Просмотр содержимого документа
«Коллективная творческая деятельность в системе формирования культуры общения»
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
COLLECTIVECREATIVEACTIVITY
THERE ARE CULTURES IN SYSTEM FORMING
INTERNATIONAL COMMONUNICATION
JUNIOR SCHOOLCHILDREN
ЯковлеваАгнияИвановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Едейская СОШ имени З.П. Саввина
МО Намский улус РС(Я)
Аннотация: Формирование культуры межнациональных отношений у детей направляет работу педагога на подбор методов и средств в целью воспитания гуманного, толерантного человека. Несомненно, этот процесс требует взаимодействия всех социальных институтов общества. Начальная школа здесь является главным звеном.
Ключевые слова: коллектив, межнациональное общение, культура
общения, младший школьник, коллективная творческая деятельность
Annotation: Forming of culture of international relations for children sends work of teacher to the selection of methods and facilities in by the aim of education of humane, tolerant man. Undoubtedly, this process requires co-operation of all social institutes of society. Initial school here is a main link.
Keywords: collective, international commonunication, culture
Направление статьи: Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения
Актуальность исследование. В настоящее время межнациональное общение является сложным и многогранным вопросом, одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Как показывают исследования социологов и психологов, одной из основных причин этнических конфликтов является неумение и непринятие культуры других наций. Поэтому воспитание уважения, терпимости и принятия других культур в многонациональном обществе должно начинаться с детства, чтобы ребенок, осознавая свои корни, свое место в мире, мог сосуществовать с другими в современном поликультурном обществе [1, с.143].
Культура межнационального общения формируется в активной и разнообразной деятельности, где учащиеся получают опыт общения, сотрудничества. Коллективные творческие дела дают возможность детям окунуться в богатый и разнообразный мир деятельностных отношений [2, с.76] Ребенок должен постепенно в практике реального общения, а именно в многонациональном коллективе и через коллективную творческую деятельность открывать для себя сходства и различия с другими людьми, учиться принимать их.
Объект исследования - процесс формирования культуры межнационального общения младших школьников.
Предмет исследования - коллективная творческая деятельность как средство формирования культуры межнационального общения младших школьников.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать пути формирования культуры межнационального общения младших школьников через коллективную творческую деятельность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу в рамках проблемы исследования;
Раскрыть сущностную характеристику понятия «межнациональное общение», «коллективная творческая деятельность»;
Выявить и экспериментально обосновать взаимосвязь между коллективной творческой деятельностью и процессом формирования межнационального общения детей младшего школьного возраста.
В первой главе доклада изучены теоретические основы исследования процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников, где рассмотрено и анализировано современное состояние проблемы межнационального общения, описана коллективная творческая деятельность как средство формирования культуры межнационального общения младших школьников, определена сущность и характеристика межнационального общения как педагогического феномена.
Во второй главе описана проведенная опытно-экспериментальная работа, цель которой подтверждение выдвинутой гипотезы исследуемой темы: что эффективность при исследовании формирования культуры межнационального общения младших школьников будет протекать успешно, если:
Реализуется личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся;
В практике педагогической деятельности используется коллективная творческая деятельность как одно из средств формирования культуры межнационального общения;
Разработать и реализовать определенную систему коллективных творческих дел по формированию культуры межнационального общения младших школьников.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Едейской СОШ им. З.П. Саввина Намского улуса. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 учащихся 2-3 классов.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий этап - диагностика выявления уровня сформированности межнационального общения у младших школьников
2 этап - формирующий этап - организация коллективной творческой деятельности по формированию культуры межнационального общения младших школьников
3 этап - контрольный этап - повторная диагностика выявления уровня сформированности межнационального общения у младших школьников, анализ полученных результатов.
Для диагностики уровня сформированности межнационального общения у младших школьников были выбраны следующие методики:
- контрольный опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях – когнитивный критерий
- методика «Сестренки» для определения отношения школьников к сверстникам иной расы – эмоционально-мотивационный критерий (составитель Э.К. Суслова)
- методика «Угости конфетой» для оценки характера действий ребенка в ситуации выбора – деятельностный критерий (составитель Э.К. Суслова).
Проведенная нами диагностика по трем разным методикам показала, что по среднему коэффициенту можно определить три уровня сформированности межнационального общения: высокий, средний, низкий. В констатирующем этапе средний коэффициент составил 0,68, что свидетельствует о среднем уровне сформированности межнационального общения. У этих детей полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Однако они не всегда могут общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию.
Следовательно, мы предполагаем, что организация коллективной творческой деятельности изменит показатели констатирующего этапа в лучшую сторону.
Цель формирующего этапа заключается в создании условий, способствующие оптимизации межнациональных отношений детей в классе. Для достижения поставленной цели был использован метод коллективного творческого дела. На формирующем этапе исследования, были проведены 3 коллективных творческих дела по темам: «День Матери», «Быть здоровым» и «Народы нашей республики». Каждое дело состояло из 6 этапов: коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение КТД, коллективный анализ, «мостик последствия» (этап последствия). Работа проходила в микрогруппах, дети обсуждали между собой, сами составляли план действий.
В процессе данных занятий мы убедились, что большинство детей класса стали одинаково доброжелательны ко всем этническим группам. Научились оценивать действия партнера, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками, слушать и понимать речь других.
Проведя опытно-экспериментальную работу по организации коллективной творческой деятельности в формировании культуры межнационального общения младших школьников, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования.
По итогам трех методик определили, что средний коэффициент констатирующего этапа составляло – 0,68, что свидетельствовало о среднем уровне. А на контрольном этапе средний коэффициент составил – 0,82, что свидетельствует о высоком уровне.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа выявила, что коллективная творческая деятельность является одним из важных факторов повышения уровня межнационального общения младших школьников.
В заключении можно констатировать, что цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.
Список литературы
Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах / В.К. Дьяченко. М.: Нар. Обр., 2004. - 352с.
Жолудова А.Н. Формирование культуры межнациональных отношений младших подростков в образовательном процессе школы: автореферат дисс… канд.пед. наук: 13.00.01 / А.Н. Жолудова. - Рязань, 2006. - 300с.
Карашева Н.А. Анализ формирования культуры межнационального общения на начальном этапе обучения в полиэтнической школе // Русский язык в национальной школе. - 2011.- № 4. - С. 6 - 11.
Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе / В.И. Матис - Барнаул, 2007.