Перспективное планирование встреч с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения
Цель занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи: · формирование у дошкольников представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире, способности к осознанию себя и своих возможностей, адекватной самооценки;
· коррекция нежелательных личностных особенностей, настроения через обучение детей этически ценным формам и способам поведения в обществе;
· формирование у воспитанников способности к произвольной регуляции своей деятельности;
· обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
· формирование умения разрешать проблемы межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми.
Раздел Тема Содержание занятий
I. Мы познаем мир
1. Времена года (общение с природой)
Цель: уметь рассказывать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы.
Занятие № 1
1. Ритуал начала занятия.
2. Упражнение «Как меня зовут».
3. Дидактическая игра «Загадки о лете».
4. Беседа «Времена года».
5. Этюд «Ветер дует на…».
6. Ритуал окончания занятия.
II. Наши языки общения
1. Наши эмоции
Цель: дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей, уметь передавать свои эмоции другим людям разными средствами.
Занятие № 7
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Комплимент».
3. Прослушивание музыкальных произведений.
4. Знакомство с эмоциями РАДОСТИ и ГРУСТИ.
5. Релаксационное упражнение «Гномики на полянке».
6. Рисование «Радость, грусть».
7. Ритуал окончания занятия.
III. Кто я такой?
1. Я считаю себя хорошим
Цель: дать представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки, чувства.
Занятие № 12
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра-драматизация «Почему так?»
3. Дидактическая игра «Мой портрет2.
4. Упражнение «Кто я?»
5. Релаксационное упражнение «Штанга».
6. Работа в тетрадях «Мои плюсы и минусы».
7. Ритуал окончания занятия.
2. Мои чувства, желания и переживания
Цель: уметь видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир, свои желания и переживания.
Занятие № 13
1. Ритуал начала занятия.
2. Игровое упражнение «Мне это нравится…»
3. Этическая беседа «Знаешь ли ты себя…»
4. Работа в тетрадях «Исследуем себя».
5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
6. Игра «Да и нет».
7. Ритуал окончания занятия.
IV. Эти «непонятные» взрослые
1. Моя семья
Цель: воспитывать чуткое отношение к близким людям, уважение к их жизненному опыту, чувство семейной сплоченности, потребность радовать своих близких.
Занятие № 15
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Волны».
3. Этически-познавательная беседа «Опиши своих родных».
4. Релаксационное упражнение «Игра с песком».
5. Рисование в тетрадях «Моя семья».
6. Ритуал окончания занятия.
3. На улице и дома (поведение в общественных местах)
Цель: развивать способность воспринимать реальный мир (свой город, улицу) , правильное поведение и общение в общественных местах.
Занятие № 19
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Продолжи дальше».
3. Дидактическая игра «Путешествие по городу».
4. Беседа «Как вести себя на улице».
5. Игра «Передай движение».
6. Игровое упражнение «Мозаика» (парами).
7. Ритуал окончания занятия.
Занятие № 20
1. Ритуал начала занятия.
2. Игровое упражнение «Горящая свеча».
3. Игра «Лепим скульптуры».
4. Этюды
- «Я потерялся»
- «Помогаю дома»
5. Игра «Гуляем вместе».
6. Ритуал окончания занятия.
V. Какие мы разные…
1. Ты и я такие разные (умение общаться)
Цель: формировать понятие о том, что все люди разные, учить умению общаться «глаза в глаза».
Занятие № 21
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Назови друга ласково».
3. Дидактическая игра «Мы — разные».
4. Упражнение «Спиной друг к другу».
5. Игра «Любим — нелюбим».
6. Работа в творческих тетрадях «Новоселье».
7. Ритуал окончания занятия.
2. Одному быть очень грустно…
Цель: дать представление о том, что такое одиночество и почему быть плохо одному.
Занятие № 23
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Испорченный телефон».
3. Беседа «Что такое одиночество?»
4. Игра «Разговор сквозь стекло».
5. Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке».
6. Этюд «Грустный ребенок».
7. Ритуал окончания занятия.
3. Вместе с друзьями (давайте жить дружно)
Цель: формировать понятие «друг» и «дружба»; воспитывать чувство доброжелательности и участия к другу.
Занятие № 25
1. Ритуал начала занятия.
2. Игровое упражнение «Мое настроение».
3. Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав», беседа по содержанию.
4. Релаксационное упражнение «Петрушка прыгает».
5. Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей».
7. Ритуал окончания занятия.
VI. Наши характеры
1. Твои поступки и чувства других
Цель: формировать представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках и их влияние на чувства других людей.
Занятие № 27
1. Ритуал начала занятия.
2. Игровое упражнение «Прошепчи имя».
3. Игра – драматизация «Узнай себя».
4. Этюд «Я обидел друга».
5. Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».
6. Игра «Запрещенное движение».
7. Ритуал окончания занятия.
VII. Я умею владеть собой
1. Умей расслабиться
Цель: научить игровым приемам произвольного расслабления, дать почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя.
Занятие № 32
1. Ритуал начала занятия.
2. Игровое упражнение «Мне нравится».
3. Упражнение «Разговор с лесом».
4. Игра «Пианино».
5. Игра парами «Надувная кукла».
6. Игра «Летает-не летает».
7. Ритуал окончания занятия.
2. Как поступить?
Цель: учить принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях; уметь контролировать свое поведение в общении с другими людьми.
Занятие № 34
1. Ритуал начала занятия.
2. Упражнение «Сердце группы».
3. Упражнение «Как поступить».
4. Этюд «Так или не так».
5. Этюд «Хорошее настроение».
6. Дидактическая игра «Поступки хорошие и плохие».
7. Ритуал окончания занятия.
VIII. Вместе с друзьями
1. Будь внимателен к другу
Цель: формировать способность видеть сверстника, почувствовать единство с ним
Занятие № 39
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Общий круг».
3. Игра «Кубик эмоций».
4. Работа в творческих тетрадях «Нарисуй облако».
5. Релаксационное упражнение «Снеговик».
6. Игра «Мыльные пузыри».
7. Ритуал окончания занятия.
2. Мы играем вместе
Цель: учить согласовывать собственное поведение с поведением других людей, способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.
Занятие № 43
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Радио».
3. Игра «Сороконожка».
4. Риование «Волшебные шары» (изобрази настроение на воздушном шаре).
5. Релаксационное упражнение «Сбрось усталость».
6. Подвижная игра «Нам не тесно».
7. Ритуал окончания занятия.
3. Я помогу другу
Цель: способствовать возникновению взаимопомощи в игре, проявлению сопереживания и сострадания.
Занятие № 46
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Передай настроение».
3. Игра «Кто смешнее засмеется».
4. Релаксационное упражнение «Качели».
5. Игра «Мышата в мышеловке».
6. Игровое упражнение «Поезд».
7. Ритуал окончания занятия.
4. Добрые слова и пожелания другу
Цель: учить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других людей.
Занятие № 49
1. Ритуал начала занятия.
2. Игровое упражнение «Пожелания».
3. Этюд «Садовник и цветы».
4. Лепка из пластилина «Волшебные ожерелья».
5. Релаксационное упражнение «Снежинки».
6. Упражнение «Я хотел бы быть таким, как ты».
7. Ритуал окончания занятия.
5. Мастерим вместе
Цель: развитие взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого человека и радоваться его успеху.
Занятие № 52
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Море волнуется».
3. Игра «Да и нет».
4. Рисование по кругу «Закончи рисунки».
5. Релаксационное упражнение «Тепло-холодно».
6. Игровое упражнение «Заблудившиеся дети».
7. Ритуал окончания занятия.
Литература
1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. — М.: Книголюб, 2003. — 56 с.
3. Князева, О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 168 с.
4. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.
6. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. — 160 с.
7. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 с.
8. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. — 112 с.