- проверить умение написания слов с разделительным твердым знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласных;
- проверить умение определять безударную гласную в корне слова.
Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу свою бабушку. Она радостно машет мне рукой. Теперь нас везёт конь Орлик. По сторонам - широкие просторные поля. По пути бабушка мне объяснила, как растёт хлеб. К вечеру мы въехали в деревню.
№ п/п | Характер орфограммы (правило) | Как исправить | Пример |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Заглавная буква в начале предложения. Предложение – это группа слов, которые выражают законченную мысль | Запишите правильно предложение. Подчеркните заглавную букву | Вот мы в поезде. |
2 | Заглавная буква в именах собственных. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы | Напишите слово правильно. Выделите заглавную букву. Объясните написание по образцу | Иван – имя Петрович – отч. Сидоров – фам. Грузия – геогр. н. река Нева – геогр. н. пес Филька – кл. |
3 | Гласные И, А, У после шипящих. Запомните: Жи-ши Ча-ща Чу-щу | Напишите слово правильно. Выделите цветом сочетание или подчеркните, подберите и запишите ещё два слова с этим сочетанием | машина широкий чаща щука чугун |
4 | Перенос слов. Запомните! 1. Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Язык – переносить НЕЛЬЗЯ!) 3. Нельзя отрывать букву Й, а также Ь, Ъ от предыдущих букв, так как русские слова не могут начинаться буквами Й, Ь, Ъ, Ы (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский). 5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, прос-пать) | Напишите слово правильно, разделите на слоги. Подчеркните, выделите гласные буквы. Напишите все случаи переноса данного слова | Си/нич/ки Си-нички Синич-ки
|
5 | Если пропустили (кроме непроизносимых), не дописали, переставили букву в слове | Напишите слово правильно. Разделите на слоги. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили | Хвос/тик Бе/рё/зы
|
6 | Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных. Пишется после согласных на конце слова (конь) в середине слова между согласными (коньки) | Напишите слово правильно. Выделите ь. Подчеркните согласный, мягкость которого на письме показывает ь, подбери ещё два слова с ь. | конь морковь девять коньки мальчик пальцы |
7 | Разделительный твердый знак (Ъ). Запомните! Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Е, Ю, Я. согл. Ъ е, е, ю, я Исключения: объект, субъект, адъютант | Напишите слово правильно. Выделите приставку и Ъ. Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ. Запишите ещё два слова с разделительным Ъ. | съезд объем объявление |
8 | Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог – это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву Н. Перед глаголами предлоги не пишутся | Выпишите слово с предлогом. Докажите раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или вопрос) | Сосна росла у берега. У (какого?) берега, у крутого берега. Ко V мне С V ними |
9 | Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова). Непроверяемые гласные и согласные в корне слова ЗАПОМИНАЕМ | Напишите слово правильно. Выделите цветом или подчеркните орфограмму. Подберите два однокоренных слова (или 2 слова с подобной орфограммой) | Берёза Берёзовый берёзочка |
10 | Проверяемые безударные гласные в корне слова (б/г). Запомните! Безударные гласные А, Я, И, О, Е можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на б/г падало ударение | Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную. Напишите правильно слово с б/г, поставьте знак ударения, выделите корень и б/г в корне | Денёк - дЕнь Чудесный - чУдо |
11 | Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Предложение – это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль | Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак. Объясните по образцу | Клювик у птички тоненький. Хороша птица! |