Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны, школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны, увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с гиперактивными детьми»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”
Проверил
_______/__________________/
“____”_______________20___г.
Эссе
на тему: «Коррекционная работа с гиперактивными детьми»
Выполнила:
студентка Ш-32 группы
Прокопенко Анастасия
Ейск, 2020 г.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны, школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны, увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением.
Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности в психологической науке
Определение гиперактивности.
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых норм.
Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, а также гиперактивность может возникать как временное проявление на фоне пищевых отравлений или психосоматике. Гиперактивность – главная особенность целого ряда симптомов.
Выделяется, для определения гиперактивности с дефицитом внимания, следующие три критерия:
Гиперактивность
Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.
Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
Часто бывает болтливым.
Импульсивность
Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
У него часто меняется настроение.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
Невнимательность
Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.
1. Методы работы учителя с гиперактивными детьми.
Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми:
развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
важно, при возможности, вести работу с гневом.
Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.
Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.
Основные направления в работе с гиперактивными детьми, предлагаемые психологами:
1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы.
2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
избегание категорических запретов.
Желательно, чтобы учителя принимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.
Поднимать руку или ждать, пока его не вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечания или одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.
Надо иметь в виду, что частые жалобы на ребенка его родителям лишь обостряют ситуацию, уровень нервного возбуждения всех вовлеченных в конфликт людей, неуклонно повышаясь, может дойти до предела.
Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.
Учителю в школе, как родителям дома, не следует брать на себя роль судьи в ребячьих спорах. Рекомендуется разнять детей и продолжить урок, пошутить, может быть, сообразно возникшей ситуации, словом, повести себя так, чтобы дети, чувствуя к себе доброе отношение, ощутили все же, кто «в доме хозяин».
Гиперактивным детям нравятся учителя, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.
Учитель окажет помощь ребенку, если проследит за тем, чтобы тот переписал для себя с доски задание на дом (иногда полезно завизировать эту запись).
Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.
Школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной.