Конспект урока на тему «М.М. «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка».
Конспект урока на тему «М.М. «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка».
Конспект открытого урока литературного чтения, проведённого
в 4 классе учителем начальных классов МАОУ СОШ №30
г. Березники Стрибной Екатериной Анатольевной.
Класс: 4 общеобразовательный.
Тема: «М.М. «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка».
Цель:
создать условия для осознания, осмысливания и закрепления знаний по творчеству Пришвина;
формировать умения анализировать содержание произведения, давать характеристику героя на основе поступка;
высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, создавать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.
Планируемые результаты:
1. Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро, Родина, природа.
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
3. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач:
Ход урока:
I ОрганизационныI Организационный момент
- Доброе утро, ребята.
- Доброе ли оно для вас? Улыбнитесь соседу по парте, и оно действительно станет добрым.
II Постановка целей и задач урока. Мотивации учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя М.М.Пришвина. С его рассказами мы с вами уже встречались. Вспомним их названия.
1. Ребята и …. (утята);
2. Разговор ….(птиц и зверей);
3. Лисичкин ….(хлеб);
4. Золотой…. (луг).
III Проверка домашнего задания.
- Скажите, о чём писал М.М.Пришвин? (М.М.Пришвин писал о природе, живой и неживой.)
- Что интересного вы можете рассказать об этом замечательном писателе?
Интервью.
- Помогут нам в этом юные корреспонденты.
1. Кем Михаил Михайлович успел поработать в своей жизни? (Он получил хорошее образование. Это образование позволило ему работать агрономом, сельским учителем, библиотекарем.)
2. А интересно, когда он начал писать рассказы? (Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.)
3. Что это за впечатления? (Я думаю, что, о природе. Михаил Михайлович был влюблён в свою Родину. Ему всё нравилось: леса и поля, реки и озёра, птицы и звери. В его рассказах можно услышать звон весенней капели, первый зов кукушки. Стук лесного доктора – дятла, и даже разговор двух сорок).
IV Актуализация знаний.
- Как вы уже слышали из интервью, кто может являться героями произведений М.М. Пришвина. (Растения, животные, люди).
- Кто же является героями произведения которое вы читали? ( Выскочка, Вьюшка, Стая сорок).
- Кто же является главным героем рассказа М.М.Пришвина? (Сорока)
- Что вы можете рассказать о сороке?
Работа по карточкам.
- У вас на столах лежат карточки с дополнительной информацией о главном герое.
- Пользуясь текстом, расскажите о сороке то, что вам запомнилось.
1. У птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела.
2. Издаёт громкие и стрекочущие звуки.
Игра "Угадайка".
- А теперь послушайте, кто это подаёт голос? ( Кукушка, утёнок, дятел, сорока).
- Все эти птицы в своё время тоже были героями М.М.Пришвина.
V Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Какое из этих прозвищ подходит к нашей сороке? ( воровка, разбойница).
- Откройте учебник с. 92
- Найдите и зачитайте в тексте предложения, в которых можно узнать о характеристике главной героини, которую даёт автор.
- Как автор говорит о сороке? (В семье не без урода)
- Какая сорока по мнению автора? ( Глуповатая, со странностями в поведении).
- Что значит "поскакала дуром"? (Поскакала не как все, как попало, не думая).
- Понравилось ли это сородичам? (Они были недовольны, возмущены, им было досадно).
- А как ответила им сорока? (Задиристо, хвастливо).
Исценирование.
- Попробуем исценировать разговор стаи сорок и Выскочки. Попробуйте передать это настроение сородичам.
- Вы все будете стаей сорок. Вам нужно прочитать как один человек, на одном дыхании. Я буду переводчиком с птичьего языка.
VI Обобщение и ситематизация знаний.
- Найдите глаголы слова и выражения, которые характеризуют как сорока воровала кость. ( Получила, схватили, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль).
Сколько времени не хватило сороке? (Ещё бы мгновеньишко).
- Что это значит? (Если бы она была не одна, то косточку утащили бы).
- Мы совсем не говорили об ещё одном герое произведения.
- Какая характеристика подходит собаке Вьюшке?
- Какая она? (Весёлая, ловкая).
- В чём её ловкость? (Она успела схватить сороку за хвост).
- Как об этом сказал автор?
VII Контроль усвоения, обсуждение допущеных ошибок и их коррекция.
Работа по карточкам.
- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно разложить эти карточки на 2 группы: 1 - слова, которые характеризуют Вьюшку, 2 - слова, характеризующие Выскочку.
- Вы наверное заметили, что среди карточек есть 2 чистые карточки.
- Вам нужно дописать ещё по одной характеристике нашим героям.
- Какие ещёхарактеристики подходят Выскочке и Вьюшке?
- Вы видите как один единственный поступок охарактеризовал сороку как.( С заскоком, не то чтобы совсем глупенькая, с пыльцой в голове).
- Наши поступки - это наше лицо, гордость или стыд.
- Сорока является героиней произведения, а чувствует ли она себя героиней? (Над ней посмеивались даже сороки).
V III Информация о домашнем задании.
- Дома вам нужно будет составить синквейн о сороке, в котором вы кратко выразите свои мысли о главном герое произведения М.М.Пришвина.
IX Рефлексия.
- А сейчас я хотела бы проверить вашу внимательность. У меня в презентации время от времени на слайдах появлялась картинка. На первый взгляд она не имеет отношения к нашему рассказу. Что было на ней изображено?
- Это растение Выскочка. Выскочка расцветает так быстро и неожиданно, что кажется будто цветки его выскочили из-под земли.
- Как вы понимаете слова М.М.Пришвина.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
Сам же только о людях и думаю.
- Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу как смотрит писатель - глазами доброго
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «М.М. «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка». »
Конспект открытого урока литературного чтения, проведённого
в 4 классе учителем начальных классов МАОУ СОШ №30
г. Березники Стрибной Екатериной Анатольевной.
Класс: 4 общеобразовательный.
Тема: «М.М. «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка».
Цель:
создать условия для осознания, осмысливания и закрепления знаний по творчеству Пришвина;
формировать умения анализировать содержание произведения, давать характеристику героя на основе поступка;
высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, создавать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.
Планируемые результаты:
1. Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро, Родина, природа.
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
3. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач:
Ход урока:
I Организационный момент
- Доброе утро, ребята.
- Доброе ли оно для вас? Улыбнитесь соседу по парте, и оно действительно станет добрым.
II Постановка целей и задач урока. Мотивации учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя М.М.Пришвина. С его рассказами мы с вами уже встречались. Вспомним их названия.
1. Ребята и ….. (утята);
2. Разговор …..(птиц и зверей);
3. Лисичкин ….(хлеб);
4. Золотой…. (луг).
III Проверка домашнего задания.
- Скажите, о чём писал М.М.Пришвин? (М.М.Пришвин писал о природе, живой и неживой.)
- Что интересного вы можете рассказать об этом замечательном писателе?
Интервью.
- Помогут нам в этом юные корреспонденты.
1. Кем Михаил Михайлович успел поработать в своей жизни? (Он получил хорошее образование. Это образование позволило ему работать агрономом, сельским учителем, библиотекарем.)
2. А интересно, когда он начал писать рассказы? (Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.)
3. Что это за впечатления? (Я думаю, что, о природе. Михаил Михайлович был влюблён в свою Родину. Ему всё нравилось: леса и поля, реки и озёра, птицы и звери. В его рассказах можно услышать звон весенней капели, первый зов кукушки. Стук лесного доктора – дятла, и даже разговор двух сорок).
IV Актуализация знаний.
- Как вы уже слышали из интервью, кто может являться героями произведений М.М. Пришвина. (Растения, животные, люди).
- Кто же является героями произведения которое вы читали? ( Выскочка, Вьюшка, Стая сорок).
- Кто же является главным героем рассказа М.М.Пришвина? (Сорока)
- Что вы можете рассказать о сороке?
Работа по карточкам.
- У вас на столах лежат карточки с дополнительной информацией о главном герое.
- Пользуясь текстом, расскажите о сороке то, что вам запомнилось.
1. У птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела.
2. Издаёт громкие и стрекочущие звуки.
Игра "Угадайка".
- А теперь послушайте, кто это подаёт голос? ( Кукушка, утёнок, дятел, сорока).
- Все эти птицы в своё время тоже были героями М.М.Пришвина.
V Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Какое из этих прозвищ подходит к нашей сороке? ( воровка, разбойница).
- Откройте учебник с. 92
- Найдите и зачитайте в тексте предложения, в которых можно узнать о характеристике главной героини, которую даёт автор.
- Как автор говорит о сороке? (В семье не без урода)
- Какая сорока по мнению автора? ( Глуповатая, со странностями в поведении).
- Что значит "поскакала дуром"? (Поскакала не как все, как попало, не думая).
- Понравилось ли это сородичам? (Они были недовольны, возмущены, им было досадно).
- А как ответила им сорока? (Задиристо, хвастливо).
Исценирование.
- Попробуем исценировать разговор стаи сорок и Выскочки. Попробуйте передать это настроение сородичам.
- Вы все будете стаей сорок. Вам нужно прочитать как один человек, на одном дыхании. Я буду переводчиком с птичьего языка.
VI Обобщение и ситематизация знаний.
- Найдите глаголы слова и выражения, которые характеризуют как сорока воровала кость. ( Получила, схватили, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль).
Сколько времени не хватило сороке? (Ещё бы мгновеньишко).
- Что это значит? (Если бы она была не одна, то косточку утащили бы).
- Мы совсем не говорили об ещё одном герое произведения.
- Какая характеристика подходит собаке Вьюшке?
- Какая она? (Весёлая, ловкая).
- В чём её ловкость? (Она успела схватить сороку за хвост).
- Как об этом сказал автор?
VII Контроль усвоения, обсуждение допущеных ошибок и их коррекция.
Работа по карточкам.
- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно разложить эти карточки на 2 группы: 1 - слова, которые характеризуют Вьюшку, 2 - слова, характеризующие Выскочку.
- Вы наверное заметили, что среди карточек есть 2 чистые карточки.
- Вам нужно дописать ещё по одной характеристике нашим героям.
- Какие ещёхарактеристики подходят Выскочке и Вьюшке?
- Вы видите как один единственный поступок охарактеризовал сороку как ...( С заскоком, не то чтобы совсем глупенькая, с пыльцой в голове).
- Наши поступки - это наше лицо, гордость или стыд.
- Сорока является героиней произведения, а чувствует ли она себя героиней? (Над ней посмеивались даже сороки).
V III Информация о домашнем задании.
- Дома вам нужно будет составить синквейн о сороке, в котором вы кратко выразите свои мысли о главном герое произведения М.М.Пришвина.
IX Рефлексия.
- А сейчас я хотела бы проверить вашу внимательность. У меня в презентации время от времени на слайдах появлялась картинка. На первый взгляд она не имеет отношения к нашему рассказу. Что было на ней изображено?
- Это растение Выскочка. Выскочка расцветает так быстро и неожиданно, что кажется будто цветки его выскочили из-под земли.
- Как вы понимаете слова М.М.Пришвина.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
Сам же только о людях и думаю.
- Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу как смотрит писатель - глазами доброго человека.