Цель: Выявить специфические ошибки и трудности при формировании навыка чтения у детей с ОНР и подготовить систему коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения.
Задачи:
1. Изучить речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств.
2. Проанализировать ошибки и трудности, тормозящие обучение чтению у детей с ОНР.
3. Разработать серию коррекционных упражнений.
Методические рекомендации включают коррекционно- развивающую деятельность педагога по коррекции нарушения чтения младших школьников. В помощь учителю начальных классов предлагаются методики, диагностики, система коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения у детей с ОНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Коррекция нарушений чтения младшего школьника»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 1 имени А.М.Горького»
городского округа город Фролово
Волгоградской области
«Коррекция
нарушений чтения
младшего школьника»
подготовила
учитель начальных классов
Сиохина Наталья Викторовна
г. Фролово 2016
Содержание
1.Пояснительная записка
3
2. Общая характеристика детей с трудностями в овладении чтением
5
3.Основные направления коррекционно-развивающей деятельности педагога
7
3.1.Диагностическое направление
7
3.2.Коррекционно-развивающее направление
20
3.3 Консультативное направление
34
3.4. Информационно-просветительское направление
35
Список использованной литературы
36
Приложение 1
37
Приложение 2
38
Приложение 3
42
1.Пояснительная записка
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широтой и распростаненностью нарушений чтения в популяции.
Клинико-психологический аспект проблемы нарушения чтения, стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) и скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД) представлены в работах А.Н.Корнева. Диагностический аспект проблемы нарушения чтения разработали Л.Г.Кобзарева и Т.И.Кузьмина («Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция»), Н.Л.Белопольская предложила экспресс-методику определения навыков чтения, счета и письма детей на момент поступления в школу. Р.И.Лалаева и Л.В.Венедиктова (2004) разработали методику диагностики нарушения чтения и письма у младших школьников.
Нейропсихологические методики обследования чтения разработаны И.Ф.Марковской; Л.С.Цветковой; Т.В. Ахутиной, О.Б.Иншаковой. Коррекционный аспект проблемы преодоления нарушений чтения представлен в работах Р.Е.Левиной, Р.И.Лалаевой, И.Н Садовниковой, М.Н.Русецкой, Г.Г.Мисаренко и др.
Разносторонние взгляды ученых об этиологии нарушений чтения и авторские издания, посвященные изучению и коррекции нарушений чтения, вызывают повышенный интерес к данной проблеме, а также определяют ее значимость.
Проблемы изучения навыка чтения рассматриваются представителями разных научных школ. Многие из них указывают на трудности формирования этого процесса у младших школьников, т.к. достаточно сложным является сам психологический процесс овладения чтением. По мнению Л.Ф.Спировой, «чтение – один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произнесением, так и с пониманием читаемого» («Недостатки чтения и пути их преодоления», 1965). Д.Б.Эльконин. писал, что «…восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка». Дефектное развитие речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка чтения.
Чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научить детей читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведённого до автоматизма, а ещё ребёнок обязательно должен сам хотеть читать.
Цель: Выявить специфические ошибки и трудности при формировании навыка чтения у детей с ОНР и подготовить систему коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения.
Задачи:
1.Изучить речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств.
2. Проанализировать ошибки и трудности, тормозящие обучение чтению у детей с ОНР.
3. Разработать серию коррекционных упражнений.
Методические рекомендации включают коррекционно- развивающую деятельность педагога по коррекции нарушения чтения младших школьников. В помощь учителю начальных классов предлагаются методики, диагностики, система коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения у детей с ОНР.
2. Общая характеристика детей с трудностями в овладении чтением
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладению речью происходит одинаковою. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Нарушения речи многообразны. Речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.
Первую группусоставляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения отдельных звуков и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Такие нарушения обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.
Вторую группусоставляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны произношения, фонетических процессов (фонетико-фонематичкское недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих, звонких – глухих, р – л, твёрдых – мягких). Причём у школьников этой группы замены и смешения могут охватывать не все перечисленные звуки. Эти учащиеся имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифферанциации звуков. Эти дети испытывают затруднения (порой значительные) в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие согласные звуки) сходства и различия и артикуляционного (например: свистящие – шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (например: бочка – почка, басня – пашня). Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а часто и на понимание прочитанного.
Третью группусоставляют учащиеся, у которых нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи (общее недоразвитие речи – ОНР). Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (Л.С. Волкова).
Фонетико – фонематические, лексические и грамматические трудности, отмеченные у детей с ОНР, наслаиваясь и дополняя друг друга, приводят к значительным нарушениям речи.
Установлено, что у детей с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:
неустойчивое внимание;
недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
недостаточное развитие способности к переключаемости;
пониженная познавательная активность в области языковых явлений.
3. Основные направления коррекционно-развивающей деятельности педагога
3.1. Диагностическое направление
Для успешности воспитания и обучения детей с речевой патологией необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
своевременно выявить детей с речевыми нарушениями;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
определить оптимальный педагогический маршрут;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребенка;
консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОНР, обусловленным дизартрией всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается учителем - логопедом и составляется на основании ознакомления с медицинской документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими). Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в образовательное учреждение.
Отмечается важность перинатального периода и раннего периода развития в формировании речевых и неречевых процессов (А.Н. Корнев, 1997). Для выявления особенностей внутриутробного и раннего периода развития проводится анкетирование родителей будущих первоклассников (Приложение 1).
Учитель-логопед знакомится с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает ему сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с речевыми нарушениями. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
В качестве источников диагностического инструментария используется тестовая методика Фотековой Т.А.
Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.
Материалы:руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов, стимульный материал (картинки).
Серия 1. Исследование состояния уровня моторной реализации
Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.
балла - нормативное произношение всех звуков группы;
1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Максимальная оценка – 15 баллов.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;
0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,25 – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова)
0 – грубое нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, персеверации) или невыполнение задания.
Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа.
Инструкция: подумай и ответь на мои вопросы.
Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая береза»?
Какое второе слово в этом предложении?
Сколько слогов в слове «рак»?
Сколько слогов в слове «машина»?
Какой третий слог в слове «машина»?
Сколько звуков в слове «рак»?
Сколько звуков в слове «шапка»?
Какой первый звук в слове «шапка»?
Какой третий звук в слове «школа»?
Какой звук после «ш» в слове «школа»?
Оценка:
балл - правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ с первой попытки;
0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Максимальный балл за серию — 10.
Серия 3. Исследование грамматического строя речи.
Повторение предложений.
Инструкция: послушай предложения и постарайся повторить его как можно точнее.
Наступила осень.
Птичка свила гнездо.
Над водой летали белые чайки.
В саду было много красных яблок.
Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Оценка:
балл – правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;
0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений.
Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчик. Мальчик умывается лицо. Собака вышла в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:
1 балл – выявление и исправление ошибки;
0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановки, замены слов);
0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;
0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открывать, дверь
девочка, читать, книжка
доктор, лечить, детей
рисовать, карандаш, девочка
в сад, расти, вишня
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Миша, дать, собака, большая, кость
Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл – предложение составлено верно;
0,5 балла – нарушен порядок слов;
0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов;
0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.
Лена наливает чай…чашки.
Почки распустились…деревьях.
Лодка плывет…озеру.
Чайка летит…водой.
Птенец выпал…гнезда.
Деревья шумят…ветра.
Последние листья падают…березы.
Щенок спрятался…крыльцом.
Пес сидит…конуры.
Большая толпа собралась …театром.
Используется два вида помощи:
- стимулирующая («неверно, подумай еще»);
- в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?)
Оценка:
балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
При выполнении этого задания можно использовать картинки.
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
один стол, а много – это…
стул - …
окно - …
звезда - …
ухо - …
Инструкция: один - дом, а много чего? – Домов.
стол, а много чего? - …
стул - …
окно - …
звезда - …
ухо - …
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0, 5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – форма образована неверно;
0 баллов – невыполнение.
Серия 2. Исследование словаря и навыков словообразования.
1. Называние детенышей животных.
Инструкция: у кошки – котята, а у
козы –
волка –
утки –
лисы –
льва -
собаки -
курицы –
свиньи –
коровы –
овцы –
2. Образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.
Стол, стул, дом, снег, дерево.
3. Образование прилагательных от существительных.
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги - она бумажная
варенье из вишни – кисель из клюквы –
варенье из яблок – салат из моркови –
варенье из сливы – суп из грибов –
варенье из малины – лист дуба –
варенье из клубники – лист осины –
варенье из черники – лист дуба –
кукла из соломы – горка изо льда –
б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
волка за жадность –
зайца за трусость –
медведя за силу –
льва за смелость –
Инструкция: если днем жарко, то день – жаркий, а если -
мороз –
солнце –
снег –
дождь –
ветер –
холод –
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …
кошки – зайца – гнездо орла –
медведя – белки – клюв птицы –
волка – ружье охотника –
льва –
лисы –
Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неверно образованная форма;
0 баллов – невыполнение.
Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений
Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной.
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
Сашу ударил Коля. Кто драчун?
Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале.
Оценка:
1балл – правильное выполнение;
0,5 балла – самокоррекция;
0 баллов – неверный ответ.
Серия 6. Исследование связной речи.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка:
Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены; неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
Горошины.
В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка;
Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса); 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года, с целью определения сдвигов у детей в развитии речевых и неречевых функций. Полученные результаты анализируются и фиксируются в речевых профилях (в виде таблиц и диаграмм).
3.2. Коррекционно-развивающее направление
Для организации коррекционной работы необходимо выявить ошибки чтения у детей. Ошибки чтения при ОНР являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраниться у детей в течение многих месяцев и лет. Они носят специфический характер: это повторяющиеся, типические ошибки. Ошибки чтения при ОНР обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.
Группы ошибок:
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смещениях звуков при чтении. Первая ступенька, ведущая детей к овладению навыкам чтения, - это слоговой способ чтения. Для усвоения слитного чтения слогов ребёнок должен правильно соотнести букву с определённым звуком, не смешивая его с другими. Таким образом, на первом этапе ребёнок видит букву, переводит её в звук, произносит его протяжно, в то же время переводит в звук следующую букву и произносит её, стараясь не делать паузы между двумя звуками, и происходит чудо – получается слог. Этот процесс у детей с ОНР нередко задерживается, «У детей с речевыми недостатками наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются.» (Л.Ф. Спирова) Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения.
Может наблюдаться различный характер замен и смещений:
а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА)
б) замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, И-У и т.д.)
в) недифференцированные, вариативные замены
2.Искажение звукослоговой структуры слова.
Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:
а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА – КАМЕКА)
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения
(ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ)
в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ – ПОД ДОЖДИЕМ)
г) перестановка звуков (ЛОПАТА – ЛОТАПА)
д) пропуски, перестановки слогов(КАНАВА – КАВАНА)
3.Замена слов(ЗАХЛЕСТНУЛО – ЗАХЛОПНУЛО)
4.Аграматизмы при чтении.Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушение падежных окончаний, изменение окончаний глаголов. В процессе чтения ребенок не правильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.
Например:
а) изменение падежных окончаний существительных
(ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА, ИЗ-ПОД ЛИСТЬЯХ, У ТОВАРИЩАХ)
б) изменение числа имени существительного, местоимения (вместо ПИСЬМА – ПИСЬМО, вместо КОСМОНАВТ – КОСМОНАВТЫ)
в) неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, существительного и местоимения (СКАЗКА ИНТЕРЕСНОЕ, ДЕТЕЙ ВЕСЕЛУЮ, НАШ РАКЕТА)
г) изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени (ЭТО БЫЛ СТРАНА, ПРОМЧАЛСЯ МАШИНА, БЫЛА ДЕНЬ)
д) изменение формы, времени и вида глаголов (ОБЛЕТЕЛ ХОЧУ, ГУЛЯЛА НА ПОШЛА)
Систематически и целенаправленно применяю в своей работе с учениками упражнения для формирования периферического зрения; антиципации; для развития объёма, концентрации, устойчивости, внимания; для улучшения памяти; артикуляционные и дыхательные упражнения. Учитываю результаты теппинг - теста, наблюдаю за наличием и отсутствием регрессивных движений глаз, достаточно внимания уделяю смысловой стороне чтения. Очень важно при работе с детьми использовать систему коррекционных упражнений. Система упражнений для преодоления трудностей при обучении чтению у детей с ОНР.
Природный темп деятельности
«Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном темпе осуществляется по команде «Молния».
«Буксир» - чтение текста вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту, за учителем или быстро читающим учеником. Ребёнок читает текст про себя, стараясь поспеть за учителем. Учитель, остановившись на каком-нибудь слове, просит ученика показать место остановки. Если скорость чтения учителя значительно превышает скорость чтения ученика, надо снизить её (важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту).
2) Регрессии
Тренажёр «Окошечко». Для этого берётся лист бумаги размером 10 на 5 см, с правого края прямоугольника вырезается «окошко» по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении тренажёра по строке взгляд ученика будет плавно передвигаться вместе с тренажёром, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрыто.
3) Антиципация
Чтение слов с пропущенными элементами: те…дь (тетрадь), конве…(конверт), мед…дь (медведь). На первом этапе для детей с ОНР можно подобрать соответствующие картинки;
чтение слов справа налево
а) нос, лом, бар
б) хорош, шалаш, казак
в) трос, полк
чтение целых текстов по методике « Всё наоборот». Для детей с нарушениями речи это упражнение очень полезно, так как способствует не только развитию антиципации, но и развивает навыки правильного безошибочного чтения
Ьтсуп к егород еьнежаву
Йикясв теувтсвуч адгесв,
Окьлот мат, едг еьнешуран,
Тидох мокшыдяр адеб…
А енизар, и екавез –
Ееньлетаминвоп ьтыб!
Ан егород – ьтедив иканз,
Хи еьнечанз – ен ьтыбаз!
Етижакссар месв ан етевс,
Ыботч еылсорзв и итед
Аливарп игород иланз
И адгесв хи иладюлбос!
Игра «Прочитай слова и найди лишнее»
Надо переставить буквы, чтобы получились слова.
ААННБ ЛЯКООБ ОМНЛИ ИНААМШ БРИАОСК
Банан яблоко лимон машина абрикос
- найди общее начало и прочитай слова
..шина ..лина ..ма ..газин ..лыш (ма)
Прочитай текст
Кораблик
П-дхватил р- чей мой корабл—и понё- его. К-угом во.ны кип-т, подбрасывает его, из сто-оны в с-орон- ки.ают. А кора-лик плыв- - дал-ше. Я ря-ом с ни- бег- Други- ребя- - за м-ой спеша-.
Но вот и ре-а. По-лыл мо- корабли- в речн-- даль. Вот уже крохо-ной точк—мелькнул и скры-ся.
Ре-ята во-руг шумят, крич--:
- Ю-кин ко-аблик не потонул, в ре-у упл--! Может до са—го мор- теперь доберётся.
Тренажёр «Антиципатор». Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 см и отверстиями шириной в 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист. Тогда ребёнку не приходится её двигать. Решётка накладывается на печатный лист, скрывая части слов. Ученик будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Рекомендую чтение текстов с решёткой по 10-20 минут в день. Для детей с нарушением речи такой вид работы целесообразно проводить с взаимопроверкой: один ученик читает с решёткой, а второй проверяет (при этом текст второго ученика не закрыт решёткой).
4) Артикуляция
Дыхательные упражнения:
а) вдох носом, выдох через рот
б) вдох, задержка дыхания, выдох
в) вдох, выдох по порциям;
- Самолёты взлетают: у-у-у.
- Машины едут: ж-ж-ж.
- Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
- Муха бьётся в стекло: з-з-з-з.
- Летела муха около уха: ж-ж-ж.
- Летела оса около носа: с-с-с.
- Летел комар и звенел: з-з-з.
- Сел на лоб, а мы его хлоп!
- И поймали (кулачок прижимается к уху):
- З-з-з – пусть летит.
-«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку.(2 раза)
-«Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «Ха-а», будто согревая руки. (2 раза)
-«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот. (4 раза)
-Дыхательно–голосовые упражнения
Энергично произносить “п-б, п-б, п-б” (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ); “т-д, т-д, т-д” (укрепляет мышцы языка), “к-г, к-г, к-г” с высунутым языком (укрепляет мышцы полости глотки). Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук “м-м-м-м”, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Улыбнуться с открытым ртом, произнести звуки “о-и-у-п-ф-в”. Произнести звукосочетания “ой-фу-фи”, не удерживая губы пальцами.
-Тонирование
Произнесение или напевание длинных (преимущественно гласных) звуков
Скороговорки с сочетанием пальчиковой гимнастики
1.КУПИ КИПУ ПИК. (Руки лежат на столе как на клавишах (на каждое слово ударяем пальцами по столу по очереди. Начинаем в медленном темпе, а затем идет ускорение).
2.МИМО МАЛЕНЬКОЙ МАРИНЫ ПРОБЕЖАЛ МЕДВЕДЬ С МАЛИНОЙ. (Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу.)
3.ПОЛИЛИ ЛИ ЛИЛИЮ? (Ладони прижаты друг к другу (сомкнуты). На каждое слово ладони размыкаются то вверх, то вниз.)
4. ВОСЕМЬ СЦЕПЩИКОВ ЦЕПЛЯЮТ ЦИСТЕРНЫ. (Большие и указательные пальцы обеих рук образуют два кольца, которые сцеплены между собой. На каждое слово пальчики образуют колечки из других пальцев.)
5.ДВА ЩЕНКА ЩЕКА К ЩЕКЕ ЩИПЛЮТ ЩЕТКУ В УГОЛКЕ. (Кулачки правой и левой руки поочередно ставятся на стол ребром, трутся друг об друга, обхватывают друг друга по очереди.)
6.ТРИДЦАТЬ ТРИ ТРУБАЧА ТРУБЯТ ТРЕВОГУ. (Руки на уровне рта. Все десять пальчиков имитируют игру на дудочке.)
7.ПЕКАРЬ ПЕК КАЛАЧИ В ПЕЧИ. (Пальцы вместе, ладони слегка согнуты “горкой”, правая прикрывает левую. На каждое слово ладони меняются местами.
8.В ТАКСИ ТАКСЕ ТЕСНО. (Сомкнуть руки в замок, вытянуть перед собой, образовав “кольцо”. Выгнуть руки обратной стороной ладонями наружу, сохранив “замок”. Смена положения рук – на каждое слово.)
9. ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА. (Обе ладони лежат на столе. Правая скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх-вниз.)
10. УТОЧКА ВЕРТИХВОСТКА НЫРЯЛА ДА ВЫНЫРИВАЛА, ВЫНЫРИВАЛА ДА НЫРЯЛА. (Локти на столе, ладони под прямым углом. Все пальцы прижаты друг к другу. Вращение кистей от себя к себе.)
11.ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ. (Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.)
12.ДЯТЕЛ ЛЕЧИТ ДРЕВНИЙ ДУБ. ДОБРЫЙ ДЯТЕЛ ДУБУ ЛЮБ. ( Ладони вертикально поставлены друг к другу: правая – распрямлена, а пальцы левой образуют щепотку и упираются в правую ладонь. С одновременным произношением слов – ладони меняются местами.)
13.ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА. (Обе ладони лежат на столе. С началом произношения слов делаем хлопки. Хлопаем ладошками, потом поочередно всеми пальчиками.)
14.РАЗ – ДРОВА, ДВА – ДРОВА, ТРИ – ДРОВА. (Пальцы обеих рук зажаты в кулачки на уровне груди. На каждый счет поочередно выставляются большие пальцы обеих рук, указательные, средние и т.д.)
15.БУБЛИК, БАРАНКУ, БАТОН И БУХАНКУ ПЕКАРЬ ИЗ ТЕСТА ИСПЕК СПОЗАРАНКУ. (Поочередно кулачки – на стол, затем ладони ребром, потом раскрытые ладони на стол.)
16.ПОЛИЛИ ЛИ ЛИЛИЮ, ВИДЕЛИ ЛИ ЛИЛИЮ? (Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На слово “лилию” ладони размыкаются, образуя цветок. Ладони вновь смыкаются, поднимаются вверх, образуя кольцо - “портрет”.)
17.ПЕКАРЬ ПЕК КАЛАЧИ В ПЕЧИ. В ПЕЧИ ПЕК ПЕКАРЬ КАЛАЧИ. (Вместе с произношением скороговорки одна рука гладит себя по голове, а другая зажатая в кулачок стучит по столу.)
18.СИДЕЛ ВОРОБЕЙ НА СОСНЕ, ЗАСНУЛ И СВАЛИЛСЯ ВО СНЕ. (Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. С одновременным произнесением слов ладони меняются местами (усложнить можно, добавив между сменой мест хлопок).)
19.ПАРА ПТИЦ ПОРХАЛА, ПОРХАЛА ДА И ВЫПОРХНУЛА. (Обе ладошки лежат раскрытыми на столе. В одной ладошке бумажный шарик, одновременно с произнесением перекидываем шарик с одной ладошки на другую.)
20.ЧАСОВЩИК, ПРИЩУРИВ ГЛАЗ, ЧИНИТ ЧАСИКИ ДЛЯ НАС. (Ладошки плотно лежат на столе, начиная с мизинца, поочередно поднимаем по одному пальцу: - на правой руке, на левой руке, на обеих одновременно.)
21.У ЕЖА – ЕЖАТА, У УЖА – УЖАТА. (Три положения руки на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе. Сначала каждой рукой, а потом обеими руками вместе. )
22.ЕЛЕ-ЕЛЕ ЕЛИЗАР ЕДЕТ-ЕДЕТ НА БАЗАР. (Упражнение “Колечко, зайка, козочка”. “Колечко” образуют большой и указательный палец. “Зайка” - поднять вверх указательный палец и средний, а остальные в кулачок.)
23.ОТ ГОРОДА ДОРОГА В ГОРУ, ОТ ГОРОДА С ГОРЫ. (Упражнение “Колечко”. Большой палец смыкается с указательным, образуя колечко, затем большой палец смыкается с остальными поочередно.)
24.ЕЛЕ-ЕЛЕ ЛЕНА ЕЛА, ЕСТЬ ИЗ ЛЕНИ НЕ ХОТЕЛА. ( Играем с товарищем по парте в “ладушки”. )
Чтение 15 согласных одного ряда.
1. БКЗСТРМНВЗРШЛНХ
2. ЖЛПФХЧШБРПТСКЛ
3. ВДВХВГМНБСКТФМН
4. ПТКЗРМВДГБВЗРЧ
5. ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ
6. ДГРШКТБСТЦТРСЧШ
7. ТРГХЛДГВЧТБЛМНЗ
8. МФТЧСБНПЖЛЧШГХР
9. БСЛНРЛЦМПДФЖЦЖ
10. НБСМНПРЛКФХЦЧШП
11. ФЩМЖДШХЧМКБПРВС
12. РМНПШЛЖЦСХРЗБЧВ
13. ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК
14. КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ
артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных
АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ
З – С – Ш Ш – Ж – С С – Ч – Щ
БА – БЯ БО – БЁ БУ – БЮ
ЗА – ЗЯ ЗО – ЗЁ ЗУ – ЗЮ
ФА – ФЯ ФО – ФЁ ФУ – ФЮ
упражнение для исправления бокового произношения
И – Й-Й-Й-Й – А
И – Й-Й-Й-Й – О
И – Й-Й-Й-Й – У
И – Й-Й-Й-Й – Э
При этом обязательно плавный вход и плавный выход.
составление и чтение чистоговорок
ТА – ТА – ТА – рот называли уста
ТЕ – ТЕ – ТЕ – раньше писали на бересте
ЕНЬ – ЕНЬ – ЕНЬ – вот наступила осень
БРЬ – БРЬ – БРЬ – идёт месяц октябрь
ЕМ – ЕМ – ЕМ – сказки мы читаем
ВЛЬ – ВЛЬ – ВЛЬ – « Лиса и журавль ».
5) Малое поле зрения
Игра «Что вокруг».
Перед учеником на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2 метра, вешается лист бумаги с нарисованным кругом в центре (1-2 см в диаметре). Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой. Глядя в эту точку, ученик называет предметы, которые он видит справа и слева от себя.
Числовые и буквенные пирамиды.
Не отводя взгляда от центра, прочитай (назови числа) справа и слева.
10 23 мы ло
96 72 му ха
54 34 ре ка
Числовые таблицы.
Работа состоит из двух этапов:
а) 1 этап – подготовительный. Ученик должен зафиксировать взгляд в центре на заштрихованном квадрате. Предлагается ему назвать, не переводя взгляда с центра, те числа, которые он видит.
Б) 2 этап – исполнительный. Предлагается ему назвать то число, написанное в квадрате, которое показывает преподаватель. После даётся задание собрать числа от 1 до 24, не отводя взгляда от заштрихованного квадрата.
1
7
22
3
15
16
11
5
10
21
4
23
2
17
9
18
12
24
21
14
6
19
8
12
Игра «Собери алфавит». Нужно собрать буквы по порядку по предыдущей методике.
«Корректурная проба».
8 А Б В Г Д 4 Ж З Е 2 А Т У Н О Л 9 С Т У Ф Х 7 Ы Ю Я 3 С 2 Н О М 6 А Б В Г Д 2 У М Л И К А Л 2 М Р С Т 2 А 5 И 6 М Н 2 С Э Е Т У О 2 Л С У А Х 7
Детям даётся установка: посмотреть внимательно и, быстро просматривая цифры и буквы, вычеркнуть все буквы А, взять в кружок все цифры 2. Такую корректурную пробу провожу каждый год, подвожу результаты. Рекомендую взять любой печатный текст, где нужно найти определённую букву и зачеркнуть, а другую букву взять в круг. Даётся в начале образец. Этот вид работы способствует не только развитию устойчивости и концентрации внимания, но и помогает закреплять графические образы букв.
Внимательно посмотри на эти квадраты, в которых определённым образом расставлены точки. Вначале внимательно посмотри на первый квадрат (остальные квадраты закрываются) и постарайся точно так же расставить эти точки в пустом квадрате. (Необходимо заранее подготовить и дать ученикам бланки с пустыми квадратами. Время показа одной карточки 1-2 секунды.)
7. Память
«Запомни слова»
Ученикам предлагается на слух 10 слов (стол, тетрадь, часы, дом, конь, окно, бра, лампа, яблоко, роза). Они должны запомнить и повторить (записать) слова, которые запомнили. Для развития долговременной памяти целесообразно спросить у детей эти же слова через определённое время без повторения словесного материала.
«Запомни рассказ или стихотворение»
Для тренировки словесно-логической памяти обязательно ежедневно разучиваем наизусть не меньше 4 строчек.
Зрительные диктанты
Можно наблюдать такую картину. Ученик читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего – четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, затрудняется увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Эффективно для выполнения этой цели использование зрительных диктантов. Тексты диктантов разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. (Каждый из 18 наборов состоит из 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение первого набора содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит из 46 букв, т. е. 9 слов. Классу предъявляется одно предложение в течение определенного времени (6-8 секунд), далее ученики по памяти пишут это предложение. Аналогично ведётся работа с другими предложениями. Если класс не справляется с данным набором, эти же предложения пишутся на следующем уроке. Важно не пропускать ни одного урока для записи зрительных диктантов, предъявлять наборы по порядку и добиваться успеха каждого ученика. Время работы со зрительными диктантами – примерно 2 месяца. Таким образом, за это время оперативная память развивается настолько, что ученик уже может запомнить предложение из 46 букв.
Литературные викторины
Начиная со второго класса, на уроках внеклассного чтения разбираем довольно объёмные произведения. Главный этап навыка чтения – это осознанность, ведь ученик учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Возникают трудности при запоминании значимых основных моментов. Чтобы облегчить эту работу детям раздаются вопросы викторины и начало пересказа по методике «Всё наоборот». Ученикам следует ответить на вопросы викторины, прочитать начало пересказа и подготовить продолжение пересказа.
Принципы коррекционной работы:
Индивидуализация методов обучения.
Индивидуализация темпов обучения.
Систематический контроль автоматизации навыков.
Максимальное использование игровых методов обучения.
Соблюдение принципа последовательности в освоении материала.
Усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него.
В результате всей этой работы школьник легче усваивает смысл предложения, появляется интерес при чтении, а значит процесс обучения и развития навыков беглого, безошибочного и осмысленного чтения идёт гораздо быстрее и эффективнее.
3.3 Консультативное направление
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации младших школьников.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
3.Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
3.4 Информационно – просветительское направление
1.Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, касающимся воспитания и обучения младших школьников с ОНР. Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение учебного года.
2.Посещение и организация учителями начальных классов семинаров, методических объединений (Приложение 2) , родительских собраний, консультаций (Приложение 3)
Планируемые результаты: положительная динамика результатов коррекционно - развивающей работы по формированию правильного навыка чтения.
Список использованной литературы
1.
Алтухова Т.А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. – Изд-во Белгор.гос.ун-та, 1998. – 116 с.
2.
Амонашвили Ш. А. Как живете дети? // М., «Просвещение», 1991г.
3.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Москва «Владос» 2001
4.
Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/ / Санкт- Петербург «Союз», 2001
5.
Мазепина Т. Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах // Ростов-на-Дону «Феникс», 2003
6.
Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Москва «Аркти» 2005
7.
Успенская Т. Уроки развития внимания и памяти. – М., 2005. – 95 с.
8.
Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.-94с.
9.
Филичева Т. Б. , Туманова Т.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия – 2006. - №2 (12). – С. 57 – 68.
10.
Ястребова А. В. Лазаренко О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей // М., «Аркти», 1999г.
11.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000. – 120 с.
12.
Ястребова А.В.,Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития // Пособие для учителя М., «Аркти», 1999г.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Фамилия, имя__________________________________
Дата рождения_________________________________
Школа (№), класс_______________________________
Адрес, телефон_________________________________
______________________________________________
АНАМНЕЗ
Мать__________________________________________
Отец__________________________________________
Наследственность_______________________________
Протекание беременности: (какая по счету, токсикоз 1 – й, 2 – й половины, анемия, хронические заболевания, инфекции…)__________________________________________
Применение медикаментозных средств (жаропонижающие, седативные, гормональные, антибиотики)____________________________
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей, т.е. в основе какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины или в основе разных по внешним проявлениям трудностей – одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она проявляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности.
А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина – несформированность мыслительной операции анализа.
Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в учении и причинами, их вызывающими, делает необходимым не только хорошее понимание учителем этих связей, но для эффективного их выявления владение им специальными психодиагностическими методиками.
Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися (дополнительные занятия, состоящие в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала). Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат.
Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на пути психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.
Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков.
Предложения по совершенствованию коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
создавать оптимальные условия для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка (субъектное отношение к ребенку);
для тренировки внимания использовать приемы письма с комментированием и упражнения по нахождению ошибок в тексте (на уроках русского языка); корректурные задания, чтение текста до заданного выражения (уроки литературного чтения); упражнения на распределение цифр в определенном порядке и «счет с помехой»( математика) и т.д.;
для развития зрительно-моторной памяти использовать работу ребенка по наглядному образцу, логической памяти – по словесному описанию или по инструкции предлагаемой деятельности;
обучать школьников использованию мыслительных приемов запоминания: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и т.д.;
для развития наглядно-действенного мышления использовать предметно-орудийную деятельность (конструирование), выкладывание фигур из спичек, задания с ножницами и бумагой;
развивать наглядно-образное мышление путем рисования, конструирования по наглядному образцу или словесной инструкции, прохождения лабиринтов и др.;
способствовать расширению реального жизненного опыта школьников, накоплению их впечатлений;
активизировать воображение школьников при помощи упражнений «Незаконченные фигуры», «Волшебные кляксы» и т.д.;
способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию грамматического строя речи учащихся;
уделять пристальное внимание развитию моторики младших школьников (срисовывание графических образцов, обведение и вырезание геометрических фигур по контуру, раскрашивание и штриховка, различные виды изобразительной деятельности);
опираться в обучении на сензитивность данного возрастного периода и на зону ближайшего развития;
создавать благоприятный климат взаимодействия ребенка и взрослого, ребенка и сверстников.
развивать отдельные психические процессы ребенка через перестройку и развитие его мотивационной сферы;
проводить занятия в игровой форме, вызывая у участников живой интерес;
отношения с детьми должны быть дружелюбными и доброжелательными, недопустимо порицание за неуспех;
ребенок должен иметь право на ошибку;
педагог должен давать положительную эмоциональную оценку любому достижению учащегося;
большое внимание на занятиях уделять развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Выполнение перечисленных рекомендаций педагогами будет способствовать улучшению взаимодействия их с учащимися, а также уменьшению количества отстающих в обучении школьников. Отставание в обучении вызывает у школьников нежелание ходить в школу. У ребенка может быть любимый учитель, ему может нравиться общение с друзьями, но неудачи в освоении школьных предметов превращают посещение школы в нелюбимое занятие. Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия: отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный культурный уровень семьи (или стремление к достижению такого уровня); материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека; мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Приложение 3
Рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями
Следует обратиться к специалисту (школьному логопеду или дефектологу), четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.
Лучше всего, не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить , как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая », чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко – буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (напр., «О» напоминает обруч и т.п.). стремиться наращивать скорость чтения не нужно – ребенок должен основательно почувствовать отдельные звуки.
Неплохо также обратиться к психоневрологу.: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут Вашему ребенку справиться с дисграфией:
Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к с согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «б» обвести.
Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество письма.
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150-200 слов с проверкой ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списыванием текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.
После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят часы, да ещё и проверяет не свой учитель, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.
Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.