Несмотря на то, что химия является относительно молодой наукой, жизнь любого организма просто невозможна без химических реакций. В наши дни значение химических реакций в жизни человека очень велико. Мы окружаем себя полимерными материалами, производными органических веществ, сплавами, которые также являются продуктами химической промышленности. Химические реакции происходят внутри каждого из нас ежесекундно, все продукты нашей жизнедеятельности являются результатами химических реакций.
Но, помимо химического производства, сосредоточенного в крупных промышленных городах, химических лабораторий, происходят ли химические реакции где-то рядом с нами, в поле нашего зрения? Можем ли мы их увидеть, а лучше даже сами осуществить?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химические реакции в повседневной жизни»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Буюклы
муниципального образования городской округ «Смирныховский»
Сахалинской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ КОНКУРСА
«Я В НАУКЕ»
Выполнила:
Пасько Елизавета,
ученица 1 класса
Проверила: Червонная В.В.,
учитель биологии и химии МБОУ СОШ с. Буюклы
с. Буюклы
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА…………………………..4
ПЛАН ПРОЕКТА………………………………………...5
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ…………………………….6
ВЫВОД……………………………………………….…12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………13
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Несмотря на то, что химия является относительно молодой наукой, жизнь любого организма просто невозможна без химических реакций. В наши дни значение химических реакций в жизни человека очень велико. Мы окружаем себя полимерными материалами, производными органических веществ, сплавами, которые также являются продуктами химической промышленности. Химические реакции происходят внутри каждого из нас ежесекундно, все продукты нашей жизнедеятельности являются результатами химических реакций.
Но, помимо химического производства, сосредоточенного в крупных промышленных городах, химических лабораторий, происходят ли химические реакции где-то рядом с нами, в поле нашего зрения? Можем ли мы их увидеть, а лучше даже сами осуществить?
Именно на этот вопрос я и хочу найти ответ в ходе выполнения проекта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель моего проекта: Исследовать возможность химических реакций в повседневной жизни в быту.
Задачи исследования:
1. Сформировать представления о химических реакциях.
2. Научиться видеть возможные химические реакции в быту.
3. Объяснить значение той или иной реакции в повседневной жизни для человека.
4. Обобщить полученные знания и умения.
ПЛАН ПРОЕКТА
Чтобы начать свою работу над проектом, мне потребовалось создать план:
1. Изучить всю имеющуюся литературу по данной теме на бумажных и электронных носителях.
2. Выбрать место для исследования.
3. Найти нужные реактивы из подручных средств.
4. Осуществить химические реакции.
5. Оформить работу в виде отчёта.
6. Сделать вывод по проделанной работе.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Для осуществления задуманной цели мне потребовалось изучить всю имеющуюся литературу, но особенно меня вдохновила книга Светланы Лавровой «Занимательная химия». В ней можно найти подробные инструкции для домашних опытов. Мне стало понятно, что химические реакции – это превращение одних веществ в другие, подчиняющиеся определённым химическим законам.
Изучив литературу, я определилась с местом исследования. Возьмём кухню в обычной квартире. Где же, как не на кухне, можно ожидать различные превращения веществ? И реактивов здесь нашлось достаточно для проекта.
Для опытов нам понадобилось:
1 яйцо
50 грамм сахара
1 чайный пакетик
долька лимона
пол чайной ложки соды
чайная ложка уксусной кислоты
чайная ложка крахмала
5 спичек
50 грамм кипящей воды
молоко
пол картофелины
3 капли йода
И что же мы со всем этим делали?
Итак, первый опыт, который нам удалось осуществить. Берём пол чайной ложки соды и приливаем к ней уксусную кислоту. Видим образование пузырьков газа –это выделяется углекислый газ. Значение этой реакции очень велико при изготовлении мучных изделий, так как газ, образующийся в результате реакции, разрыхляет тесто. Поэтому сода является разрыхлителем при приготовлении пирогов.
Для второй реакции возьмём пол картофелины, капнем на свежий срез капельку йода. Коричневая окраска йода при соприкосновении с картофелем становится чёрной или чёрно-фиолетовой. Эта реакция используется при обнаружении крахмала в продуктах.
Для третьей реакции нам потребовалось зажарить яйцо. При соприкосновении с горячей сковородой яйцо изменило цвет и консистенцию. Это говорит о произошедшей денатурации яичного белка. Денатурация – это разрушение всех структур белка кроме первичной. Яйца являются обязательным компонентом многих блюд, используются чаще в варёном виде, то есть в состоянии денатурации белка. Термическая обработка яиц позволяет уничтожить всех возможных микробов, в том числе и сальмонеллу, которая является причиной отравлений людей, пренебрегающих этой обработкой.
Ч етвёртую реакцию мы провели с чаем. Чайный пакетик растворили в воде до получения насыщенного раствора. Затем выжали в раствор чая сок о дольки лимона. Раствор стал светлее. Изменение цвета свидетельствует о прохождении химической реакции. Чай с лимоном очень популярен у европейцев, так как в лимоне содержатся витамин С, необходимый для борьбы с вредными микробами, и эфирные масла. А чай является источником тонизирующих веществ, витаминов Р и РР, а также антиоксидантов.
Пятым экспериментом стало нагревание сахара на раскалённой сковороде. Сахар поначалу плавился, но после стал обугливаться и коричневеть. Он карамелизовался. Карамелизованный сахар используют для изготовления леденцов. Жжёный сахар употребляют как народное средство от кашля.
Ещё можно провести опыт с молоком. Нальём молоко в стакан и поставим в тёплое место. Через два дня молоко скиснет. Кисломолочные бактерии вырабатывают кислоту, под действием которой молочный белок казеин створаживается. Скисание молока тоже является химической реакцией. Кисломолочные продукты широко используют в пищу. К таким продуктам относятся кефир, ряженка, йогурт, творог и другие. И это был шестой опыт.
Д ля седьмого опыта потребовалось 50 грамм крахмала, который мы залили 50 граммами кипящей воды. белый порошкообразный крахмал превратился в коллоидную прозрачную массу. Именно так люди получают кисель. Если добавить сахара и ягодного сока, получится очень вкусный десерт. Кисель является очень питательным десертом, его также употребляют как средство от диареи, так как он обладает свойством закреплять каловые массы.
Восьмой опыт мы провели с обычными спичками. При сгорании спички древесная лучинка необратимо изменяется, обугливается, при этом выделяется тепло и свет. Такая реакция называется горением. Она сопровождается выделением продуктов горения. Это углерод (сажа), углекислый газ и вода.
Когда-то очень давно человек научился добывать огонь. Именно это событие ознаменовало новую эпоху в развитии цивилизации. На огне стали варить пищу, на огне выплавляли металлы и их сплавы. Огонь согревал и защищал человека. Но неразумное использование огня в современном мире, как и ранее, способно привести к необратимым бедам, таким как пожары. Ежегодно огромная площадь лесных массивов уничтожается в пожаре, в котором в 90% случаев виноват человек.
ВЫВОД
Химические реакции окружают нас повсюду. И мы в этом убедились. Без химических реакций невозможно представить развитие цивилизации. Мы можем увидеть не только уже готовые продукты химического производства в виде полимеров, сплавов, но также самим осуществить одни из важнейших химических реакций и почувствовать себя настоящими химиками. Ведь наша кухня и в самом деле настоящая химическая лаборатория, и почти в каждом действии, происходящем на кухне: в сковороде или кастрюле, чашке или миске – положена химическая реакция, которая имеет большое значение пищевой индустрии. Но, также необходимо усвоить, что как и при работе в химической лаборатории, так и на кухне, при работе с подручными реактивами необходимо быть осторожным и соблюдать правила по технике безопасности.
Я считаю, что цель достигнута, выполнение проекта можно считать успешным!