Роль работы педагога-психолога при работе с детьми имеющими
ограниченные возможности здоровья
Коррекционно-развивающая работа педагога - психолога в образовательном учреждении по оказанию помощи детям с в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования должна основываться на комплексной программе. Это является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на ступени основного общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.) - Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Психолого-педагогическое сопровождение в форме индивидуальной помощи на дому ребенку оказывается на основании заключения Бюро медико-социальной экспертизы.
Цели коррекционной программы:
- содействие целостному развитию личности;
- гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы и социально-коммуникативной компетенции ребенка с нарушениями в развитии;
- его интеграция в общество путем индивидуального развития положительных коммуникативных навыков;
- создания оптимальных условий для социализации.
Задачи коррекционной программы:
- установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком и его окружением. Установление первичных взаимоотношений. Отработка правил поведения на занятиях.
- снятие эмоционального напряжения, обучение релаксации.
- формирование адекватных форм поведения.
- воспитание уверенности в себе.
Для реализации поставленных целей применяется комплексный метод объединения различных применяемых на практике психолого-коррекционных методов - музыкотерапии, телесно-ориентированной терапии, игровой деятельности; релаксационные упражнения; упражнения на взаимодействие; коммуникативные и дидактические игры; разнообразные этюды на передачу мимики, интонации, жестов.
Использование перечисленных методов в комплексе способствует личностной интеграции ребенка, помогает ему наиболее эффективно решать свои проблемы в эмоциональной, двигательной, познавательной и коммуникативной сферах.
Планируемые результаты реализации программы:
Освоение индивидуальной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучаемого:
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучаемым своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические УУД предполагают:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности.
Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей.