Коррекционная педагогика: сущность, задачи и основные направления
Коррекционная педагогика: сущность, задачи и основные направления
Коррекционная педагогика как отрасль специальной педагогики играет ключевую роль в решении этих задач. Её цель — обеспечить максимально возможную социализацию и развитие каждого ребёнка вне зависимости от особенностей его психофизического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания
Дата: 2024-10-11 12:58:48
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерство Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.
Нормативно-правовые документы:
1.Положение о специальной (коррекционной) школе 2.Региональный учебный план Ростовской области
3.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Гуманитарный издательский центр « Владос». 2000год.
4. Е.А.Ковалева Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. Издательство Москва. Просвещение 1985 год
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, практическая работа, самостоятельная работа, используется наглядный материал.
Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых
работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.
Данная программа способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, положительно влияет на личностные свойства.
Учебная программа составлена на основании программы по сельскохозяйственному труду и требований к уровню подготовки в 7 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы. Учебный план по программе 7 часов в неделю (всего 238 часов)
Учебники
Е.А.Ковалева Сельскохозяйственный труд 7 класс.
Рабочая программа учебного курса «Сельскохозяйственный труд » предназначена для обучения учащихся 7 классов школы.
Направленностьюданнойпрограммы курса «Сельскохозяйственный труд» является воспитание и развитие у учащихся средствами данного учебного предмета, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Значимостьпрограммы «Сельскохозяйственный труд» основывается на том, что программа предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации; основы дизайна;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для программы по направлению «Сельскохозяйственный труд» является раздел «Растениеводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом того, чтобы дать учащимся возможность овладеть определѐнным объѐмом знаний, получить практические умения и навыки исходя из
необходимости потребностей личности учащегося, его семьи и общества. Учебный материал отбирается с учетом следующих положений:
распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При изучение материала программы, связанного с практическими работами он должен предваряться
необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, урожайность, и т. д.
Основнойформойобученияявляетсяучебно-практическаядеятельностьучащихся.Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты и практические работы. Практические работы в программе связаны с
выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и работы в теплице. В соответствии с имеющимися в школе возможностями выбраны объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом учитывается посильность объектов
труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные виды практической деятельности.
В программе предусмотрено выполнение учащимися творческих работ.
Для реализации обязательного минимума содержания по разделу «Растениеводство» в наличии учебно-материальная база для организации практической деятельности школьников (школьный учебно-опытный участок (УОУ)).
УОУ имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для
выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Программа предусматривает необходимость обеспечения безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, недопустимость работы школьников с
производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоениетехнологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно
значимых изделий;
овладениеобще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; получениеопыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:
приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;
создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;
достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;
формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;
развитие потребности в трудовой деятельности.
Место предмета в учебном плане.
На предмет сельскохозяйственный труд в 7 классе отводится 7 часов в неделю.238 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Сельскохозяйственный труд»
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации,
необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками использования распространенных ручных инструментов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения предмета «Сельскохозяйственный труд» ученикнезависимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками; с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки почвы и получения продукции.
с профессиями и специальностями, связанными с сельскохозяйсвенным трудом.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках; применять технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций или выполнения работ; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования.
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструмента находить необходимую информацию.
распределять работу при коллективной деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса является формирование УУД.
Личностные
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Познавательные
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного
производства;
распознавание видов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
подбор материалов с учетом характера объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
расчет себестоимости продукта труда.
Регулятивные
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
дизайнерское проектирование или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
Коммуникативные
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
умение работать в группе;
умение работать с источниками информации;
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до еѐ реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по сельскохозяйственному труду.
Знакомство с историей позволяет проследить за историей различных национальных промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и
взаимопроверку практических навыков.
Программойпредусмотреносистематическоезнакомствосмиромпрофессий,что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.
По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.
Практическимзанятиямотводится ведущая роль в программе. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.
Планирование составлено на основе программ: «Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы». М. Просвещение. 1991 г., «Сельскохозяйственный труд» М. Просвещение.
Количество часов за год
В программе сделаны изменения формулировок тем уроков с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение программы по сельскохозяйственному труду.