kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Современный ребенок с раннего возраста испытывает на себе негативное влияние различных факторов. Плохая экология, обилие информации, недостаток внимания со стороны взрослых – все это  отрицательно сказывается на его здоровье. Страдает при этом и неокрепшая детская психика. Поэтому педагогам все чаще приходится встречаться с детьми, имеющими различные недостатки в развитии, одним из которых является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).  По статистике среди всех детей гиперактивные  занимают примерно 16,5%.

Педагог-психолог детского сада должен выявлять детей, имеющих какие-либо отклонения в формировании психических процессов; проводить коррекционную работу, а также консультировать педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам гармоничного развития детей.

Ежегодно я сталкиваюсь с большим количеством детей, имеющих признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Родоначальником изучения двигательных расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга считается Э.П. Дюпье. Продолжили его работу такие ученые, как Ф. Штольц, М. Раттер, Добсон А.Валлон. Среди отечественных ученых  проблемами гиперактивных детей занимались В.П. Кащенко, М.И. Буянов, В.И.Гарбузов и другие. Причем, во всём мире проблемой изучения гиперактивности у детей ученые занимаются с конца XIX века, в России же данное направление является относительно «молодым» -  этой проблемой исследователи заинтересовались только в последнее десятилетие.

Ученые считают данный синдром важнейшей психологической проблемой цивилизованного мира, потому что: во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу; во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и ведут асоциальный образ жизни (становятся преступниками, наркоманами, алкоголиками); в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи.

Поэтому считаю важным уделять внимание работе с такими детьми, начиная уже со старшего дошкольного возраста.

Однако рекомендации по организации работы педагога-психолога с гиперактивными детьми относятся в основном к начальной школе, а опыт развивающей работы с детьми дошкольного возраста недостаточно освещен в литературе. В связи с этим я решила систематизировать работу по выявлению и коррекции детей с гиперактивностью.

Что такое гиперактивность? «Гипер…» (от греч. hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» от латинского «activus» означает «действенный, деятельный».

Гиперактивные дети - это дети с несвойственной для нормального развития  невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.  

При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Причин возникновения и развития  гиперактивности достаточно много. Их можно разделить на две группы:

- биологические (травмы, генетический фактор, заболевания, нарушающие деятельность головного мозга);

- социальные  (стрессы и психотравмы, отсутствие системы воспитательных воздействий и др.)

   Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это медицинское заключение, которое делает детский психоневролог. В моей практике диагноз у детей отсутствует, поэтому признаки гиперактивности выявляю, проводя поэтапно психолого-педагогическую диагностику.

Вначале провожу наблюдение свободной деятельности и поведения детей в группе (особенно их двигательную активность и импульсивность).

На втором этапе по возможности изучаю анамнез детей с помощью анкеты для родителей, образец которой находится в приложении №1. Как видите, родитель дает письменное согласие на проведение тестирования ребенка. В своей работе я пользуюсь критериями  выявления гиперактивности у ребёнка, разработанными американскими психологами Бейкером и Алвордом. Эти ученые предложили описать гиперактивного ребенка с помощью трех групп критериев: высокой двигательной активности, дефицита активного внимания и импульсивности. Достоинством методики является простота использования - педагогу достаточно согласиться или нет с конкретными утверждениями. Все утверждения можно посмотреть в приложении №2.

На третьем этапе диагностики определяю уровень развития познавательных процессов дошкольников (внимания, памяти, мышления) с помощью стандартных методик и дидактических игр, так как основной вид деятельности дошкольника – это игра. Особенно мне нравится использовать пособия «Логико-малыш», счетные палочки Кюизенера и другие. 

Определив уровень развития познавательных процессов детей, перехожу к коррекционной работе - тренировке отклоняющихся от нормы особенностей поведения, которую также провожу поэтапно. Все занятия проводятся в игровой форме, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Первый этап – это индивидуальные формы работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить предлагаемые условия, а затем постепенно вовлекался в коллективные игры. На этом этапе подбираю такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной функции. Например, для тренировки внимания можно поиграть в игру «Запомни и повтори», где ребенку предлагается рассмотреть и запомнить ряд предметов. Затем педагог собирает предметы, а ребенок должен восстановить нарушенную последовательность.

На втором этапе подбираю  игры на выработку двух функций, например, на развитие внимания и контроль импульсивности (игры «Кричалки – шепталки – молчалки», «Король сказал» и др.).  

Когда у ребенка появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций, переходим к следующему этапу - отработке в одной игре всех трех функций.

Игры, которые используются на всех этапах коррекционной работы, приведены в Приложении №3. Эту картотеку игр я пополняю в процессе работы, используя опыт других психологов.

Кроме того, кабинет психолога в ДОУ оборудован множеством пособий, позволяющих снимать мышечное напряжение детей, развивать воображение и пр. Это  световой модуль "Песочная фантазия", "Дидактический стол", наборы объемных и плоскостных фигур для выполнения различных заданий, "Солнечный домик", сенсорный уголок "Трио", "Сухой бассейн".

В образовательный процесс должны быть включены все его участники: дети, педагоги, родители. Поэтому использую в работе консультирование в виде буклетов, материалов в уголок психолога, индивидуальных бесед. (Приложение №4) Очень интересно проходят практические занятия в семейном клубе «Нам вместе интересно», когда родители выступают в роли детей и активно включаются в игры.

В ходе коррекционной работы дети учатся концентрировать внимание, доводить начатое дело до конца, контролировать свои движения, эмоциональные проявления, снимать мышечное напряжение, расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Калинка»









Опыт работы

Организация работы педагога-психолога

с гиперактивными детьми

старшего дошкольного возраста





Педагог-психолог

МКДОУДСОРВ «Калинка»

Жуйкова Екатерина Валерьевна,

Стаж работы в должности 2 года

Соответствие занимаемой должности









г. Орлов, 2016

Оглавление



Введение 3-4

Содержание 5-6

Выводы 7

Список используемой литературы 8

Приложения



































Современный ребенок с раннего возраста испытывает на себе негативное влияние различных факторов. Плохая экология, обилие информации, недостаток внимания со стороны взрослых – все это отрицательно сказывается на его здоровье. Страдает при этом и неокрепшая детская психика. Поэтому педагогам все чаще приходится встречаться с детьми, имеющими различные недостатки в развитии, одним из которых является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По статистике среди всех детей гиперактивные занимают примерно 16,5%.

Педагог-психолог детского сада должен выявлять детей, имеющих какие-либо отклонения в формировании психических процессов; проводить коррекционную работу, а также консультировать педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам гармоничного развития детей.

Ежегодно я сталкиваюсь с большим количеством детей, имеющих признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Результаты диагностики возрастного развития психических процессов дошкольников за последние три года приведены в таблице. Как видно, процент детей, имеющих признаки СДВГ, в нашем детском саду тоже достаточно высок.

Учебный год

Количество обследованных

Количество имеющих признаки СДВГ

В процентах

2013-2014

42

7

17%

2014-2015

45

6

13%

2015-2016

88

17

19%

Поэтому я решила изучить данный вопрос более подробно.

Родоначальником изучения двигательных расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга считается Э.П. Дюпье. Продолжили его работу такие ученые, как Ф. Штольц, М. Раттер, Добсон А.Валлон. Среди отечественных ученых проблемами гиперактивных детей занимались В.П. Кащенко, М.И. Буянов, В.И.Гарбузов и другие. Причем, во всём мире проблемой изучения гиперактивности у детей ученые занимаются с конца XIX века, в России же данное направление является относительно «молодым» - этой проблемой исследователи заинтересовались только в последнее десятилетие.

Ученые считают данный синдром важнейшей психологической проблемой цивилизованного мира, потому что: во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу; во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и ведут асоциальный образ жизни (становятся преступниками, наркоманами, алкоголиками); в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи.

Поэтому считаю важным уделять внимание работе с такими детьми, начиная уже со старшего дошкольного возраста.

Однако рекомендации по организации работы педагога-психолога с гиперактивными детьми относятся в основном к начальной школе, а опыт развивающей работы с детьми дошкольного возраста недостаточно освещен в литературе. В связи с этим я решила систематизировать работу по выявлению и коррекции детей с гиперактивностью.

Что такое гиперактивность? «Гипер…» (от греч. hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» от латинского «activus» означает «действенный, деятельный».

Гиперактивные дети - это дети с несвойственной для нормального развития невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.  

При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Причин возникновения и развития гиперактивности достаточно много. Их можно разделить на две группы:

- биологические (травмы, генетический фактор, заболевания, нарушающие деятельность головного мозга);

- социальные (стрессы и психотравмы, отсутствие системы воспитательных воздействий и др.)

   Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это медицинское заключение, которое делает детский психоневролог. В моей практике диагноз у детей отсутствует, поэтому признаки гиперактивности выявляю, проводя поэтапно психолого-педагогическую диагностику.

Вначале провожу наблюдение свободной деятельности и поведения детей в группе (особенно их двигательную активность и импульсивность).

На втором этапе по возможности изучаю анамнез детей с помощью анкеты для родителей, образец которой находится в приложении №1. Как видите, родитель дает письменное согласие на проведение тестирования ребенка. В своей работе я пользуюсь критериями выявления гиперактивности у ребёнка, разработанными американскими психологами Бейкером и Алвордом. Эти ученые предложили описать гиперактивного ребенка с помощью трех групп критериев: высокой двигательной активности, дефицита активного внимания и импульсивности. Достоинством методики является простота использования - педагогу достаточно согласиться или нет с конкретными утверждениями. Все утверждения можно посмотреть в приложении №2.

На третьем этапе диагностики определяю уровень развития познавательных процессов дошкольников (внимания, памяти, мышления) с помощью стандартных методик и дидактических игр, так как основной вид деятельности дошкольника – это игра. Особенно мне нравится использовать пособия «Логико-малыш», счетные палочки Кюизенера и другие.

Определив уровень развития познавательных процессов детей, перехожу к коррекционной работе - тренировке отклоняющихся от нормы особенностей поведения, которую также провожу поэтапно. Все занятия проводятся в игровой форме, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Первый этап – это индивидуальные формы работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить предлагаемые условия, а затем постепенно вовлекался в коллективные игры. На этом этапе подбираю такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной функции. Например, для тренировки внимания можно поиграть в игру «Запомни и повтори», где ребенку предлагается рассмотреть и запомнить ряд предметов. Затем педагог собирает предметы, а ребенок должен восстановить нарушенную последовательность.

На втором этапе подбираю игры на выработку двух функций, например, на развитие внимания и контроль импульсивности (игры «Кричалки – шепталки – молчалки», «Король сказал» и др.).

Когда у ребенка появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций, переходим к следующему этапу - отработке в одной игре всех трех функций.

Игры, которые используются на всех этапах коррекционной работы, приведены в Приложении №3. Эту картотеку игр я пополняю в процессе работы, используя опыт других психологов.

Кроме того, кабинет психолога в ДОУ оборудован множеством пособий, позволяющих снимать мышечное напряжение детей, развивать воображение и пр. Это световой модуль "Песочная фантазия", "Дидактический стол", наборы объемных и плоскостных фигур для выполнения различных заданий, "Солнечный домик", сенсорный уголок "Трио", "Сухой бассейн".

В образовательный процесс должны быть включены все его участники: дети, педагоги, родители. Поэтому использую в работе консультирование в виде буклетов, материалов в уголок психолога, индивидуальных бесед. (Приложение №4) Очень интересно проходят практические занятия в семейном клубе «Нам вместе интересно», когда родители выступают в роли детей и активно включаются в игры.

В ходе коррекционной работы дети учатся концентрировать внимание, доводить начатое дело до конца, контролировать свои движения, эмоциональные проявления, снимать мышечное напряжение, расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.


Работая с гиперактивными детьми третий год, можно подвести итоги.

Учебный год

Выявлено детей в начале года

Результаты коррекционной работы

2013-2014

7

Значительное улучшение – 4 (57%)

Улучшение – 3 (43%)

2014-2015

6

Значительное улучшение – 4 (67%)

Улучшение – 2 (33%)

Таким образом, результат работы положительный. Считаю более эффективной работу по коррекции дефицита активного внимания и импульсивности. Снятие высокой двигательной активности требует больших усилий и специальных условий (например, увеличение игровой площади). Поэтому в дальнейшем считаю необходимым планирование и проведение совместной работы с другими специалистами детского сада: музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию для лучшей коррекции двигательной активности гиперактивных детей.





















Список используемой литературы

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009.

  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.

  3. Гриханов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М., 2008.

  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.

  5. Задавенко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2004.

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Нискевич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. – СПб., 2007.

  7. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

  8. Лютова Е., Монина  Г. Шпаргалка для взрослых. – С-П., 2008.

  9.  Мухина В.С. Психология дошкольников. – М., 1975.

  10. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. – М., 2008.

  11.  Психологические тесты. /Под ред. А.А. Карелина. – М.. Владос, 2000.

  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

  13. Урунтаева Г.А., Афонькина  Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.

  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2008.

  15.  Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. – М., 1997.







Приложение №1

Анкета для родителей

  1. Ф.И.О. ребенка________________________________________________

  2. Дата рождения________________________________________________

  3. Состав семьи:

  • Мама___________________________________________________

  • Папа____________________________________________________

  • ________________________________________________________

  • ________________________________________________________

  1. Изменения в составе семьи______________________________________

_____________________________________________________________

Реакция ребенка на эти события__________________________________

_____________________________________________________________

  1. Жилищные, материальные и бытовые условия жизни семьи__________

_____________________________________________________________

  1. Как протекала беременность и роды______________________________

_____________________________________________________________

  1. Перенесенные заболевания______________________________________

_____________________________________________________________

Наличие травм и операций______________________________________

Хронические заболевания_______________________________________

Случаи госпитализации_________________________________________

  1. С какого возраста посещает детский сад___________________________

Как привыкал_________________________________________________

  1. Были ли резкие перемены в обстановке____________________________

_____________________________________________________________

Частые или длительные разлуки__________________________________

  1. Когда начал сидеть_____________________________________________

стоять_______________________________________________________

ходить_______________________________________________________

разговаривать_________________________________________________

самостоятельно есть____________________________________________

самостоятельно одеваться_______________________________________

активность речевого общения____________________________________

активность любопытства________________________________________

общий эмоциональный фон_____________________________________

любимые занятия и игры________________________________________

  1. Что еще хотите отметить в развитии ребенка_______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Согласен на тестирование ребенка________________________________



Число_________________ Подпись___________________

Приложение №2

Критерии выявления гиперактивного ребёнка (по Бейкеру, Алворду):

Высокая двигательная активность

Утверждение

да

нет

1

Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)



2

Ерзает на месте



3

Находится в постоянном движении



4

Очень говорлив



5

Спит намного меньше



Дефицит активного внимания

Утверждение

да

нет

1

Непоследователен в поведении



2

Имеет трудности в организации



3

Имеет много незаконченных проектов



4

Не слышит, когда к нему обращаются



5

С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его



6

Теряет вещи



7

Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий



8

Часто бывает забывчив



Импульсивность

Утверждение

да

нет

1

Не может регулировать свои действия



2

Не умеет подчиняться правилам



3

Отвечает до того, как его спросят



4

Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях



5

Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего



6

Плохо сосредотачивает внимание



7

Не может отложить вознаграждение



8

Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)




Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Приложение №3

Таблица 1

Игры на тренировку одной функции

Функция, на тренировку

которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие» «Запрещенное движение» «Летает - не летает»

«Запомни и повтори»

«Кто за кем»

«Запрещенное движение»

«Передай мяч»

«Броуновское движение» «Давайте поздороваемся» «Расскажем и покажем

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками» «Пальчиковые игры» «Надоедливая муха» «Солнечный зайчик»

«Море волнуется», «Необычные превращения» «Не спеши», «Насос и мяч» «Пластилиновая кукла»

Контроль импульсивности

«Говори!»

«Съедобное - несъедобное» «Интервью»

«Да и нет не говори»

«Говори!»

«Сиамские близнецы»

«Слепой и поводырь»

«Прошепчи ответ»

Таблица 2

Игры на тренировку двух и трех функций

Тренируемые функции

Игры

Внимание и

контроль импульсивности

«Кричалки – шепталки - молчалки»

«Гвалт»

«Зеваки»

«Король сказал»

«Кто первый прыгнет в круг»

Внимание и контроль двигательной активности

«Колпак мой треугольный»

«Расставь посты»

«Замри», «Будь внимательным»

«Считалочки - бормоталочки»

«Ищем ошибки»

Контроль импульсивности контроль и  двигательной активности

Час «Тишина»

Час «Можно»

«Эмоции»

«Сова»

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Слушай команду»

«Слушай хлопки»

«Морские волны»

«Светофор»

«Чужие коленки или ладошки»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жуйкова Екатерина Валерьевна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства