Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Цели занятия:
- Воспитание любви и доброго отношения к домашним животным.
- Воспитание чувства ответственности за их жизнь и безопасность.
- Воспитание умения критически относиться к своим поступкам, анализировать их.
- Развивать навыки монологической речи.
Ход занятия
- Организационный момент. Живое слово учителя.
Наш классный час называется «Мы в ответе за тех, кого приручили».
-Знаете ли вы откуда это выражение?
Это слова из философской сказки А. Экзюпери «Маленький принц».
2. Сценка из сказки А. Экзюпери «Маленький принц»
Действующие лица: Автор
Лис
Маленький принц (М.П.)
Автор: Вот тут и появился Лис.
Лис: Здравствуй.
Маленький принц: (вежливо) Здравствуй. Кто ты. Какой ты красивый.
Лис: Я – Лис.
М.П: Поиграй со мной. Мне так грустно…
Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
М.П. А как это – приручить?
Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы. Ты для меня пока маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.
Пожалуйста…приручи меня!
М.П. Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
Автор: Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
Лис: (вздыхая) Я буду плакать о тебе.
М.П. Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…Прощай.
Лис: Прощай. Вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
М.П. (повторяя задумчиво): Самого главного глазами не увидишь.
Лис: Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил…
3. Беседа.
Сегодня мы постараемся разобраться в смысле этих важных слов.
Ребята, а как вы думаете, что значит «приручить»? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).
Приручить – сделать ручным, послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь С.И.Ожегова).
- Что значит «в ответе»? (Ответы детей)
-Кто отвечает за вас?
Правильно, родители. – Что они делают?
А есть, ли кто-то за кого отвечаете вы? (домашние питомцы)
Есть ли у вас животные, которых вы приручили? Расскажите о них. Какие они. За что вы их любите?
4. Рассказ учащихся о своих домашних питомцах .
Учитель. Но бывает к сожалению и так.
Случай с девочкой.
На день рождения Кате подарили щенка. Сбылась её мечта. Девочка давно уговаривала маму купить ей щенка или котенка. И вот теперь у неё появился новый друг- щенок Верный. Катя первое время играла с ним, гуляла. А потом у неё появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме « Больной собаке не место у нас, пусть живет на улице».
-Что вы можете сказать об этом поступке?
-Завел человек собаку или кошку. А она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он животное на улицу, предал друга. Предательство- один из самых отвратительных поступков человека. Помните об этом!
И я уверена, что на такое предательство вы не решитесь.
-А если вам встретилась чужая собака на улице? Как поступить?
- Если не можешь помочь, то не тронь, не навреди!
- Уменя есть волшебная сумка. (раздать детям игрушки животных)
- Вот ваши питомцы. Как мы будем ухаживать за ними?
(Мы будем делать для них только полезные вещи) Какие? Ответы детей.
Можем ли сказать, что мы приручили игрушки, лежащие у нас на столе? Или вообще игрушки?
(Нет у них нет души.)
Живое существо нельзя задвинуть в темный ящик как ненужную вещь
Наши животные зависимы от нас. Зависимы физически, эмоционально. А значит, они беззащитны перед нами – перед нашим безрассудством, легкомысленностью, а временами и изменой. Животные редко предают нас, а что совершаем мы?
Вы видели когда-либо, чтобы взрослая собака обижала щенка? В животном мире будто принят негласный закон: малых не обижай, будь снисходительным, ведь они ещё малые. Всегда ли и мы так относимся к окружающему миру? Умное отношение к своему здоровью, к жизни – вот чему учит наблюдение за животными. Тем более мы люди, должны ощущать, что – животное – это живое существо, а не игрушка. Завести существо – это не только ответственность, но и ежедневный кропотливый труд. Их нужно кормить и присматривать, лечить и понимать.
Прежде чем заводить домашнее животное, лучше сто раз подумайте о том, хотите ли вы брать на себя ответственность за него. Если мы будем думать, прежде чем делать, зла станет меньше.
Если вы все – таки хотите избавиться от животного, не выкидывайте его на улицу, лучше найдите ему новую семью, которая будет его любить.
Незнайка прислал письмо в котором описывает, как он ухаживает за своим любимым котенком. Давайте обсудим.
- Кормит молоком. Правильно? (да, кошки любят молоко)
Как они ведут себя когда довольны? (мурлыкают)
- Причесывает
- Чистит зубы
- Умывает
- Чистит уши ушными палочками
- Выгуливает
Ребята: главный закон – не навреди!
Ведь мы в ответе за тех кого приручили.
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех.
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
А для ребят мы составили «Памятку для будущего хозяина»
- Я буду жить всего лишь лет 10. Любая разлука с тобой будет причинять мне страдания. Подумай об этом, прежде, чем ты возьмешь меня.
- Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня.
- Не сердись на меня долго и не запирай меня в наказание! Ведь у тебя есть еще работа, развлечения, друзья – у меня есть только ты.
- Разговаривай со мной, хотя я и не смогу полностью понимать все твои слова, но зато я понимаю твой голос, обращенный ко мне.
- Помни – я никогда не забуду, как со мной обращаются.
Заботься обо мне, когда я состарюсь – ведь и ты когда-то будешь старым
Когда мы с вами смотрим фильм, читаем книгу, слушаем рассказ, то вольно или невольно делаем вывод.
Какой вывод для себя сделали вы сегодня? О чем задумались?
(Мы всегда « в ответе за тех, кого приручили», за всех близких нам людей. Каждый из нас постоянно должен помнить, что рядом с ним есть кто-то, кто нуждается в нашей заботе).
Звучит песня «Маленький принц», музыка М.Н.Таривердиева