kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно развивающие занятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека речевых игр по развитию речи детей с задержкой психического развития 3-7 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно развивающие занятие»


КГУ «Специальный комплекс «детский сад-школа-интернат», село Урюпинка, Аккольский район» управления образования Акмолинской области





Картотека речевых игр по развитию речи детей с задержкой психического развития 3-7 лет







Подготовила :

Воспитатель: Ребракова Т.П.

Пояснительная записка


Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это замедление темпа развития психических процессов, которая выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал детского сада. В то же время, многие дети в последующие годы обучения в школе требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции. Исходя из вышеизложенного следует, что коррекционно-педагогическая работа с ребенком с ЗПР должна быть направлена на формирование базовых составляющих психического развития.


Основные цели должны включать в себя три аспекта:

1. Познавательный аспект, который направлен на формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения результата.

2. Развивающий аспект, направленный на развитие речи, мышления в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Данный аспект так же направлен на развитие пространственного восприятия и сенсомоторную координацию.

3. Воспитывающий аспект направлен на воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной особенностью.

Ожидаемый результат. Одним из важнейших итогов данной программы является интеллектуальная база ребенка, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию.



Речевое развитие происходит путем подражания, регулярного общения. К сожалению, многие современные родители уделяют общению непростительно мало времени, полагают, что для развития достаточно дать малышу в руки гаджет, включить телевизор с мультиками.

Ни один технический помощник не способен заменить эмоциональный и речевой контакт с родителями.

Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе.

  • Это: односложность и примитивность фраз;

  • скудность индивидуального словаря;

  • слабое оперирование литературными словами и выражениями;

  • предпочтительное употребление сленговых фраз;

  • затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй;

  • слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций;

  • проблемы с дикцией.


Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке или при отдыхе на даче.


Речевые игры для детей 3 лет

При занятиях с маленькими детьми особое внимание уделяйте проговариванию звуков, развитию органов артикуляции. В общении, произнося слова и словосочетания, выделяйте изучаемые фонемы. Постепенно малыш учится понимать термины «звуки», «слова», подбирать для объектов подходящие определения, действия.

Тематические упражнения по шипящим

Выберите для речевых занятий подходящие по теме фразы. К примеру, при изучении звука «Ж» продемонстрируйте картинку ежика, проговаривайте:

  • жа-жа-жа – погляди-ка на ежа;

  • же-же-же – едут шишки на еже;

  • жу-жу-жу – дай-ка молочко ежу;

  • жи-жи-жи – по тропе спешат ежи.

Голоса и звуки

Для речевого развития ребенка в игре полезно использовать подражательный метод. Проговаривайте, создавайте инструментами разные звуки, а малыш должен их повторять:

  • позвените колокольчиком – динь-дон;

  • постучите в барабан – бом-бом;

  • похлопайте в ладоши – хлоп-хлоп;

  • как пищат птенцы – пи-пи;

  • как лают собаки – гав-гав;

  • как хрюкают поросята – хрю-хрю;

  • как крякают утки – кря-кря.

Угадай

Разложите несколько картинок, описывайте по очереди изображения, а ребенок должен узнать правильный вариант. Например, «маленький, серый, трусливый, с коротким хвостом, ест морковку – зайчик».

Опиши

Для игры положите в мешок разные овощи и фрукты. Вытягивайте каждый по очереди, ребенок должен описать несколькими словами: «огурец – зеленый, длинный, твердый» или «абрикос – оранжевый, круглый, сладкий».

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Развивать артикуляцию следует с раннего возраста, чтобы в школьные годы не пришлось бороться с речевыми дефектами. Лучше, если игры для детей с речевыми нарушениями подберет логопед, но и родители дома могут организовать веселые и занимательные занятия.

Для укрепления артикуляционного аппарата поиграйте с ребенком в маятник, покажите ему, как двигать высунутый язык вправо-влево.

Для улучшения силы выдоха организуйте соревновательную игру «Птички». Сделайте из бумаги фигурки в стиле оригами, поставьте на край стола. Два участника становятся напротив фигурок, по команде начинают дуть на них. Следите, чтобы игроки не раздували щеки. Объясните, что сдвигать птичку необходимо на одном выдохе, делать несколько вдохов нельзя.

Речевые игры для детей 4 лет

В этом возрасте дошкольники продолжают изучать звуки и слоговой состав слов, расширяют словарный запас, учатся составлять предложения. Важно развивать речевое внимание, фонематический слух, мыслительные способности.

Наоборот

Участники речевой игры становятся в ряд, ведущий бросает мяч поочередно каждому, произнося слово. Игрок, поймавший мяч, должен назвать противоположное по значению слово: «высокий – низкий», «сильный – слабый», «веселый – грустный».

Назови больше

Игра групповая, соревновательная. Ведущий называет фонему, игроки поочередно говорят слова, начинающиеся на этот звук. Затрудняющийся игрок пропускает ход. Побеждает в игре назвавший больше всего слов.

Закончи слово

Игра способствует развитию речевого внимания. Подготовьте картинки, изображающие разные объекты. Покажите изображение ребенку, произнесите начало слова, а игрок должен сказать конец. Например: «само-лет», «ко-рова», «теле-фон», «яб-локо». Когда ребенок закончит слово, четко проговорите его полностью.



Три слова

Для соревновательной игры участники становятся спиной к стене напротив другой стены. Ведущий спрашивает каждого по очереди. Игрок должен дать максимум 3 ответа. Каждый ответ – шаг вперед. Можно дать 1 или 2 ответа, тогда продвижение замедляется.

К примеру: «кто умеет летать – птица, бабочка, комар», «кто живет в земле – крот, червяк, змея», «что кладут в суп – морковку, картошку, крупу». Побеждает игрок, первым добравшийся до противоположной стены.

Найди звук

Речевая игра учит различать на слух фонемы в словах. Показывайте игрокам картинки, спрашивайте, есть ли определенный звук в изображенном объекте. Если есть, дети должны хлопнуть в ладоши.

Заверши предложение

Начните предложение, дошкольник должен его закончить: «мама пошла в магазин, чтобы (купить еду)» или «мальчик не пошел в детский сад, потому что (заболел)».

Речевые игры для детей 5 лет

В этот период роль игры в речевом развитии ребенка крайне важна, особенно касаемо изучения звуков и состава слов, определения фонем по звучанию, подбора определений, расширения словарного запаса. Только игрой можно увлечь дошкольника, сделать уроки по развитию речи интересными, а материал запоминающимся.

При занятиях используйте не только упражнения, но и беседы, диалоги от лица персонажей, загадки, рассказы.

В 5 лет дошкольник осваивает дифференциацию звуков, согласование существительного с прилагательным в разных падежах, развивает речевое внимание и способность логически мыслить, сравнивать, анализировать.

Мягкие и твердые

Для речевой игры на дифференциацию звуков подготовьте по 3 картинки на каждую изучаемую букву: первый изображенный объект должен содержать мягкую фонему, второй – твердую, третий – без них. Например: слон – [с], синица – [с’], жираф.

Дайте игроку синюю и зеленую фишки. Пусть синюю положит на картинку с твердым звуком, зеленую – с мягким.

Подбери слово

Произнесите прилагательное, а ребенок должен подобрать 3-5 существительных с учетом окончания по роду. К примеру:

  • свежий – хлеб, фрукт, воздух, ветер;

  • свежая – газета, булка, простыня, еда;

  • свежее – мясо, масло, печенье, молоко.

Кто потерялся

Для игры подготовьте картинки, изображающие домашних и диких животных и птиц, отдельно их детенышей. Расскажите ребенку, что малыши потерялись, нужно помочь мамам их отыскать.

Показывайте картинку взрослого животного, говорите: «Мама нашла…». А ребенок должен сказать, кого, указать пальцем на соответствующую картинку:

  • корова нашла теленка;

  • лошадь – жеребенка;

  • кошка – котенка;

  • мышь – мышонка;

  • собака – щенка;

  • свинья – поросенка;

  • утка – утенка;

  • курица – цыпленка;

  • индюшка – индюшонка;

  • гусыня – гусенка;

  • овца – ягненка;

  • крольчиха – крольчонка;

  • коза – козленка;

  • волчица – волчонка;

  • сова – совенка;

  • медведица – медвежонка;

  • лосиха – лосенка;

  • белка – бельчонка.

Краски

Назовите цвет, а игроки должны поочередно вспоминать предметы с такой окраской:

  • зеленый – трава, листок, мох, лес;

  • синий – океан, небо, река, слива;

  • желтый – солнце, лимон, подсолнух, одуванчик, цыпленок;

  • оранжевый – морковь, абрикос, апельсин, мандарин;

  • красный – томат, божья коровка, рябина, вишня;

  • фиолетовый – баклажан, виноград, сирень;

  • белый – снег, подснежник, лебедь, ромашка.

За правильный ответ давайте фишку. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.

Кто обгонит

Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие всевозможные объекты окружающего мира. Показывайте игроку изображения попарно, спрашивайте, кто кого обгонит. Ребенок должен отвечать полным предложением: «ящерица обгонит червяка», «кролик обгонит черепаху» или «автобус обгонит самокат».

Речевые игры для детей 6 лет

В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь.

Назови ласково

Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:

  • лимон желтый – лимончик желтенький;

  • кот пушистый – котик пушистенький;

  • стул низкий – стульчик низенький;

  • молоко теплое – молочко тепленькое;

  • морковь сладкая – морковка сладенькая;

  • ваза синяя – вазочка синенькая;

  • конфета вкусная – конфетка вкусненькая;

  • кукла красивая – куколка красивенькая;

  • заяц серый – зайчик серенький.

Подбери слова

Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник.

Примеры для игры:

  • что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо;

  • что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное;

  • что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер.

Придумай слово

Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное:

  • сок из апельсина – апельсиновый сок;

  • компот из малины – малиновый компот;

  • каша из овсянки – овсяная каша;

  • пюре из картошки – картофельное пюре.

Так не бывает

Рассказывайте короткие истории, а дети должны сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда.

Примеры для игры:

  • на елке зреют груши;

  • ночью за окном светит солнце;

  • вечером мама ведет малыша в детский сад.

Выбери правильный вариант

Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:

  • осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);

  • пес живет в… (гнезде, норе, конуре);

  • дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);

  • паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);

  • на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.

Поэты

Игра соревновательная, за правильный ответ участники получают фишку. Ведущий называет слово, игроки подбирают близкое по звучанию: лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.

Речевые игры для детей 7 лет

В старшей дошкольной группе речевые игры в развитии речи детей продолжают играть главенствующую роль. Значимым становится обучение фразовой речи, умению составлять предложения разной сложности, подбирать синонимы, изменять по обстоятельствам эмоциональную окраску, скорость и громкость речи.

Найди звук

Для игры напишите слова с одним, двумя, тремя слогами, попросите их разделить по этому признаку. Дальше пусть ребенок укажет слова, начинающиеся с одинаковой буквы.

Транспорт

Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие транспорт: автобус, такси, троллейбус, метро, трамвай, теплоход, вертолет, самолет. Пусть дошкольник посчитает, сколько слогов в словах. Скажет, какой звук присутствует везде – «Т». Укажет, какие транспортные средства едут, плывут, летят. В завершение составит короткие предложения с каждым словом.

Закончи фразу

Попросите завершить фразу:

  • кисель густой, а чай… (жидкий);

  • вишня крупная, а черника… (мелкая);

  • тропа узкая, а дорога… (широкая);

  • сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый);

  • лужа мелкая, а река… (глубокая);

  • камень твердый, а пух… (мягкий);

  • на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная);

  • сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная).

Веселая фантазия

Назовите пару существительных, не имеющих ни малейшей смысловой связи. Например, «крокодил» и «пирожное». Ребенок должен составить словосочетания с использованием разных предлогов: пирожное из крокодила, крокодил на пирожном, крокодил с пирожным и прочие. Придумайте с ребенком забавную историю с любым из получившихся словосочетаний.

Заключение

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я».

Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа. Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности, происходит задержка психического развития. Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений и игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции, развивает коммуникативные навыки и способствует развитию познавательных процессов. 








































Список использованной литературы

  1. А.Барышева Ранняя коррекционная педагогическая поддержка (раннее вмешательство) – путь включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Научно-практический журнал «Специальное образование в Казахстане» №3 (48) Алматы, 2014.

  2. Исхакова А.Н. Информационные технологии в обучении и развитии детей с задержкой психического развития. Республиканский научно-методический, психолого-педагогический журнал «Дефектология» №7 Алматы, 2013.

  3. Копасова З.Г. Принципы занятий с «особыми» детьми. Республиканский научно-практический журнал «Психология в Казахстанской школе» №6 (54) Алматы, 2015.

  4. Ж.С.Жайкенова Развитие мелкой моторики. Республиканский научно-методический, психолого-педагогический журнал «Дефектология» №7 Алматы, 2013.

  5. Барташникова И.А., Барташникова А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Харьков, 1997.

  6. Вашаева Т.В. Развития восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 1997.

  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Яроялавль, 1996.

  8. Угадай, как нас зовут. / Сост. Л.А.Венгер. М., 1994.

  9. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и памть вашего ребенка. М., 1994.

  10. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Ярославль, 1997.

  11. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996.

  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.

  13. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекционно развивающие занятие

Автор: Татьяна Павловна ребракова

Дата: 08.11.2021

Номер свидетельства: 590735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект - коррекционно-развивающего занятия для детей  младшего школьного возраста «Остров Чувств» "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-korriektsionno-razvivaiushchiegho-zaniatiia-dlia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-ostrov-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "229172"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441636948"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект  коррекционно-развивающего занятия для детей  младшего школьного возраста «Остров Чувств» "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-korriektsionno-razvivaiushchiegho-zaniatiia-dlia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-ostrov-chuvstv-1"
    ["file_id"] => string(6) "229173"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441637118"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа коррекционно-развивающих занятий «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»"
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma-korriektsionno-razvivaiushchikh-zaniatii-v-gostiakh-u-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "249300"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446881991"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с умственной отсталостью «Счет предметов до 5. Конструирование»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_korrektsionno_razvivaiushchego_zaniatiia_dlia_detei_s_umstvennoi_otstal"
    ["file_id"] => string(6) "519576"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568292790"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "Развивайка""
    ["seo_title"] => string(69) "individual-noie-korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-razvivaika"
    ["file_id"] => string(6) "254984"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447849896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства