащегося, обучающегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми обучающимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности, с одной стороны, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся. Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных средств. В этом случае учащийся, обучающийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. Компьютерное моделирование позволяет каждому обучающемуся выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия задания. Это способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность обучающимся самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

В-третьих, внедрение в практику обучения новых информационных технологий; компьютеризация обучения. Современные информационные технологии в сочетании с педагогическими технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса; добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков обучающихся, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Информационные технологии органично сочетаются с методом проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же обучающийся владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов. Все большую популярность приобретает компьютерное моделирование. Работа над проектом побуждает учащегося, обучающегося не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Можно выделить совокупность принципов, которая обеспечивает креативный характер профессионального образования.

1. Принцип научности, то есть соответствие учебного материала уровню современной науки; взаимосвязь обучения и научного исследования. Принцип научности предполагает формирование у обучающихся готовности к научно-исследовательской деятельности, овладение умениями и навыками работы с литературой; проведения и представления результатов исследования. Успешная научная карьера специалиста определяется не только его научным багажом и профессиональными связями, но и теми исследовательскими навыками, которые он приобрел за время учебы.

2. Принцип фундаментализации, то есть углубление общетеоретической, общеобразовательной, общенаучной и общепрофессиональной подготовки обучающихся. В настоящее время в сфере профессионального образования требуется не только специальная, но и глубокая общеобразовательная подготовка, обеспечивающая развитие общей, научной и методологической культуры специалиста. Дисциплины фундаментального цикла имеют глобальное значение и для образования в целом, и для дисциплин специальности как научная и когнитивная основа. В ходе реализации этого принципа должна быть заложена основа саморазвития личности. Реализации этого принципа на практике способствует опережающее обучение. Речь идет о таких компонентах образования, которые являются инвариантными в подготовке любого специалиста и дальше при получении им новых специальностей. Общеотраслевая подготовка имеет большое значение: она обеспечивает возможность активной деятельности в любой сфере; наполняет познавательную деятельность обучающихся личностным смыслом, обусловливает высокий уровень их активности, познавательной и профессиональной мотивации. Общеотраслевая подготовка – один из важнейших аспектов опережающего обучения. Второй аспект опережающего обучения – формирование у обучающихся способности к активному применению теоретических знаний в профессиональной деятельности.

3. Принцип систематичности и последовательности, то есть отражение содержательно-логических связей с учетом познавательных возможностей обучающихся, их предшествующей подготовки, междисциплинарных связей. Учебная деятельность обучающихся складывается из последовательно решаемых профессионально ориентированных задач. Выстраивая систему учебных задач по дисциплине, преподаватель прогнозирует развитие у обучающихся творческого мышления, умений и навыков творческой деятельности.

Реализация данного принципа связана с акмеологической технологией обучения. Сущность акмеологической технологии обучения состоит в интегрированном и целенаправленном воздействии на задатки личности, стимулировании развития свойств субъектности. Результатом такого воздействия является высокая креативность и мотивация достижений обучающихся. Акмеологическая технология способствует раскрытию творческого потенциала личности.

4. Принцип субъектной интеграции, то есть деятельностное развитие обучающихся, позволяющее им принять участие в целеполагании, планировании, организации, корректировке собственного образования, формировании позитивных мотивационных установок на выполнение учебной и творческой деятельности. Обучение осуществляется путем личностно-ролевого участия обучающихся в динамических или статических парах, группах, когда каждый учит каждого. Особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест обучающихся и используемые при этом средства обучения, обеспечивающее достижение целей профобразования. В процессе субъектной интеграции развиваются навыки профессиональной творческой деятельности; актуализируются полученные опыт и знания; формируется ответственность за результат коллективной работы; обеспечивается интериоризация знаний; устанавливаются гуманистические взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса; повышается уровень мотивации учебной деятельности обучающихся.

5. Принцип развития эмоционального творчества. М. Хайдеггер в известном «Письме о гуманизме» писал, что субъективные переживания человека определяют его отношение к социальной действительности. Эмоциональное творчество, о котором заговорили на Западе лет десять назад, объясняет то, что многие троечники становятся более успешными в работе, чем отличники. Эмоциональное творчество – это высокий уровень понимания себя, способность слышать и понимать других, предвидеть их действия, контролировать свои и чужие эмоции, уметь принимать правильное решение, способность формировать и мотивировать установку на достижение цели. Творческие люди стали синонимом успеха. Творческий человек – это создатель, для него главное – продукт творчества, как реализация его внутреннего импульса. Академик Наталья Бехтерева утверждает, что творчество преобразует мир. И прежде всего преобразует свой собственный мозг. На практике реализация этого принципа связана с социально-педагогической поддержкой субъектов педагогического процесса, основанной на гуманистическом отношении обучающихся и преподавателей друг к другу; педагогической этике, пропагандирующей гуманное отношение к обучающимся; умении участников образовательного процесса открыто выражать свои мысли. Специфика педагогического общения обуславливает функцию социально-психологического обеспечения образовательного процесса, необходимую для решения учебно-воспитательных задач.

Реализация этих принципов в педагогической практике обеспечивает креативный характер профессионального образования; формирование конкурентоспособной личности, способной к смысло- и жизнетворчеству.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузьмов Константин Робертович

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства