kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чтения по теме "Л. Н. Толстой. Прыжок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Цель:

  1. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
  2.  Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения по теме "Л. Н. Толстой. Прыжок" »

Открытый урок

литературного чтения в 3 классе

Л. Н. Толстой «Прыжок»



Цель:


  1. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.

  2. Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;

  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.


Х О Д У Р О К А


I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Л.Н.Толстого.

- Какие произведения Льва Толстого вы читали?

Выставка книг

- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.


Слайд с изображением парусника


- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведаал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.


Слайд с темой урока


- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)


III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.


  1. Первичное чтение текста.

Выразительное чтение рассказа учителем.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)


(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,

из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст)


  1. Словарная разминка.

Слайд

- Объясните значение словосочетаний:

Перенести вещи – изменить положение в пространстве

Перенести болезнь – переболеть

Перенести страх – испугаться

Перенести обиду – вытерпеть обиду


  1. Отработка техники чтения.

Слайд

- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.


воз-вра-щал-ся

вдре-без-ги

пе-ре-драз-ни-ва-ла

о-пом-нил-ся

за-бав-ля-ют-ся

при-це-лил-ся

за-це-пив-шись

раз-мах-нул-ся

раз-за-до-рил-ся



  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.


1 абзац

- Как обезьяна развлекала матросов на палубе?

2 абзац

- Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

3 абзац

- Что она сделала со шляпой?

4-5 абзац

- Как повел себя мальчик?

7-11 абзац

- Что раззадорило мальчика?

- Что в это время происходило на палубе?

12-15 абзац

- Что предпринял капитан для спасения сына?

-


  1. Подбор синонимов и антонимов к словам.

Работа в печатной тетради с. 32 задание 1.


IV. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.


V. Закрепление изученного.

  1. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.

1 группа Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.

Рисунки на слайде.


2 группа Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.


Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась, сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.


Слайд


3 группа Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.


Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной, взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.


Слайд


4 группа Прочитайте отрывки из рассказа. Подчеркните слова, которые обозначают переживания мальчика, матросов и капитана. (выступают в конце)


  1. Уточнение значения выражений.

Работа в печатной тетради с.33 задание 2.


  1. Анализ произведения.

- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчиненными его отца)


- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится)


- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?

- Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.


Слайд с текстом


  • смелость

  • желание испытать себя

  • мальчишеский задор

  • стремление отстоять свое достоинство

  • упрямство

  • желание покрасоваться

  • глупость

  • желание доказать, что он сын капитана.


Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:


  • стремление отстоять свое достоинство,

  • мальчишеский задор,

  • желание доказать, что он сын капитана.


Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.


- Какими качествами обладал капитан?

(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)


- Похож ли мальчик на отца-капитана?

(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)


- Во всем ли мальчик похож на своего отца?


(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)


- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан?


Со своими ответами выступает 4 группа - Слайд


- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы разбиться об палубу.


VI. Итог урока. Рефлексия.

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

Слайд

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…


VII. Домашнее задание.

Слайд

Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока чтения по теме "Л. Н. Толстой. Прыжок"

Автор: Груздева Светлана Петровна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)». "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-l-n-tolstoi-pryzhok-byl"
    ["file_id"] => string(6) "120421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717811"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация и конспект урока по теме: " Л.Н. Толстой " Прыжок"" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-tiemie-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "153358"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420995700"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация по литературному чтению Л.Н. Толстой "Прыжок" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-po-litieraturnomu-chtieniiu-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "157268"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421578336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Прыжок" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "157264"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421578093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок  литературного чтения Л.Н.Толстой «Прыжок»"
    ["seo_title"] => string(44) "uroklitieraturnoghochtieniialntolstoipryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "309608"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458826827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства