kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностный подход в исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе показаны некоторые подходы в исследовательской деятельности обучающихся начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в исследовательской деятельности»

Компетентностный подход в исследовательской деятельности обучающегося начальной школы. (Николаева Валентина Васильевна, учитель высшей категории МБОУ "СОШ №2 города Чебоксары)

“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто"

А. Сент-Дьердьи

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в современных условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя так же должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых учебных компетенций? Вот вопросы, которые сегодня стоят перед учителем. Именно, поэтому ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является компетентностный подход, согласно которому под компетентностью понимают качество личности, проявляющейся в деятельности, основанной на знании и опыте.

Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно. Вот почему говорить о компетентности можно только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Формирование компетентности идет не только через изучение учебных предметов, но и через другие формы организации школьной деятельности. Такой деятельностью стала внеурочная деятельность учеников начальной школы МБОУ «СОШ №2»

В формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения.

Известный ученый А.И. Савенков предлагает методику организации исследовательской деятельности младших школьников, но в основном она направлена на работу с «одаренными» детьми. В моей работе рассматривается возможность организации учебно-исследовательской деятельности всех без исключения младших школьников с помощью исследовательского метода. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

В основе метода исследований лежит:

- развитие познавательных умений и навыков;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умения интегрировать знания из различных наук;

- умение критически мыслить.

Опишу мой опыт организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников:

Исследовательской деятельностью с детьми в начальной школе я занимаюсь четыре года, не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе. Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, ведь дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Большое значение в подобной деятельности школьников имеют программы и учебники, по которым занимается класс, технологии используемые учителем. В рамках образовательной системы «Школа 2100» тщательно разработана проблемно-диологическая технология. Умелое и последовательное применение учителем данной технологии позволит развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивать творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения.

Учебно-исследовательский процесс необходимо строить, следуя определенной методологии. Первым этапом в моей работе стало анкетирование учащихся. В результате анкетирования детей выявилось их понимание значения слова «исследование». Я установила исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определила 7 направлений: животные, растения, медицина, техника, история, искусство и психология. Основным принципом в исследовательской деятельности обучающихся начальных классов являются строки:

«Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

Проблематику исследовательских работ определила интересы детей, а дети данного возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по – своему все объясняют (то есть, выдвигают гипотезы). Это стало вторым этапом в работе над исследованием. Например, Максимов Егор " На стене кабинете моего отца на протяжении многих лет висел странный прибор. Заинтересовавшись указанным прибором, однажды, я спросил у папы, а что это такое? Сняв его со стены, он мне рассказал, что это - волосной гигрометр, достаточно старый вид приборов, которым измеряют влажность воздуха. Из-за его простоты использования в работе и надежности, нахождение рабочего материала-волоса всегда под рукой, волосной гигрометр до сих пор остается одним из рабочих приборов, используемых людьми при измерении влажности воздуха.

Заинтересовавшийся тем, как устроен и как работает этот прибор, какие, какого цвета, чьи волосы используются в приборе, я решил написать по этой теме исследовательскую работу". Исходя из выдвинутой гипотезы, тема становится интересной и актуальной для ребенка. Интересные гипотезы на счёт тревожности выдвинул Андреев Александр" У девочек факторов тревожности больше, чем у мальчиков. У «отличников» уровень тревожности ниже, чем у других"

Надя Бычкова, исследовав памятники, находящихся по Московскому проспекту, пришла к выводу - памятники в нашем городе нужны:

  • 1. Чтобы люди не забывали свою историю (Мемориал в Парке победы, деревянная скульптура в парке 500-летия «Чебоксарцы едут в Москву»).

  • 2. Чтобы любили Чувашию («Мать-покровительница», «Древо жизни»).

  • 3. Чтобы люди помнили и гордились своими земляками: героями, учеными, писателями и другими знаменитыми людьми (памятники А.Г.Николаеву, К.В.Иванову, М.Сеспелю, И.Я. Яковлеву, С.Федорову, П.Е.Егорову, Н.Я.Бичурину).

  • 4. Чтобы призывать людей к миру, добру, единению (Добрый Ангел мира, Композиция «Единение народов и культур», «Древо жизни»).

  • 5. Чтобы повышать людям настроение («Скамьи примирения», памятник героям книги «Двенадцать стульев»).

Отдельным направлением стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в исследовательской деятельности детей. У Кати Орловой родители работают врачами. Так девочка выбрала исследовательскую работу по медицинской направленности на тему «Аллергия у детей младшего школьного возраста» В ходе своих исследований Катя сделала следующие выводы:

1. Примерно у половины (54,3%) опрошенных детей младших классов имеются аллергические реакции, чаще у девочек (18, что составляет 62,0%), чем у мальчиков (7, что составляет 41,4%). Среди детей, относящих себя к болеющим, хотя и редко, аллергическая реакция встречается чаще (8 детей, 50,0%), чем среди относящих себя к здоровым детям (10 детей, 33,3%).

2. У детей выявляется разный спектр значимых аллергенов. Причинно-значимыми аллергенами наиболее часто выступают аллергены пищевых продуктов (60,0%). Часто аллергическую реакцию связывают с укусами насекомых (7 учеников, 24,0%), с домашней пылью (5 учеников, 20,0%).

3. У большинства опрошенных родители не имеют аллергических заболеваний, у трёх человек родители страдают аллергией.

4. Преобладающим клиническим проявлением аллергических реакций у детей явились слезотечение, покраснение глаз – аллергический конъюнктивит (12 случаев, 48,0%). Частыми проявлениями аллергии являются покраснение кожи, сыпь, кожный зуд – аллергический дерматит (7 случаев, 28,0%), затрудненное свистящее дыхание – бронхиальная астма (6 случаев, 24,0%), опухший красный нос и выделения из носа – аллергический ринит (5 случаев, 20,0%).

5. Среди опрошенных учеников в предупреждении аллергических реакций больше всего акцентируют внимание на ограничении контакта с аллергенами. На использование лекарственных препаратов против аллергии указывают 7 детей (24%).

Третьим этапом стало проведение цикла занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни каждого человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательской работы. Организованная работа по направлениям, позволила на данном этапе обсудить значимые вопросы и каждому определить для себя план действий, поставить задачи. На этом этапе планирование учебно–исследовательской деятельности осуществлялось при помощи педагога. Отдельное время, а это четвертый этап выделяется для посещения библиотек и изучения литературных источников. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок начинает действовать самостоятельно, задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект и сделать сообщение по результатам исследования. Сегодня в своем арсенале дети с помощью взрослых активно используют Интернет. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети с удовольствием показывают свои наблюдения с помощью красочных рисунков, схем, диаграмм, дают образные сравнения, делают выводы, составляют рукописные книги, памятки, альбомы и журналы по своей теме, презентации к работе

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Информация получена в результате практического участия в опытах. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Пятый этап работы. В работу подключаются родители, учитель и совместно создают презентации своих работ.

Для этого требуется:

- дать определение основным понятиям;

- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

- выявить и обозначить все известные парадоксы;

- ранжировать свои идеи;

- предложить метафоры и сравнения;

- выработать метафоры и умозаключения;

- сделать выводы;

- указать пути дальнейшего изучения явления;

- продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;

- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Школьники оформили результаты работы исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, видеофрагментов, сочинений-сказок, фотоотчетов и другие форм.

Результат работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения слушателям.

Исследовательская деятельность с позиции компетентностного подхода способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток прочных знаний по выбранной теме порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Здесь помощь педагога необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжить исследование. Наша практика работы над исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Радость, интерес, творческий поиск, споры - вот составляющие исследовательской деятельности.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Компетентностный подход в исследовательской деятельности

Автор: Николаева Валентина Васильевна

Дата: 28.12.2020

Номер свидетельства: 568802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики" "
    ["seo_title"] => string(92) "innovatsionno-piedaghoghichieskii-proiekt-kompietientnostnyi-podkhod-k-priepodavaniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "142437"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418297072"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии в контексте ФГОС "
    ["seo_title"] => string(110) "orghanizatsiia-uchiebno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-po-biologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "189715"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427018759"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Доклад по теме: «Системно-деятельностный подход и компетентностный подход в преподавании литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "doklad-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-i-kompietientnostnyi-podkhod-v-priepodavanii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "182659"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425567378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "«Компетентностный подход и  пути его реализации  в образовательном процессе» "
    ["seo_title"] => string(83) "kompietientnostnyi-podkhod-i-puti-iegho-riealizatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "126667"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415204664"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов  колледжа"
    ["seo_title"] => string(73) "kompietientnostnyipodkhodvovnieurochnoidieiatielnostistudientovkolliedzha"
    ["file_id"] => string(6) "320973"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461179793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства