– воспитывать чувство восхищения красотой родной природы, гордости за свою родину.
Оборудование: презентации (бюллетени) учащихся по каждому времени года, фонозаписи музыкальных произведений П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, конверты с заданиями.
Предварительное задание: творческим группам – подготовить компьютерную презентацию или выпустить бюллетень по одному из времен года (зима, весна, лето, осень), куда поместить иллюстрации, фотографии, рисунки, стихи брянских поэтов, загадки и забавные вопросы по соответствующему времени года; подготовить выразительное чтение стихотворения брянского поэта о природе наизусть; индивидуальное задание – сыграть роль инопланетянина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– воспитывать чувство восхищения красотой родной природы, гордости за свою родину.
Оборудование: презентации (бюллетени) учащихся по каждому времени года, фонозаписи музыкальных произведений П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, конверты с заданиями.
Предварительное задание: творческим группам – подготовить компьютерную презентацию или выпустить бюллетень по одному из времен года (зима, весна, лето, осень), куда поместить иллюстрации, фотографии, рисунки, стихи брянских поэтов, загадки и забавные вопросы по соответствующему времени года; подготовить выразительное чтение стихотворения брянского поэта о природе наизусть; индивидуальное задание – сыграть роль инопланетянина.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию темы.
Учитель. На сегодняшнем уроке мы обратимся к богатству русского пейзажа, запечатленного в лирике брянских поэтов XX-XXI вв. Эпиграфом к нашей теме прозвучит стихотворение брянского поэта Николая Рыленкова, главной темой творчества которого является родная природа.
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей.
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
О каких временах года говорит поэт? Зима, Весна, Лето, Осень… Эти времена года станут главными героями сегодняшнего урока.
Сегодня на наш урок пришел необычный гость: к нам явился посланец далекой планеты – уфонавт. Он имеет специальное задание: познакомиться с природой планеты Земля в Брянской области страны под названием Россия и составить отчет о своем путешествии на Землю.
Уфонавт приветствует ребят и говорит, что свою командировку он почти завершил и отчет уже составил. Включает компьютер и читает: «Брянская область лежит в западной части Восточно-Европейской равнины, занимая среднюю часть бассейна Десны и лесистый водораздел между ней и Окой.
Крайние точки: северная 54°02′ северной широты, южная 51°50′35″ северной широты, западная 31°14′30″ восточной долготы, восточная 35°19′42″ восточной долготы.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января −7…−9°C, средняя температура июля +18...+20 °C.
Значительная часть области (около четверти общей площади) покрыта лесами. Леса самых разнообразных типов: хвойные, смешанные и широколиственные, а также лесостепь.
Полезные ископаемые: месторождения песков, глин, мела, мергеля и других стройматериалов, а также фосфоритов».
Учитель: Как вы думаете, ребята, полное ли впечатление о природе России составил уфонавт, смогут ли представить жители далекой планеты нашу природу по этому отчету? (Конечно же, нет).
Давайте расскажем пришельцу с далекой планеты о природе нашего края в разные времена года. Для этого каждая группа должна выполнить задание, данное ей в конверте.
Работа в группах. Чтение и анализ стихов о природе. Перед ответами каждой творческой группы звучит музыкальная заставка, соответствующая времени года.
Конверт №1. Осень (в каждом конверте дается несколько экземпляров текстов стихотворений и заданий к ним).
2. Ответьте на вопросы: Что подразумевает лирическая героиня под Жар-птицей? С помощью какого приема передается образ прохладного осеннего воздуха над Десной? С каким настроением написано стихотворение? С помощью каких красок вы нарисовали бы иллюстрацию к этому стихотворению? Обоснуйте свой выбор. Почему грустно звучит финал стихотворения.
3. Продемонстрируйте свою презентацию (бюллетень) и прочитайте выразительно несколько стихотворений брянских авторов по этой теме.
Конверт № 2. Зима
1. Прочитайте стихотворение брянского поэта Николая Поснова.
МЕТЕЛЬ
Эх, метель! Поет по нотам.
Завывает диким псом.
По лугам, лесам, болотам
Кружит белым колесом.
Завивает дни в недели,
Мчит с увала на увал.
Я давно такой метели
Не слыхал и не видал!
Вон как вьется канителью,
Как гуляет за стеной…
Вместе с этою метелью
Сообразно настроенью,
Хочешь – вой, а хочешь – пой!
2. Ответьте на вопросы: С чем ассоциируются у автора звуки метели? Найдите слова, передающие кружение метели. Найдите в этом стихотворении примеры художественных приемов: олицетворения, сравнения, аллитерации и ассонанса. С какой целью их использует автор? Какое настроение вызывает метель у лирического героя?
3. Продемонстрируйте свою презентацию (бюллетень) и прочитайте выразительно несколько стихотворений брянских авторов по этой теме.
Конверт № 3. Весна
1. Прочитайте стихотворение брянского поэта А. Малахова «Пробуждение».
ПРОБУЖДЕНИЕ
Гусем-лебедем май полощется
В сонном омуте синевы.
За деревней – березок рощица
В синих звездочках сон-травы.
Небо –
словно под зыбким обручем:
Глянешь – кружится голова.
Ни дымком, ни случайным облачком
Не запятнана синева.
Но уже над седыми кленами,
Над притихшей землей взвилось
Кротко-нежное
и зеленое
Молодое племя берез.
И, прогреты ветрами теплыми,
С первым пением пускачей
Трактора растянулись во поле
Под конвоем черных грачей.
Плуг – притронься к нему – порежешься.
Солнце – золотом из ведра.
И уставшая дольше нежиться,
Шелохнулась земля: пора!
2. Ответьте на вопросы: В чем смысл названия стихотворения? Какие ощущения звука, цвета, запаха весны вы испытываете при чтении стихотворения? Какую роль в создании весеннего пейзажа играют метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения (приведите примеры)?
3. Продемонстрируйте свою презентацию (бюллетень) и прочитайте выразительно несколько стихотворений брянских авторов по этой теме.
Конверт №4. Лето
1. Прочитайте стихотворение брянского поэта М. Атаманенко «Отцвели тополя».
* * *
Отцвели тополя, отцвели тополя.
Что там белое вдруг запорхало?
Неужель о зиме вспоминает земля?
Или лето немилым ей стало?
Снег нежданный летит на цветы, на траву,
от жары несусветной не тает.
Я как будто в другом измеренье живу
и не каюсь, – наивность святая!
Что-то жду. И надеюсь еще. И люблю.
И мальчишкою – ради забавы –
я снежинки ловлю, как мгновенья ловлю.
Ну, куда вы, дурашки, куда вы?!
А они – от меня. Исчезают вдали.
Не вернешь ни за что, не догонишь.
Отцвели тополя. Тополя отцвели.
Что-то было – и нет на ладони.
2. Ответьте на вопросы: О каком летнем месяце идет речь в стихотворении? Какие снежинки ловит лирический герой стихотворения? Можно ли удержать на ладони эти снежинки? Почему? Почему лирическому герою кажется, что он живет в другом измеренье? Приведите пример сравнения, для чего его использует автор? Выполните устную иллюстрацию к этому стихотворению. Какие краски вы будете использовать?
3. Продемонстрируйте свою презентацию (бюллетень) и прочитайте выразительно несколько стихотворений брянских авторов по этой теме.
Обобщение материала
Учитель: Итак, мы с вами убедились и, надеюсь, сумели доказать нашему гостю, что в природе Брянщины скрыто много чудесного, прекрасного, стоит только взглянуть на нее глазами поэта, художника, композитора.
Уфонавт: Благодарю вас, ребята, за то, что вы с помощью литературы и музыки сумели показать мне красоту и поэтичность вашей родной природы. В заключение мне хотелось бы прочитать стихотворение вашего земляка, брянского поэта Николая Рыленкова, которое, на мой взгляд, очень поучительно.
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас.
Никогда не намокнет под ливнем,
Босиком по росе не пройдет
И под небом пронзительно-синим
Не забудет про дни непогод.
Кто не может с речушкой сдружиться,
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает, как пахнет душица
На поемном лугу вечерком;
И о чем бы они ни старались,
Есть присловье одно про таких:
Ни себе, ни другим не на радость
Суетливые хлопоты их!
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши,
Кто не любит родную природу –
Тот не знает народной души!..
Домашнее задание: напишите сочинение – письмо жителям другой планеты о любимом времени года (с использованием цитат из стихотворений брянских поэтов).