Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов"»
Предмет: Русский язык
Класс/курс: 1 класс
Тема: Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов.
Основные цели:
Метапредметные:
Сформировать умение оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы и спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности (Р, Л);
Сформировать умение применять правила работы в группах и в парах в учебной деятельности (К);
Тренировать умение анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку) (П);
Предметные:
1)Сформировать умение различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные;
2) Тренировать умение классифицировать слова по разным грамматическим признакам;
3) Тренировать умение устанавливать связи слов по вопросу:
4) Тренировать навыки написания по правилам письменной речи.
Дидактические материалы: электронная презентация;
Д-1.Девиз урока.
Д-2.Игра «Дождик».
Д-3.Эталон выполнения задания в игре «Дождик».
Д-4.Вопросы.
Д-5. Эталон «Грамматические группы слов».
Д-6.Материал для пробного действия.
Д-7. Правила работы в группе.
Д-8. Эталон выполнения задания пробного действия.
Д-9. Эталон «Названия одушевленных и неодушевленных предметов».
Д-10. Эталон выполнения карточки № 1.
Д-11.Эталон выполнения упражнения № 117.
Д-12. Задание для включения нового в систему знаний.
Д-13. Эталон выполнения задания.
Д-14. Лесенка успеха.
Раздаточный материал:
Р-1. Карточка № 1.
Р-2. Карточка № 2.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Краткая аннотация к работе:
Конкурсная работа «Предметный урок русского языка с учащимися 1 класса» по теме «Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов» по учебнику Н.В. Нечаевой «Русский язык» состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала, демонстрационного материала.
Урок построен в технологии деятельностного метода. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно выходят из затруднения, находя новый способ действия, фиксируют его и оценивают свое умение это делать. На уроке предусмотрены следующие виды работы: работа в группах, в парах, комментированное письмо, самостоятельная работа. Каждый ученик на уроке получает раздаточный материал. На уроке можно использовать как презентацию к уроку, так и демонстрационный материал.
Актуальность разработки состоит в том, что урок разработан в технологии деятельностного подхода, соответствует ФГОС.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: изучение лексики русского языка;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске карточка с пословицей (Д-1, слайд 1)
Наука даром не даётся-
Наука трудом берётся.
-Ребята, прочитайте девиз урока. Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы чему-то научиться, нужно хорошо работать.)
-А можно ли добиться успеха, если не приложить старания? (Нет.)
-Я думаю, что вы сегодня, как и всегда, будете стараться хорошо учиться. А что значит «учиться»? (Нужно понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.)
- С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель:
1) актуализировать учебные умения устанавливать грамматические связи с опорой на вопрос;
2) формировать представление о грамматических группах слов;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификация;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Учитель открывает на доске карточки со словами для игры «Дождик». (Д-2, слайд 2.)
-Прочитайте слова в порядке возрастания номеров от 1 до 9.
-Что вы можете сказать об этих словах? (Есть слова, которые обозначают предметы. Есть слова, обозначающие признаки и действия.)
- Назовите каждую группу слов. (Названия предметов: мороз, щенок, трава. Названия признаков: весёлый, красная, высокое. Названия действий: играет, бежит, читает.) (Д-3, слайд 3.)
-Что помогло вам выполнить задание? (Вопросы.)
-Какие вопросы? (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?)
На доске появляются карточки с вопросами (Д-4, слайд 4 .)
КТО?
ЧТО?
КАКОЙ?
КАКОЕ?
КАКОЕ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
На доске появляется эталон «Грамматические группы слов».(Д-5, слайд 5)
На доске появляются изображения предметов. (Д-6, слайд 6.)
Назовите, что вы видите на доске. Распределите данные слова на грамматические группы. Эту работу вы будете выполнять в группах. Вспомните правила работы в группе.
На доске вывешивается плакат с правилами работы в группе. (Д-7, слайд 7.)
Учащиеся выполняют пробное действие в группах.
Группы работают на планшетках. По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат. Одна из групп представляет свой результат. Остальные группы согласуют свои результаты с предложенным, в случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа.
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли распределить все слова на грамматические группы по этим вопросам.)
Кто распределил слова на группы? Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)
А теперь разберемся, почему возникло затруднение?
Выявление причины затруднения
Цель:
-выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были распределить слова на грамматические группы по вопросам.)
Чем это задание отличается от известных вам заданий? (Мы распределяли слова по вопросам.)
Почему же возникло затруднение? (Эти слова отвечают только на вопросы кто? или что?)
Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? или что?
Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) определить способ достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, на какие грамматические группы еще можно распределить слова.)
На какие вопросы отвечают эти слова. (Слова отвечают на вопросы кто? или что?)
Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Девочка, рыба, синица.)
Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? (Машинка, яблоко, стол.)
Запишите эти слова в два столбика.
На доске появляется эталон выполнения задания. (Д-8, слайд 8.)
Что вы заметили? (Слова, отвечающие на вопрос кто? обозначают живые предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? – неживые предметы.)
Допишите в каждую группу по одному слову.
После согласования учитель вводит понятие «одушевлённые предметы», «неодушевлённые предметы».
На доске появляется эталон «Одушевленные предметы», «Неодушевленные предметы». (Д-9, слайд 9.)
Откройте учебники на стр. 51. Что записано в рамочке? (Какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов.)
Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие, узнали какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов.)
Как определить, какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие – к названиям неодушевленных предметов? (Надо задать вопрос.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что позволяет вам открытый способ? (Уметь различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные).
А теперь вы будете учиться применять новые знания.
Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) зафиксировать способы определения названия одушевленных и неодушевленных предметов;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Учитель предлагает детям карточку № 1 со словами.(Р-1, слайд 10.)
Прочитайте слова. Распределите их на группы и запишите в столбики.
Карточка № 1
Прочитай слова. Распредели слова на группы и запиши их в два столбика.
Ученики «цепочкой» выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
зафиксировать способ определения названия одушевленных и неодушевленных предметов во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
А теперь вы будете работать в парах с карточкой № 2. Прочитайте задание. Что надо сделать? (Определить и записать лишнее слово в каждой строчке.) (Р-2, слайд 11.)
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по эталону. (Д-10, слайд 12.)
Что вы можете сказать об этих словах? (Среди этих слов есть названия неодушевленных предметов и одушевленных предметов. В этих словах есть орфограммы жи – ши и ча-ща.)
Подчеркните в словах орфограммы.
Физминутка
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель:
1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
2) проверить сформированность умения определять названия одушевленных и неодушевленных предметов.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Для самостоятельной работы предлагается № 117 стр. 52 (Учебник.)
Выполните предложенное задание самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание из учебника. Проверка организуется по образцу (Д−11, слайд 13.)
Включение в систему знаний
Цель:
тренировать умения устанавливать грамматическую связь между словами по вопросу, классифицировать слова по разным грамматическим признакам.
Организация учебного процесса на этапе 8:
С какими словами, отвечающими на другие вопросы, связаны названия одушевленных и неодушевленных предметов нашейречи? (С названиями признаков предмета, названиями действия предметов.)
Верно. Предлагаю вам к названиям предметов подобрать подходящие по смыслу признаки и действия. Составьте и запишите одно предложение. (Д-12, слайд 14.)
МАШИНА
КОШКА
ЕДЕТ
МЯУКАЕТ
ПУШИСТАЯ
ГОВОРИТ
ГРУЗОВАЯ
СЛАДКАЯ
Проверка выполняется по эталону. (Д-13, слайд 15.)
Рефлексия деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
Организация учебного процесса на этапе 9:
Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу.)
Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться различать названия предметов: одушевленные – неодушевленные.)
Достигли ли цели? Докажите.
Оцените свою деятельность на лестнице успеха. (Д-14, слайд 15)
Комментарии к сценарию: Урок проводится в четвертой четверти 1 класса. Урок по теме «Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов» в разделе «Слово» - третий. На уроках мы используем эталоны из курса «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон), т. к. в образовательном учреждении четвертый год реализуется курс внеурочной деятельности «Мир деятельности».
Демонстрационный материал, раздаточный материал, презентация к уроку помогают организовать деятельность учащихся и направлены на активизацию познавательной деятельности, формирование универсальных учебных действий. Конспект урока может быть использован при изучении данной темы по любой программе.
Использованная литература: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 1 класса.-7-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.