Тема: Добро и зло в сказках и жизни
Цель: дать понятие добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей, необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Убедить, что добрые отношения люди создают в жизни сами
Задачи.
Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
Способствовать развитию культуры диалога.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Орг.момент.
Дети рассаживаются группам вокруг столов.
Я не случайно вам предложила такую форму общения. Когда вы так сидите, то все равны, есть возможность видеть друг друга, смотреть в глаза. А глаза, говорят, – это душа человека.
У меня к вам просьба: возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших рук, закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
2.Постановка проблемы
Ребята, почему вы выбрали эту тему? Чем она вас привлекла?
Беседа с учащимися по вопросам:
Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (С. Ожегов)
Нечто дурное, вредное, противоположное добру (слайд 2)
- Ребята, а где вы чаще всего встречаетесь с этими понятиями?(в сказках)
3.Работа со сказкой «Как белочка дятла спасла» (Сухомлинский)
- Послушайте сказку , попробуйте определить добрые или злые герои этой сказки и обоснуйте свой ответ.
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы:
- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
- Почему радуются Белочка и Бельчата?
- Какое дело совершила Белка?
- Могла ли она поступить иначе?
- Чем бы это обернулось?
4. Игра «Добрый-злой»
- В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим как вы знаете героев сказок.
- Я называю сказочного героя, а вы радостно хлопаете, если он добрый, а если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина)
- И чаще всего сказки заканчиваются как?(всегда добро побеждает зло)
А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя?
- Какие поступки легче совершать: добрые или злые? Почему?
- В жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?
5.Проблемные ситуации (на карточках, каждой группе по 2 ситуации).
1.В лесу из автомашины вышел мужчина и привязал к дереву привезённую с ним собаку. Потом сел в машину и уехал. А собака смотрела ему вслед такими глазами, будто плакала…
Оцените поступок мужчины.(злой, бессердечный, жестокий)
- Что бы сделали вы, если бы встретили в лесу эту собаку?
2.Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Оцените поступок мальчика.
Почему мальчик исчез, не дожидаясь благодарности старичка?
Выберите пословицу к каждой ситуации (слайд3)
Скромность украшает человека.
Доброе слово лечит, злое- калечит.
Жестокий человек жестоко и карает.
Испачканную честь в воде не отмоешь.
Вывод: За добрые поступки никогда не придется краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Добрые поступки можно совершать каждый день (ДОНЕСТИ ПОРТФЕЛЬ ОДНОКЛАССНИЦЕ, ПОМОЧЬ СОСЕДКЕ НЕСТИ ТЯЖЕЛУЮ СУМКУ, УСТУПИТЬ МЕСТО В ТРАНСПОРТЕ)
6.Фронтальная работа у доски(прикреплены карточки со словами на доске)
-Распределить слова по категориям «добро» и «зло»
Обман
Хвастовство
зависть
жадность
Добро честность Зло
правдивость
справедливость
совесть
скромность
милосердие
- посмотрите, у нас качеств, относящихся к категории добра получилось больше ,чем зла. В сказках добро всегда побеждает зло…Так и в жизни добрых и порядочных людей гораздо больше, чем злых. Только добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добрым быть нелегко.
Итог. Слайд 4
Если отвечаешь злом на зло,
Своего обидчика караешь.
Отвечаешь ты добром на зло,
Самого себя вознаграждаешь.
– Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.
Звучит музыка