Конспект урока чтения по теме "Л. Н. Толстой. Прыжок"
Конспект урока чтения по теме "Л. Н. Толстой. Прыжок"
Л. Н. Толстой «Прыжок»
Цель:
Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения по теме "Л. Н. Толстой. Прыжок" »
Открытый урок
литературного чтения в 3 классе
Л. Н. Толстой «Прыжок»
Цель:
Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.
Х О Д У Р О К А
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. - Сегодня мы познакомимся с творчеством Л.Н.Толстого.
- Какие произведения Льва Толстого вы читали?
Выставка книг
- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.
Слайд с изображением парусника
- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома. На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведаал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.
Слайд с темой урока
- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)
III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
Первичное чтение текста.
Выразительное чтение рассказа учителем.
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)
(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,
из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст)
Словарная разминка.
Слайд
- Объясните значение словосочетаний:
Перенести вещи – изменить положение в пространстве
Перенести болезнь – переболеть
Перенести страх – испугаться
Перенести обиду – вытерпеть обиду
Отработка техники чтения.
Слайд
- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.
воз-вра-щал-ся
вдре-без-ги
пе-ре-драз-ни-ва-ла
о-пом-нил-ся
за-бав-ля-ют-ся
при-це-лил-ся
за-це-пив-шись
раз-мах-нул-ся
раз-за-до-рил-ся
Комментированное чтение рассказа по абзацам.
1 абзац
- Как обезьяна развлекала матросов на палубе?
2 абзац
- Как подшутила обезьяна над сыном капитана?
3 абзац
- Что она сделала со шляпой?
4-5 абзац
- Как повел себя мальчик?
7-11 абзац
- Что раззадорило мальчика?
- Что в это время происходило на палубе?
12-15 абзац
- Что предпринял капитан для спасения сына?
-
Подбор синонимов и антонимов к словам.
Работа в печатной тетради с. 32 задание 1.
IV. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
V. Закрепление изученного.
Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах.
1 группа – Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.
Рисунки на слайде.
2 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.
3 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.
Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной, взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.
Слайд
4 группа – Прочитайте отрывки из рассказа. Подчеркните слова, которые обозначают переживания мальчика, матросов и капитана. (выступают в конце)
Уточнение значения выражений.
Работа в печатной тетради с.33 задание 2.
Анализ произведения.
- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
(Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчиненными его отца)
- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке?Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится)
- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?
- Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
Слайд с текстом
смелость
желание испытать себя
мальчишеский задор
стремление отстоять свое достоинство
упрямство
желание покрасоваться
глупость
желание доказать, что он сын капитана.
Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:
стремление отстоять свое достоинство,
мальчишеский задор,
желание доказать, что он сын капитана.
Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.
- Какими качествами обладал капитан?
(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)
- Похож ли мальчик на отца-капитана?
(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)
- Во всем ли мальчик похож на своего отца?
(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)
- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы разбиться об палубу.
VI. Итог урока. Рефлексия.
(методика незаконченного предложения)
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …
Слайд
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
VII. Домашнее задание.
Слайд
Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.