Доклад по теме: «Системно-деятельностный подход и компетентностный подход в преподавании литературы»
Доклад по теме: «Системно-деятельностный подход и компетентностный подход в преподавании литературы»
Доклад по теме: «Системно-деятельностный подход и компетентностный подход в преподавании литературы»
подготовила: Ефименко Татьяна Ивановна - преподаватель
первой квалификационной категории
Ни одно действие педагога не должно
стоять в стороне от поставленных целей
А.С. Макаренко
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.
Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно.
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Литература – это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Уроки по современной литературе стараюсь связать с программой литературного курса. Поэтому постоянно слежу за новинками литературы, читаю, делаю выписки, распределяю по темам, указанным в программе. Заостряю внимание на нужных фактах, подбираю интересные эпизоды. На уроках литературы (где возможно), анализируя программное произведение, сопоставляю с нужным произведением.
Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая и необходимая для человека и общества в целом и. к великому сожалению, самая «немодная'? черта характера. По мнению некоторых ученых-социологов, нынешнее молодое поколение мы иогеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, компьютеров, под оглчшаюгаую пропаганд,}" «сладкой» наркотически-сексуальной жизни только 74 молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.
Работая над проблемой "Нравственное воспитание на уроках литературы'? я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его модальный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен училища ? Мы же. преподаватели, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осушать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому преподавателю - словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым латы толчок к самостоятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Системно-деятельностный подход и компетентностный подход в преподавании литературы» »
Доклад по теме: «Системно-деятельностный подход и компетентностный подход в преподавании литературы»
подготовила: Ефименко Татьяна Ивановна - преподаватель
первой квалификационной категории
Ни одно действие педагога не должно
стоять в стороне от поставленных целей
А.С. Макаренко
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.
Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно.
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Литература – это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Уроки по современной литературе стараюсь связать с программой литературного курса. Поэтому постоянно слежу за новинками литературы, читаю, делаю выписки, распределяю по темам, указанным в программе. Заостряю внимание на нужных фактах, подбираю интересные эпизоды. На уроках литературы (где возможно), анализируя программное произведение, сопоставляю с нужным произведением.
Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая и необходимая для человека и общества в целом и. к великому сожалению, самая «немодная'? черта характера. По мнению некоторых ученых-социологов, нынешнее молодое поколение мы иогеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, компьютеров, под оглчшаюгаую пропаганд,}" «сладкой» наркотически-сексуальной жизни только 74 молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.
Работая над проблемой "Нравственное воспитание на уроках литературы'? я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его модальный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен училища ? Мы же. преподаватели, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осушать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому преподавателю - словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым латы толчок к самостоятельности.