Для родителей: целесообразно, чтобы эти правила формировались у ребенка не в негативной форме, («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, просто поглядит вокруг. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок, пословиц о природе. Взаимосвязь этического и эстетического развития способствует формированию любви к природе.
2. Вводная беседа (тема, цель, актуализация знаний по теме).
Тема нашей экскурсии «Природа, как источник духовности».
Мы с Вами будем общаться с природой, рассматривать её красоты, замечать состояния природы, а также мы поможем в зимовье птицам. Ведь Вы знаете, что некоторые птицы зимуют в нашем лесу: «Какие?».
Правильно: «синички, снегири, зяблики, сороки, вороны, воробьи, дятлы». Зимой им тяжело добывать корм, поэтому нужно помогать птицам.
Человечество борется сейчас за то, чтобы Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать с детства. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых: для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, добросердечности, сочувствия.
Педагоги и родители должны на своих примерах показывать любовь к природе, бережно к ней относиться. Вместе с ребенком окопать дерево, подвязать сломанную ветку, найти приют для брошенного котенка, покормить птицу и т. д. У детей еще недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включить ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома.
3. Непосредственно экскурсия, объяснение учителя, самостоятельная работа родителей и детей.
Во время пути проведение викторины «Какие птицы улетели, а какие остались?», дети против родителей.
Проведение игры «Следопыты». Цель: привлечение внимания к природному сообществу, установлению взаимосвязи в природном комплексе.
По приходу в парк родители с детьми рассматривают веточки, на что они похожи, какие ассоциации возникают, глядя на деревья в зимнем убранстве, детские ассоциации родители записывают. Родители и дети ищут подтверждение взаимосвязи в природном сообществе: высокие и низкие деревья, дятел, который лечит деревья.
Наблюдение за птицами. Развешивание кормушек.
Мы с Вами были в лесу в гостях, скажем лесу спасибо за его приветливость.
4. Отчёт о проделанной работе, демонстрация собранного материала. По дороге домой каждый по цепочке рассказывает о тех впечатлениях, которые получил во время экскурсии.
5. Заключительная беседа. Подведение итога.
Мы так много всего красивого увидели вместе с мамами и папами, побывали в сказочной сказке под названием «Лес». Давайте вспомним, кого из русских писателей и поэтов лес вдохновлял на творчество: «А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин».
Скажите, а могут ли вдохновить кого-то мусор, разбросанные пакеты? Конечно, нет, поэтому так важно сохранять лес в чистоте. К тому же лес – это защита земли, ведь деревья это поставщики кислорода, а без кислорода на Земле жизни нет.
6. Домашнее задание. Сочинение на тему «Красота нашей природы».