Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития ребёнка
Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития ребёнка
Существуют основные принципы, которые определяют успешность воспитания детей дошкольного возраста. Этими принципами могут руководствоваться все три стороны: и педагоги, и родители, и психолог. Как известно, любая наука, будь то общая или специальная педагогика, психология, начинается с определения предмета, задач и ее основных принципов. Учитывая важность осуществления коррекционно-воспитательной работы не только со стороны педагогов, но и всех членов семьи «необычного ребенка», следует предположить, что азы семейной педагогики они должны получить не просто в виде отдельных знаний, практических рекомендаций, а в виде принципов, раскрывающих сущность воспитания и обучения детей c ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития ребёнка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС:
«Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития ребенка»
(ноябрь)
Подготовил: педагог-психолог
Аванесян С.С.
Ставрополь, 2022г.
Одной из форм работы педагога-психолога в ДОУ является психологическое просвещение, под которым понимается повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б.З. Вульфова, «педагогика без психологии – это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных языках».
Педагоги порой не учитывают возрастные и психологические особенности детей, не знают психологии управления детским коллективом и группой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они могут найти ответ на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.
Таким образом, «педагогическая малограмотность» психологов и не знание основ психологии педагогами и родителями часто служит причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. А чтобы эта работа была эффективной, необходим комплексный подход, основанный на единстве требований и направленности воспитания на формирование основных линий развития ребенка.
Существуют основные принципы, которые определяют успешность воспитания детей дошкольного возраста. Этими принципами могут руководствоваться все три стороны: и педагоги, и родители, и психолог.
Любите ребенка!
То есть радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляйте и не унижайте его, не подрывайте его уверенности в себе, не подвергайте его несправедливому наказанию и не отказывайте ему в доверии – дайте ему повод любить вас. Для ребенка главными признаками того, что его любят является «особое время вместе с мамой и папой», интерес родителей и педагогов к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «они его любят», тактильный (прикосновения, объятия) и зрительный контакт (глаза - глаза) со взрослыми.
Будьте добрым примером для ребенка!
Прививайте ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживают тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.
Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое поведение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за свою семью и стремление быть похожим на родителей, педагогов.
Играйте с ребенком!
То есть уделяйте ребенку необходимое время, разговаривайте с ним так, как ему нравится. Принимайте его игры в серьез, войдите через них в картину Его мира и взгляните на других и себя Его глазами. Используйте принцип сотворчества взрослого и ребенка, предвосхищения и проигрывания в игре реальных событий, их моделирование. Действия в игровом образе помогут ребенку быстрее определиться и обрести себя в сложном мире человеческих взаимоотношений.
Трудитесь с ребенком!
Разрешите ребенку принять участие в вашей работе (в доме, в саду или огороде). Помогите ему усвоить алгоритм трудового действия. Используйте принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. Создавайте ситуации возможности выбора цели: «Как ты хочешь и почему? Ты можешь…» Когда ребенок подрастет, приучайте его участвовать во всех работах по хозяйству дома и в группе детского сада, научите его нести ответственность за невыполнение своих обязанностей.
Позвольте ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
Ребенок признает только такой опыт, который он пережил лично. Ваша собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для ребенка. Дайте ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Используйте метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко «выпадает» из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.
Покажите ребенку возможности и пределы человеческой свободы!
Родители и педагоги должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавайте ситуации борьбы мотивов: «Как ты хочешь поступить? А почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой мальчик (девочка)? А как бы поступила я? А почему бы я так поступила?» Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в коллективе и вообще в обществе. Поэтому родители и педагоги обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования, однако, в случае необходимости, следует воспитывать уважение к правилам посредством и наказания, но без злости и раздражения взрослого.
Ждите от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом!
Ребенку требуется длительное время, пока он научиться ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогайте ему, как можете, и требуйте от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего развития. Используйте метод логических последствий, помогая ребенку соотнести причину и следствие своих поступков и жизненных обстоятельств.
Предоставляйте ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!
Ребенок «питается», так же, как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром. В первую очередь, на перевод переживаний в ранг ценных воспоминаний оказывают совместные семейные традиции.
Полное представление об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии родители могут получить лишь при том условии, что специально будут обучены этому.
Как известно, любая наука, будь то общая или специальная педагогика, психология, начинается с определения предмета, задач и ее основных принципов. Учитывая важность осуществления коррекционно-воспитательной работы не только со стороны педагогов, но и всех членов семьи «необычного ребенка», следует предположить, что азы семейной педагогики они должны получить не просто в виде отдельных знаний, практических рекомендаций, а в виде принципов, раскрывающих сущность воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Учет структуры нарушенияумственно отсталого ребенка. Ведущим дефектом олигофрена является недоразвитие познавательной деятельности.
Принцип доступности. Содержание обучения должно отражать актуальный уровень развития ребенка, т.е. тот уровень, на котором познавательные задачи являются доступными для ребенка.
Принцип повторяемости. Программный материал должен предлагаться так, чтобы дети в той или иной деятельности закрепляли новые знания, способы действия.
Принцип концентричности. Программа строится так, что каждая тема предлагается от простого к сложному.
Принцип деятельностного подхода к развитию психики ребенка. Психические процессы развиваются в практической деятельности, поэтому детям необходимо предлагать ту или иную деятельность.
Коррекционный принцип. Содержание обучения должно быть направлено на коррекцию того или иного нарушения в данный возрастной период, учитывая генетический ход развития психики ребенка.
Также следует учитывать методические принципы построения занятий:
- смена видов деятельности;
- повторяемость программного материала;
- обеспечение переноса способа деятельности;
- игровая форма занятий.
То, что дефектолог и воспитатель знакомы с данным подходом к отбору содержания коррекционно-педагогической работы, не означает, что о нем знают члены семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Приведем пример. В детском саду педагог дает родителям задание на выходные: закрепить порядковый счет в пределах пяти. Что делают родители? Наклеивают на лист бумаги предметные картинки и считают их вместе с ребенком. Происходит простое продолжение деятельности, которую осуществлял педагог в детском саду. Вместо того чтобы дома посчитать сколько фруктов в вазе, сколько тарелок на столе, мать ограничивается дома занятием за большим письменным столом, к тому же не соответствующим возрасту ребенка.
Если просто говорить родителям о необходимости применения в обучении ребенка наглядных и практических методов обучения, взрослые посчитают, что все делают правильно. Необходимо обратить их внимание на важность применения этих методов в свободное от занятий время. На первых порах задания педагога должны быть предельно просты, и включать элементарные инструкции, типа такой: «Сначала посчитайте деревья около дома, потом дома нарисуйте это же количество в тетради».
Преимущество семейного воспитания ребенка заключается не в строгом выполнении заданий, а в привнесении в процесс воспитания и обучения, эмоционально значимых для ребенка впечатлений, которые лежат в основе мотивации деятельности и развитии направленности личности. Разнообразие впечатлений, получаемых в результате вовлечения дошкольника во многие виды деятельности в различных ситуациях общения, будет способствовать более прочному закреплению знаний, умений, навыков, а также развитию способности использовать их в самостоятельной деятельности.
Анализируя особенности семейного воспитания умственно отсталых детей в семье, можно прийти к выводу, что недостатки сводятся к нарушению тех или иных принципов воспитания и обучения. Предъявляя высокие требования к ребенку, родители не обращаются к наглядности. Научив чему-то, больше не возвращаются к данной теме, нарушая принцип повторяемости. Увидев в магазине игрушку, не соответствующую возрасту ребенка, покупают ее, не учитывая актуальный уровень развития.
Итак, подобно тому, как содержание обучения в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушенным интеллектом подчиняется определенным принципам, такой же подход может быть положен в основу работы с родителями по поводу семейного воспитания.
Принцип понимания структуры дефекта
Важной задачей является показать родителям серьезность нарушений именно в психическом развитии ребенка. Наиболее эффективным способом в достижении такого понимания часто оказывается наглядная демонстрация ошибок, возникающих у ребенка в процессе выполнения заданий, требующих сохранного интеллекта.
Как известно, дефект не существует изолированно и проявляется не только в нарушении мышления. Так, родители не подозревают, что у ребенка с гидроцефалией может болеть голова, и его не следует в это время перегружать какой-то информацией, так как ему трудно сосредоточиться, и он быстро истощается. «Видит, слышит и чувствует» ребенок также по-другому и не стоит его ругать за то, что он не замечает разницы между квадратом и кругом, между карандашом и палкой. Надо обучать ребенка, а не кричать на него.
Для того чтобы взрослые поняли своеобразие всех сторон развития ребенка, можно предложить родителям на несколько минут перевоплотиться в их «необычного» ребенка. В беседе с родителями при этом необходимо учитывать уровень их педагогической грамотности. Педагоги должны упростить свою речь и исключить из нее профессиональные термины и по мере возможности давать четкие указания и разъяснения. Поэтому на начальном этапе можно говорить с родителями «на их языке».
«Как я вижу?»
На листе бумаги или на доске нарисовано изображение какого-то предмета. «Сначала вы обводите глазами контур предмета (указкой проводим по контуру изображения). А как ваш ребенок? Попробуйте посмотреть на предмет, не отрывая взора от указки (хаотичные движения указкой по рисунку). Что получится? Итак, прежде чем вы захотите научить малыша различать круг от квадрата, покажите ему, как «смотреть» на предмет. Обведите рукой или пальчиком (своим и ребенка) предмет по контуру, при этом не молчите, а сопровождайте действия речью («круглый», «гладкий» и т.д.)».
«Как я помню?»
«Если с вашей помощью собрал разрезную картинку, это не значит, что он соберет ее через минуту. Попробуйте проверить это. Пусть ребенок теперь соберет ее самостоятельно. Если не получилось, повторите обучение 3-4 раза, пока малыш без вашей помощи полностью не выполнит задание».
В действительности родители не замечают, что ребенок зачастую может выполнить задание, только подражая, а не самостоятельно.
«Как я слышу?»
Дано предложение: «Мама пошла в магазин и купила килограмм апельсинов». Вы полностью слышали каждое слово, а ребенок может «услышать» (с нашей точки зрения запомнить, понять) только первую часть: «Мама пошла в магазин». Поэтому необходимо не только повторять, объяснять ребенку содержание ваших слов, но и постоянно проверять, понял ли их ребенок. Для этого (в зависимости от уровня развития ребенка) давайте ему инструкции, которые бы состояли из двух, затем из трех частей. Например, «возьми лейку и поставь на окно». Содержание их не должно быть обычным. Если ребенок привык выполнять вашу просьбу «взять лейку и полить цветок», то теперь вы просите «поставь ее на окно». Круг вопросов расширяется в зависимости от того, насколько верно родители понимают структуру дефекта.
Принцип доступности, повторяемости
После того, как мы подведем родителей к пониманию особенностей развития их ребенка, следует перейти к следующим принципам воспитания и обучения, которые вытекают из первого принципа. На этом этапе предполагается собственная активность взрослых при анализе того, как организовать общение с ребенком, чтобы оно было продуктивным.
Данные принципы следует применять не только по отношению к ребенку, но и к самим взрослым (является ли излагаемый нами материал доступным для понимания его родителями, насколько они смогут сделать его доступным для малыша, сколько раз нам надо обратить внимание взрослых на особенности воспитания и сколько раз им придется возвращаться к одной и той же теме).
Например, наиболее тяжелым моментом при проведении игры «Достань мишке мяч» являлось речевое оформление собственных действий, анализ условий («Мы не могли рукой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч палкой»), подведение итогов («Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет»). Это связано с тем, что описание проведения игры предлагалось родителям в рукописном виде – они посчитали необязательным выполнить все написанное. Лишь при привлечении внимания родителей к данной проблеме у них сформировалось осмысленное отношение к проведению занятий.
Принцип коммуникативности
Учиться вербализовать свои действия, выражать собственное эмоциональное состояние и говорить о чужом в присутствии ребенка, объяснять ему чуть ли не каждый свой шаг, возможно, является одним из самых тяжелых моментов обучения родителей общению с ребенком. Но значимость этого гораздо больше. Во-первых, пока ребенок не говорит, родители начинают ограничивать темы общения с ним до бытового уровня, собственная речь становится беднее в присутствии малыша. Если в норме малыш активно познает окружающий мир и не оставляет в покое родителей расспросами («Что это?», «Что с ним можно делать?», «Почему он такой?»), то ребенка со сниженным интеллектом отличает низкий уровень познавательной активности. Если нормально развивающийся ребенок собственным поведением побуждает речевую активность взрослых (отвечать на вопросы), то аномальный ребенок не имеет такого воздействия на родителей. В результате можно встретить семьи, имеющие умственно отсталых детей, которые не умеют общаться со своим ребенком, тем более – учить его давать словесный отчет, называть словами действия с предметами, вычленяемые части предметов, их формы и т.д. у ребенка затрудняется развитие как комментирующей, так и регулирующей функций речи.
Принцип концентричности
Как показывают беседы с родителями умственно отсталых детей, наиболее частой причиной, почему они не занимаются дома с ними, является отрицательный результат подобных взаимодействий.
Трудности, с которыми сталкиваются умственно отсталые дети при выполнении заданий, обычно вызывают негативное отношение к нему родителей. В одних семьях появляется грубое отношение с ребенком, эмоциональное отвержение или безразличие. В других семьях негодование по поводу ошибок быстро проходит, но также влечет отрицательные последствия. Родители сами начинают создавать проблемы в воспитании ребенка. Они либо предъявляют ему слишком высокие требования, которые он не в состоянии выполнить, либо бросают задание на половине, потому что у самих не хватает терпения, либо вовсе не возвращаются к этой теме.
В обоих случаях за ошибками воспитания стоит, во-первых, неумение родителей увидеть, заметить прогресс в действиях ребенка (посмотрел сегодня в ваши глаза – и это хорошо), во-вторых, незнание, какого уровня требований им придерживаться.
Одним из путей повышения педагогической грамотности родителей, а также восстановления веры в свои силы является разъяснение принципа концентричности. Лишь идя от простого к сложному, можно на первых этапах заметить успехи ребенка, обратить внимание взрослых на их существование. Затем в более сложном увидеть успехи в неспецифических проявлениях, которые обычно человек не замечает (использование указательного жеста, умение выполнять задание по подражанию, образцу и т.д.). И, наконец, похвалить родителей за конкретные результаты.
Также необходимо объяснить родителям, когда они должны уметь спуститься на более низкий уровень, когда вернуться к прежнему. Например, любое действие вначале выполняется как совместное, и постепенно взрослый передает свое умение ребенку. Необходимо сначала вместе держать ложку, вместе надевать кольца на пирамидку, вместе катать тележку – все делать вместе. Но постепенно любое действие ребенок все в большей мере выполняет самостоятельно и в конечном итоге полностью овладевает им. Если все равно ничего не получается, надо попробовать воспользоваться другим материалом, перенести задание в новую ситуацию.
Принцип деятельностного подхода
Существенный аспект деятельности – ее понимание как счастья, как формы самовыражения, как формы становления человека тем, что заложено в потенции, как завершение природы человека путем развития его возможностей. Та деятельность, которая оценивается только с позиции ее продуктивности, результата, как правило, жестко детерминирована, не свободна, а, следовательно, и ограничена по возможностям развития личности.
Если мы будем говорить родителям о важности вовлечения ребенка в деятельность, то может произойти неверное понимание смысла. Акцент надо сделать именно на том, что деятельность должна соответствовать возрасту ребенка, что делает ее интересной, взрослой (и чем она разнообразнее, тем лучше).
Так, в семье Б. бабушка утверждала, что заниматься с малышом надо только в форме игры. С одной стороны, похвально стремление вести занятия в игровой форме. Но, оказывается, есть и отрицательная сторона: ребенок не вовлекался в другие виды деятельности, потому что они не носили игровой характер. Развитие предметной деятельности, а до этого – простых манипуляций с разнообразными предметами у ребенка происходило в ущемленном варианте.
Встречается и другой вариант. Подарив игрушку, взрослые забывают о ребенке. Предоставленный сам себе, наедине с игрушками ребенок не умеет играть с ними. Играть (а значит, и действовать) надо учить.
Как видим, деятельностный подход – это подход не только к ребенку, но и к взрослому. Построение занятия с сыном или дочерью подразумевает деятельность взрослых, требующую осмысленного отношения к взаимодействию с аномальным ребенком. Именно от взрослого зависит смена видов деятельности, игровая форма занятий и перенос способов деятельности.
Коррекционный принцип
Знания, которые мы даем родителям о воспитании и обучении их детей, не могут использоваться ими полностью без руководства педагога и воспитателя. В основном, коррекционная работа осуществляется в дошкольном учреждении. Каждый раздел программы соответствует коррекционно-развивающим задачам. Создаются специальные условия для обучения детей с отклонениями в развитии. В связи с этим семейное воспитание ребенка должно не противоречить программе, а следовать единым целям с ней.
Для этого родителям даются задания на дом. Взрослым объясняется, что обучение ребенка не заканчивается при выходе его за пределы детского сада. Им важно суметь организовать жизнь ребенка так, чтобы постоянно происходила коррекция какого-то его недостатка.
В зависимости от того, к какому типу семей (с активной или пассивной позицией на воспитание) относятся взрослые, непосредственно участвующие в воспитании ребенка, педагогу и воспитателю важно определить тактику взаимодействия с ними. Если взрослые не идут на контакт, задания не выполняют или делают это очень редко, то следует изменять задания, приспосабливать под условия жизни семьи.
Родителям можно предложить посетить занятия педагога, воспитателей, показать, какие пособия можно сделать. Так, некоторые родители не представляют, что дидактический материал можно сделать самим. Любые коробки из-под конфет, красочные упаковки и т.п. могут стать самым интересным материалом для ребенка. Главное, чтобы цвета, форма были естественны, доступны восприятию ребенка.
Чем больше взрослые и члены семьи узнают вариантов проведения занятий, тем лучше. Мать, забирая ребенка из детского сада, будет вызывать его речевую активность, расспрашивая об элементарных вещах: «что ты сегодня ел», «кого угостил конфетой», «скучал ли», «кто пришел за твоим другом – мама или папа», «как ты занимался» и т.д., - это уже форма занятия. Бабушка повторит название овощей во время приготовления обеда и попросит помочь внучку, - еще одна форма занятия.
Когда родители проявляют заинтересованность жизнью ребенка, то у малыша формируется ожидание реакции и вопросов взрослого и просыпается познавательная активность.
Сила принципов воспитания заключается в том, что они обогащают весь накопленный в истории опыт воспитания. Родителям, владеющим этими знаниями, лишь остается проверять, подходит ли воспитательное действие под принцип воспитания или нет. Под воспитательным действием следует понимать любое воздействие на ребенка (словом или делом), которое осуществляется членами семьи.
Активность родителей возрастает, если они осведомлены о результатах своих усилий. Следует помнить, что негативная обратная связь или возникновение у родителей ощущения неудачи может разочаровать их и погасить интерес к этому роду деятельности. Также важно отметить роль педагога, воспитателя, психолога в поддержании эмоционального благополучия в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. Основной причиной разводов является не просто дефект ребенка, а неумение совместно решать возникающие проблемы. Так, на примере одной семьи можно было видеть, как мать заняла ведущую роль в воспитании и, несмотря на желание отца заниматься с малышом, стала ограничивать контакты отца с сыном. Объяснение такого поведения матери заключалось в том, что для «необычного» ребенка нужно специальное обучение и осуществить его позволит только ее собственный опыт. Лишь после многократного подтверждения значимости отца в глазах матери (отец являлся наиболее значимым и авторитетным лицом для ребенка) удалось добиться равного участия членов семьи в воспитании.
Таким образом, специфика работы с семьями заключается в психологической поддержке взрослых, снятии стресса и недоверия к специалистам. Всем своим поведением воспитатель и педагог должен проявлять искренний интерес ко всему, чем живет ребенок, уважение к его родным, готовность к тесным контактам с ними. Как показал эксперимент, работу с родителями необходимо проводить систематично и подход к семьям должен быть индивидуальным.
Семьям с тяжелым материальным положением необходимо изначально показать, как можно добиться хороших результатов в обучении ребенка посредством собственных усилий (сделать пособия, игрушки собственными руками, умело использовать время для занятий с детьми и т.п.).
Если семьи, в которых основным дестабилизирующим фактором выступает дефект ребенка, родители ощущают себя всеми оставленными и никому не нужными, замыкаются в своем горе, считают, что подобной проблемы не может быть ни у кого другого. Таким взрослым необходимо предложить художественную литературу, в которой описываются случаи рождения аномального ребенка, переживания родителей, выходы из кризисных ситуаций. Также акцент делается на важности поддержания контактов с окружающим миром, с родителями, чьи дети посещают данное учреждение. Учитывая сложность этой проблемы, на дом предлагаются задания, для выполнения которых необходимо участие посторонних лиц. Например, ребенок должен попросить у соседки щепотку соли для приготовления обеда и т.п.
Основное внимание нужно уделить тому, как взрослые оценивают возможности ребенка в разных видах деятельности. От этого будет зависеть содержание работы с родителями: задания на понижение или повышение требований к ребенку с отклонениями в развитии. Но ни в коем случае нельзя упускать из вида недостатки воспитания, а постоянно указывать на них родителям.