kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Красота родной природы в стихах поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе.

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

- Запишите тему урока в тетрадях (на экране)

Тема нашего урока…

Цели урока…

Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, критик, художник, чтец.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Красота родной природы в стихах поэтов"»

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА



Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях В.Я. Брюсова, С. А. Есенина, А.А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова, понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у шестиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.

Задачи: 

  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;

  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков;

  3. Воспитание любви к природе, Родине.

Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А. Есенина, В.Я.Брюсова. Н. М. Рубцова, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года». 
Ход урока

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. И. Тютчев


  1. Мотивация

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе.

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

- Запишите тему урока в тетрадях (на экране)

Тема нашего урока…

Цели урока…

Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, критик, художник, чтец.

В течение урока члены группы заполняют таблицу.  

Название

Летний вечер

О, как безумно за окном

Мелколесье. Степь и дали

Пороша

Звезда

полей

Образ

Природа

Буря, дождь

Поэт

Сказочный лес

Звезда

Глаголы

Тревога, тоска, покой летнего вечера, неясность цели

Ревёт, бушует, несутся, льют, замирает, жаль, гонит, бороться, разделяет, изнывает

Восхищение, умиление, нежность, воспоминание о детстве

Спокойствие, восхищение зимним пейзажем

Любовь к Родине, стремление человека к лучшей жизни, к счастью и добру

Краски

Розовый, красный, серый, чёрный

Чёрный, серый, свинцовый

Чёрный, жёлтый, зелёный, белый, серебристый

Белый, серый, чёрный

Белый, серебро, золото

Художественные средства:

Эпитеты

Последний луч, розовая дремота, красный диск луны.

Буря злая, ужасная ночь, холод сырой.

Разливные бубенцы, неприглядная дорога, мёрзлые осины, чахленькая местность, звоны осин.

Серые вороны, бесконечная дорога.

Во мгле заледенелой, на свете белом

Олицетворение

Лучи лежат, трава объята дремотой, замирает песня.

Бушует буря, несутся тучи, сожаления гонят, изнывая ветер.

Юность веселиться, зарыдали бубенцы.

Валит снег, стеллит шаль, дорога убегает, дремлет лес.

Звезда смотрит в полынью,

Сравнение




Белой косынкой подвязалася сосна, поднагнула сь как старушка


Метафора





Под золотом осенним, над зимним серебром

Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя, неясности цели и страха за свою судьбу 

Особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром. 
Мир природы сказочен, необычен. 
Настроение стихотворений близко к фольклору, появляется напевность, задушевность. 


Создание позитивного настроя.

Звучит музыкаНа экране проецируются репродукции картин русских пейзажистов.

- Какие чувства вызвали музыка и пейзажи русских художников?

 Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.

Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты  20 века. Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях  родную природу.

 Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного  познакомимся и с самими поэтами.

В XX веке русские поэты по-прежнему вни­мательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтиче­ский язык заметно изменился: в нем появи­лось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении

Желаю вам активной работы, хорошего настроения.

  1. Первым нашим гостем будет

Валерий Яковлевич Брюсов

1873-1924

Первый снег

Серебро , огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах стоят березки,

Черно-голые вчера.

Автор в произведении использует много метафор и эпитетов. Первый снег –это предшественник новогодних праздников, которые символизируют чистоту, несут людям надежду, что их жизнь изменится к лучшему. Предметом восхищения Брюсова стали не леса и поля, а заснеженная Москва. Пораженный ее величием и красотой, автор отмечает: «Целый мир из серебра!». Это впечатление оказывается настолько ярким, что поэт подмечает даже мелочи, на которые ранее никогда не обращал внимания. Обычные березы кажутся ему наряженными в жемчуга. Весь мир преобразился в одну лишь ночь, и Брюсов не перестает этому удивляться. «Все предметы старой прозы волшебством озарены»,-подчеркивает автор.


Александр Александрович Блок

1880 – 1921

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

«Зимний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, в ко­торой лирически передается смена дня вечером и приближение ночи. Но в стихотворении встреча­ются необычные эпитеты — «дремотой розовой», «красный диск луны». Они в большей степени касаются не зрительного восприятия поэта, а его душевных переживаний. Ведь «дремота» не име­ет цвета. Эпитет «розовый» означает умиротво­ренность, спокойствие, мечтательность, возвы­шенный строй чувств. Сочетание «красный диск луны» — не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги дня, отраженной в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогой, беспокойством, суе­той отошел и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда она может думать о вечном, нетленном. Здесь не остается места заботам, печалям, повседневной, обыденной жизни. Все это ушло, как исчезли все практические цели и интересы, которые одолева­ли человека днем. Вечером и особенно ночью он вольно отдается размышлениям и чувствам, вы­соким настроениям и переживаниям о великом и бесценном.

Впрочем, Блок знает и другую ночь («О, как безумно за окном...»), не щадящую бездомных, лишенных крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Это не столько обычный, всем знакомый ветер, сколько ветер метафорический. Он заставляет страдать несчастных и сам же со­чувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах.
О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя...

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!


- В чем смысл стихотворения? Какое настроение передает нам автор?


В стихотворении Блок — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом.



.

Сергей Александрович Есенин

1896 - 1925

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет,
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт

С. Есенин


- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.

В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.

- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.

Ученик: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.

В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование , уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)

Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).

Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.

К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэ­тов всегда заключалась в том, чтобы очищать ду­ши. Перед лицом природы пропадает все нечис­тое, все скверное, все мелкое . Эту вра­чующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».

Ученик: Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень...



Сл. работа: с венкой - с двухрядной гармонью


- Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…

В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:

В стихотворении «Мелколесье. Степь и да­ли...» Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже, чуж­дом ярких красок, но вечно родном и любимом. С русской природой его роднит крестьянское происхождение — как всякий русский человек, он любит быструю езду зимой на санях, сделан­ных из осины, не стесняется признаться в любви каждой березке и всей «чахленькой местности». Его до слез трогает веселье деревенской молоде­жи. Во всем этом проявляется сила духа и нрав­ственное здоровье народа. И сам поэт становится лучше и чище, забывая обо всем суетном и по­стороннем ему как человеку.


- Какие изобразительные средства использует поэт?


Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»).

Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...».

Переходим к следующему стихотворению С.Есенина.

Физминутка под музыку Антонио Вивальди «Времена года.Весна».  Антонио Вивальди ( 1678— 1741) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза.





Анна Андреевна Ахматова

1889 – 1966

Учитель: На стыке веков рождаются и творят гении. Одним из них является Анна Андреевна Ахматова. Сегодня на уроке мы приоткроем завесу над частью её жизни, попытаемся проникнуть в её художественный мир.

 Анна Ахматова родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии –1889 год. В ночь её рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня.

Анна Ахматова была великим поэтом. Она прожила тяжелую жизнь. Счастливым у неё было только детство.

В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой настойчиво проявляется тема природы с удивительной нежностью и любовью.

Об обновлении человека она по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни та­кие...»

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

- Какие чувства вызвало стихотворение?

Ученик: Стихотворение состоит из 8 строк. Наступает весна — и все на свете меняется: «Шумят деревья весело-су­хие, и теплый ветер нежен и упруг». То, что, ка­залось бы, каждый день перед глазами — дом, песня, — обновлено дыханием весны, мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится легким и неузнаваемым.

-  Какие художественные средства использует автор?

Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»). Три строчки начинаются с союза «и». Этот прием называется анафорой.
Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:

...И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Запись ключевых слов композиционных частей в тетради:

1часть:                   2 часть:

Снег                         тело

Луг                           душа

Дерево                   дом

Ветер                      песня)


Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.
Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. Показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).


Николай Михайлович Рубцов

1936-1971

В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью. Н. М. Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Она с высоты небес­ной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льет духовный свет на всю жизнь, делая ее осмысленной и желанной.


ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит под золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...




-Каким чувством проникнуто стихотворение Н. Рубцова?

Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.
Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).
В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету: Звезда полей горит, не угасая,/ Для всех тревожных жителей земли…

- Почему стихотворение Рубцова «Звезда полей» так на­звано? Что вдохновляет поэта?



Дома:

1. Вы прочитали стихотворения А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова. Эти стихотворения вы бу­дете учиться читать выразительно вслух, а некото­рые из них — наизусть.

2. Подумайте, как правильно расставить ударения, опре­делить место паузам, найти верную мелодику, интона­цию для каждого стихотворения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Красота родной природы в стихах поэтов"

Автор: Сагындыкова А.Т.

Дата: 19.05.2021

Номер свидетельства: 580846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению "Красота родной природы в стихотворении И. Бунина "Листопад"" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiukrasotarodnoiprirodyvstikhotvorieniiibuninalistopad4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456573516"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "«Красота родной природы в стихах местных поэтов» конкурс чтецов"
    ["seo_title"] => string(66) "krasota_rodnoi_prirody_v_stikhakh_mestnykh_poetov_konkurs_chtetsov"
    ["file_id"] => string(6) "578304"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1618548090"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Русские поэты о родной природе. "
    ["seo_title"] => string(32) "russkiie-poety-o-rodnoi-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "187854"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426590851"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тема родной природы в стихотворениях брянских поэтов."
    ["seo_title"] => string(53) "tiemarodnoiprirodyvstikhotvorieniiakhbrianskikhpoetov"
    ["file_id"] => string(6) "316948"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460215497"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле."
    ["seo_title"] => string(80) "kraitymoirodimyikraistikhotvorieniiarusskikhpoetov19viekaoprirodieorodnoiziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "288918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454691243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства