Цель:продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям; развивать познавательный интерес детей к истории своего народа.
Оборудование и материалы: кукла Масленица, иллюстрации с изображениями празднования Масленицы, музыкальное сопровождение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Праздники на Руси»»
Классный час на тему: «Праздники на Руси» 1класс
Цели: продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям; развивать познавательный интерес детей к истории своего народа.
Оборудование и материалы: кукла Масленица, иллюстрации с изображениями празднования Масленицы, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Вводное слово учителя.
-Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу « делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Готовились с удовольствием к приёму гостей, которых встречали поклонами, здоровались, а самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал». «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья». Пели песни, плясали. В гости ходили целыми семьями.
2.Рассказ на тему: «Народные праздники на Руси. Святки»
-Знаете ли вы , чем знаменит русский праздник Святки? Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору. На Святки ряженые по домам ходили, люди гадали и устраивали всевозможные игры. Гадали все- и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву.
Но самой главной особенностью Святок было
Ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно и забавно, да чтобы не узнали: шубу выворачивали наизнанку, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы. Наряжались цыганами , солдатами…
А некоторые делали маски- их называли личинами. Для масок использовали бересту: проделывали в ней отверстия для носа, глаз, рта. Кроме того , обязательно приклеивали усы, подвязывали бороду. Такие маски делались не на один год. Их бережно хра нили до новых Святок.
Показать иллюстрации или, если есть возможность, сами маски.
3.Всё о Масленице.
=Одним из любимых народных праздников русских людей был и остаётся праздник Масленица. Народное поверье гласит: плохо встретишь Масленицу – год худо будешь жить.
Широкая Масленица, ты с чем пришла?
С весельем да радостью
И со всякой сладостью,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими…
-Встречайте Масленицу! ( Показывает куклу Масленицу. )
-Отгадайте загадки:
Белая, степенная, тепла боится.
Пока Масленицу не сожжёшь-никуда не уйдёт.
(Зима)
Круглый, а не колесо,
Горячий, а не солнце,
Не пирог, а есть можно.
( Блин)
-Масленица-это не только блины, Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Это праздник прощания с зимой и встречи весны. Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Народ любил этот праздник и величал ласковыми словами: «честная Масленица», «весёлая», «касаточка», «перепёлочка», «переберуха», «ясочка».
-Давайте исполним песню «Вот уж зимушка проходит»:
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-ли, лю-ли, проходит. (2 раза)
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Лю-ли, лю-ли, приводит. (2 раза)
Почернеет на дорожках,
Побежит ручьём в канавках.
Лю-ли, лю-ли, в канавках (2 раза)
Прощай, саночки, конёчки,
Лю-ли, лю-ли, дружочки. (2 раза)
-Вся неделя празднования Масленицы именовалась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний. Но люди ещё в старину нашли выход: нельзя есть мясо, но ведь существует молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «сырная неделя». Кроме того не воспрещается и рыба.
-Давайте исполним песню «Со блинами, пирогами…»
Прощай, наша Масленица,
Прощай, наша широкая.
Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С сыром, маслицем, яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладушками.
Блины мазаные,
Шаньги масленые.
Мы катаемся с горы.
От зари и до зари.
-Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: «Без блина не маслена, без пирога не именинник», «Блин-символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»
-Давайте споём песню «Ой, блины ,блины…»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица, Ой, блины, блины блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть
Сотен пять, а может шесть
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои-готовы!
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
-К началу праздника дома все тщательно мыли и скоблили, выбеливали печи, украшали своим рукоделием, готовили особые костюмы.
Издавна сложился порядок провожания Масленицы.
Понедельник называли встречей.Вэтот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело н а шест и с пением в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придёт весна. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела «величальные» песни в честь Масленицы.
Вторник-заигрыши. С утра парни приглашали
Девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, которые разъезжали по знакомым домам и устраивали там весёлые концерты.
Среда-лакомка. В этот день в каждой семье
накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды ,мёда и пряностей),калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.
Пятница масленичной недели была
известна как тёщины вечера. Зятья приглашали на блины тёщу.
Суббота-золовкины посиделки: молодые невестки
принимали у себя родных.
Воскресенье- это проводы, прощёный день,
которым завершается масленичный цикл. В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесённые в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.
Звучит пьеса «Проводы Масленицы» П. И. Чайковского.
В воскресенье «сударыню Масленицу» везли на санях по зимним улицам. За околицей устраивали большой костёр, давали чучелу Масленицы блин, и « сударыня Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блин, гори Масленица!» Люди отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая весны.
-Давайте споём песню «Ты прощай, прощай, наша Масленица»:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье,
Ты пришла с добром,
С хмельным пивом и вином,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями!
Мы катались с горы
От зари до зари.
А сегодня в воскресенье
Наше кончилось веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Аннотация
Классный час « Праздники на Руси» даёт представление о русских народных традициях, объясняет значение празднования Святок и последовательность празднования Масленицы, даёт возможность инсценировать игровые песни и придумывать варианты движений в хороводе, в процессе игры придерживаться намеченного замысла и активно его реализовывать. На уроке используются кукла Масленица, иллюстрации с изображениями празднования Масленицы.
Проводится обряд «угощение блинами. Учитель заранее просит родителей или поваров школы испечь блины, подготовить чай, варенье. Предлагая детям отведать блинчиков, учитель побуждает детей характеризовать их по форме, вкусу, способу приготовления, другим внешним особенностям, учит правильно есть, пользоваться приборами и т. д.