Просмотр содержимого документа
«Конспект урока доброты: "Учимся вместе"»
Урок доброты для 3 класса.
«Учиться вместе»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.
Цель урока: способствовать воспитанию у детей человеколюбия, чувства доброты и сопереживания, внимания к окружающим.
Задачи урока:
- формировать представление о возможностях людей с ОВЗ;
- дать представление об инклюзивном образовании.
Тип урока: беседа
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), дебаты, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Дженнет Базаровой.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети стоят в кругу.
Игра «Передай движение по кругу»
Педагог предлагает детям «передать» друг другу рукопожатие и сказать: «Привет!», затем жестами сообщить что-нибудь о том, что происходило с ним сегодня. Игра продолжается до тех пор каждый не выполнит движение.
Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?
- Что вам особенно понравилось?
- Как бы отнесся к тому если бы у тебя не было возможности играть и учиться вместе с друзьями?
Педагог подводит детей к выводу, что учиться и играть вместе это весело и увлекательно.
Игра «Сходство - различие»
Педагог предлагает детям разбиться на пары, внимательно рассмотреть друг друга в течение 1 минуты и найти не менее трех различий. Затем каждый ребенок должен назвать имя своего партнера по игре и выявленные отличия, закончив фразу «(Имя ребенка) я отличаюсь от тебя…».
Затем детям опять предлагается посмотреть друг на друга в течение 1 минуты и найти сходства. По окончании времени каждый из детей рассказывает о том, что ему удалось отметить.
Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?
- Что вам особенно понравилось?
В конце игры педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но им все равно приятно быть вместе, играть, учиться.
Основной этап – 30 минут.
Дебаты
Класс делится команды по 4-5 человек. Каждой команде даются таблички с надписями «верю» и «не верю». Далее педагог произносить разные утверждения, например: «У всех девочек длинные волосы».
Задача детей обсудить предлагаемый тезис и принять решение – какую табличку поднять «Верю» или «Не верю». Свой выбор ребята должны обосновать.
Утверждения:
Неслышащие могут петь.
Люди на колясках могут танцевать.
Незрячий человек может работать на компьютере.
Незрячий человек может ходит по городу один.
Только высокие люди могут играть в баскетбол.
Человек с ментальной инвалидностью никогда не получит профессию.
Человек, передвигающийся на коляске не может быть моделью.
У всех девочек длинные волосы.
У мальчиков серые глаза.
Педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные и имеют разные возможности. В том числе и люди с инвалидностью имеют разные возможности и могут сделать очень много.
Прослушивание истории о жизни Дженнет Базаровой. Рассказ сопровождается показом фотографий Дженнет Базаровой.
«Дженнет родилась в Туркмении. У Дженнет несовершенный остеогенез. При этом генетическом заболевании ребенок рождается c хрупкими костями, которые чуть что ломаются — от неловкого движения или неудачного прикосновения. К 14 годам у Дженнет десятки переломов, она и сама не помнит, сколько именно. У нее одна рука очень тоненькая — из-за того, что мало двигается, а вторая неестественно широкая — из-за разрастания костной ткани. То же самое с ногами. Дженнет с двух лет не ходит, а только ползает или передвигается на инвалидной коляске.
Таких людей как Дженнет в мире всего 12 человек.
Несмотря на «хрупкие» кости Дженнет ходит в обычную школу. С первого класса пока Дженнет была на уроках мама ждала ее в коридоре, чтобы на переменах поднимать и спускать коляску с этажа на этаж. Тогда еще не было школ с лифтами и подъемниками, специально оборудованными туалетами и т.д.
Сейчас Дженнет учится в школе с художественным уклоном рядом с домом и пишет картины для благотворительных аукционов.
Дженнет проводит в школах «Уроки доброты» в школах. Такие какой сегодня у нас с вами. На них она рассказывает о себе, о своем заболевании и о том, как важно ребятам с инвалидностью быть рядом со своими сверстниками.
Дженнет говорит: «Мне всегда задают очень много вопросов. И в школе, и на «уроках доброты». Спрашивают — что случилось, почему я в коляске? А как я сплю? Как я моюсь? Спрашивают с интересом и удивлением. На улице маленькие дети показывают на меня пальцем, подходят и толкают коляску. Родители сразу одергивают их, шепчут им что-то на ушко. Мое заболевание очень редкое. Никто о нем не знает. А я всегда все объясняю. Про хрупкость костей, про операции, про то, что сплю я как все люди».
После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Почему Дженнет хочет учиться в обычном классе? Почему для ребят, не имеющих инвалидности важно, чтобы в их классе учились ребята с инвалидностью? Что надо сделать, чтобы всем было комфортно учиться вместе?
Заключительный этап - 5 минут
Игра «Снежный ком»
Дети стоят в кругу, педагог предлагает, ребенку, стоящему рядом, продолжить фразу «Учиться вместе хорошо, потому что …». Затем ребенок, стоящий рядом с ним повторяет уже сказанное и добавляет слова во фразу.
Подведение итогов
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не является преградой в получении образования. Каждый ребенок вместе с родителями может выбрать, где ему лучше учится: в обычной школе, в интегрированном классе или в специальной школе. Важно, помнить, что инвалидность не являются помехой для дружбы и общения между людьми.
Домашнее задание дается для группового выполнения (4-5 детей): составить список игр, в которые можно играть с ребятами с нарушением опорно-двигательного аппарата.