Просмотр содержимого документа
«Конспект "Учитесь доброте"»
Конспект занятия «Учитесь доброте».
Цель: Формирование представлений о значимости в системе человеческих отношений таких качеств как аккуратность, вежливость, доброта, милосердие, сострадание. Коррекция самовосприятия , самооценки.
Задачи:
Формировать представление об этикете общения, воспитывать культуру общения.
Создание условий для эмоционального восприятия значимости таких качеств как доброта, отзывчивость, милосердие.
Способствовать развитию доброжелательных отношений в группе.
Формировать привычку употреблять слова вежливости. Обогащение словарного запаса детей, коррекция речи.
Предварительная работа: подбор и изготовление наглядности.
Ход занятия:
- Добрый день! Дети встаньте, пожалуйста, в круг. Сегодня такой замечательный день и я хочу вам предложить поприветствовать друг друга. А делать мы это будем так – вы по очереди будете подходить к кому-нибудь, брать его за руку и говорить «Здравствуй, я рад тебя видеть!». Просьба, к одному и тому же два раза не подходить, чтобы никого не оставить без внимания. Молодцы, сядьте на свои места.
На последних двух занятиях мы с вами начали разговор о правилах общения.
Давайте немного вспомним, о чем шел разговор. Посмотрите, пожалуйста, вот на этот рисунок. Что мы здесь видим?
Ответы детей.
- Конечно же, вы правы, перед нами мальчик-грязнуля, мальчик-неряха, мальчик-хулиган. А как вы определили?
Ответы детей.
- По внешнему виду мы можем сказать, что это неаккуратный, непричесанный, грязный мальчик, скорее всего он не умеет следить за своим внешним видом. А какой он, как он ведет себя с другими детьми, как ведет себя на улице, в школе?
Совершенно верно, скорее всего - это грубиян и забияка, который дерется, устраивает драки. А почему мы можем так про него подумать?
Ответы детей.
Он взлохмачен, штаны порваны, грязные. Неприятно видеть таких неряшливых людей, неприятно с ними общаться.
А вот посмотрите на вторую картинку. Кого мы видим на этой картинке?
Ответы детей.
Чистенькая, опрятная девочка, с прибранными волосами. Хотели бы вы с такой девочкой дружить.
А почему? Потому что она располагает к общению своим внешним видом.
Кто помнит, как звучит первое правило общения?
Ответы детей.
Первое правило общения « Следите за своим внешним видом».
Как звучит второе правило общения?
Ответы детей.
- Второе правило общения « Будьте вежливы». Давайте вспомним, что значит быть вежливым? Как поступают вежливые люди? Какие вы знаете вежливые слова?
Ответы детей. Педагог обобщает:
Вежливые люди при встрече здороваются, при расставании говорят «до свидания», всегда говорят такие вежливые слова как «пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры», «благодарю», не обижают маленьких и слабых, не мусорят, потому что уважают чужой труд. Кто-нибудь помнит, откуда произошло слово «Спасибо»?
Ответы детей.
- Мы с вами говорили, что слово спасибо произошло от трех слов «Спаси вас Бог». (Детям демонстрируется плакат с расшифровкой слова). А как вы думаете, слово «благодарю» как произошло?
Ответы детей.
Слово «благодарю» произошло от двух слов «благо» и «дарю». Раньше слово «благо» обозначало хорошо, добро. Этим добром и хотели отдарить человека за хорошее, доброе отношение. (Детям демонстрируется плакат с расшифровкой слова). Благодарю, дарю тебе благо, дарю тебе добро. Не стесняйтесь использовать это слово в своей речи.
А теперь давайте встанем в круг и немного поиграем. Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо, сказать слово «пожалуйста» или «будьте добры». Если, я не произнесла вежливое слово, то команду вы не выполняете.
Присядьте, пожалуйста.
Будьте добры, встаньте.
Поднимите руки.
Посмотрите в окно, пожалуйста.
Положите руку на плечо соседа.
Присядьте, будьте добры.
Сделайте шаг вперед, пожалуйста.
Сделайте шаг назад.
Спасибо за игру, сядьте, пожалуйста, на свои места.
Сегодня мы познакомимся с третьим правилом общения «Будьте добрыми!»
- Скажите, а вам приходилось встречать добрых людей?
- А как вы можете объяснить слово доброта?
Ответы детей.
- Доброе дело, какое оно? Когда мы говорим что этот человек добрый, он сделал доброе дело?
Ответы детей. Педагог делает обобщение, уточнение:
- Добрые люди помогают в трудную минуту не только своим близким, родным и друзьям, но и совершенно незнакомым людям. Помогают просто потому, что кому-то плохо, кому-то нужна помощь. Кто-то заболел и нужны деньги на операцию, добрые люди помогают. Добрые люди помогают и животным, у которых по каким-то причинам нет хозяев. Они помогают им найти новых хозяев или берут их к себе в дом. Скажите, почему добрые люди так поступают?
Им жалко больных, бедных, обиженных. Они хотят им помочь справиться с бедой.
Так что же такое доброта?
- Доброта – это отзывчивость к обиженным, больным, бедным, умение прийти на помощь и самое главное - ничего за это не просить.
А сейчас я вам хочу задать вопрос: для чего человеку нужны руки?
- Работать. Есть. Писать. Выполнять какую-нибудь работу. А еще?
А можно ли с помощью рук общаться?
- Какими бывают наши руки?
- Добрыми. А злыми?
- Тоже могут быть. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Потрогайте руки друг друга. Возьмитесь за руки. Какие они?
- Они теплые, ласковые, можно сказать, что они добрые. А можно ли обидеть человека с добрыми руками?
- Давайте никогда не будем обижать друг друга.
- А какими бывают руки, когда они злые?
- Холодные, вредные, колючие, плохие. А могут ли руки помочь подружиться?
- Если хочешь обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?
- О добрых руках, конечно же.
Друзья мои, внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день».
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Третье правило общения звучит так «Будьте добрыми. Творите добро»
Дети садятся на свои места.
Скажите, пожалуйста, когда нужно починить ботинки мы к кому идем?
- Чинить ботинки мы идем к сапожнику. А когда сломалась табуретка, кто нам ее чинит? Столяр или плотник. А когда у нас испортилось настроение, кто нам может помочь?
Послушайте отрывок их стихотворения Юнны Мориц:
Сапожник починяет вам ботинки,
А плотник – табуретку и крыльцо,
Но только у волшебника в починке
Светлеют ваши руки и лицо.
Какая тонкая работа –
Счастливым сделать хоть кого-то.
Вот такое замечательное стихотворение – «…и только у волшебника в починке светлеют ваши руки и лицо».
Давайте попробуем себя в роли волшебников. А поможет нам в этом волшебный цветок «Цветик-семицветик». Каждый из вас будет по очереди подходить к цветку, брать лепесток и делать то, что там написано:
- Если ты пожалел кому-нибудь из детей нашей группы игрушку, не поделился карандашами или фломастерами, подойди, попроси прощения, жадничать некрасиво.
- Если ты кого-нибудь толкнул и не извинился, сделай это сейчас, будь вежливым и добрым.
- Скажи любому из присутствующих, как он хорошо сегодня выглядит. Доброе слово каждому приятно.
- Пообещай всем, что ты всегда будешь использовать такие слова, как здравствуйте, спасибо, извините. Будь всегда вежливым.
- Подумай, если ты кого-нибудь из детей нашей группы обидел грубым словом, попроси прощения. Будь мужественным, признай свою вину.
- Если ты кого-нибудь обзывал, говорил гадости, извинись и пообещай так больше не делать.
Дети по одному подходят, берут лепесток, воспитатель помогает, поддерживает, одобряет.
- Скажите, трудно ли было вам просить прощения, извиняться, говорить вежливые и добрые слова?
Ответы детей.
- Оказывается быть волшебником совсем не трудно, надо только захотеть. Посмотрите какими добрыми у вас стали лица, получились из вас волшебники. Молодцы.
Мы сегодня с вами говорили о том, с какими людьми нам приятно общаться, как надо выглядеть, как вести себя, чтобы другим тоже было приятно с нами общаться, а еще мы с вами говорили о доброте, о добрых отношениях между людьми. Давайте мы с вами сейчас сделаем аппликацию «Цветок доброты». Какие лепесточки будут у нашего цветка? Первый лепесток – отзывчивость (у педагога заранее приготовлены лист ватмана; стебель, листья, приготовлены лепестки с надписями). Второй лепесток?
Педагог вместе с детьми складывает цветок доброты – отзывчивость, сочувствие, помощь больным, помощь обиженным, защита животных, бережное отношение к растениям, приветливое отношение к окружающим.
Дети по одному подходят и приклеивают лепестки. Звучит песня «Дорогой добра»
Вот такой замечательный цветок доброты у нас получился. Мы оставим его в нашей рабочей, и будем каждый день стараться быть добрыми, отзывчивыми и делать только добрые дела.
Литература:
Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2009. – 367с.