kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Химическая мозайка", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

            Элективный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 34 часа. Предназначен для учащихся 8 классов. Курс имеет экспериментальную направленность ( практические работы, которые выполняют учащиеся). Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания – то, с чем школьник встречаются в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами количественного и качественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, взвешивать на технохимических весах. На занятиях элективного предмета учащиеся должны научится готовить растворы определенной концентрации, овладеть приемами сборки химической установки для проведения простейшего анализа и синтеза.

            Занятия базируются на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта. В то же время на занятиях курса учащиеся используют знания, полученные на уроках химии: пишут самостоятельно уравнения проводимых реакций, рассчитывают концентрации веществ в растворах, массу вещества, необходимую для реакции, и т.д.

            Цель элективного курса заключается в формировании положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.

            Задачи курса:

- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, ситуативной сообразительности; развитие координации движения, быстроты двигательной реакции и манипуляционной сноровки, автоматизации в работе руками;

- развитие умения работать в микрогруппах;

- раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

После изучения элективного предмета «Химическая мозаика» учащиеся должны:

знать понятие качественной реакции; понятие калорийность продуктов; основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков; титрование как способ анализа веществ; различные способы выращивания кристаллов;

уметь обращаться с лабораторной посудой и лабораторным оборудованием; проводить операцию взвешивания; приготавливать растворы; проводить расчеты по уравнениям реакций, массовой доли растворённого вещества в растворе; монтировать простейшие химические установки.

Литература.

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,1995
  2. Большая детская энциклопедия: Химия. - М.: Русское энциклопедическое товарищество,2000
  3. Смирнов Ю.Н. Мир химии. – СПб.: МиМ – Экспресс,1995
  4. Титова И.М. Вещества и минералы в руках художника. – М.: Мирос, 1994.

Содержание тем элективного курса 8 класс.

 №

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание учебной темы

Цели и задачи.

Основные понятия, термины

  Лабораторные работы, демонстрац. опыты.

Формы контроля

1.

Химия и её значение.

1

Цели и задачи курса. Место химии среди других наук.

2.

Школьный химический кабинет.

1

Ознакомление с химической посудой, её назначением и историей.

Д.: Образцы химической посуды.

Л.: Устройство штатива.

3.

4.

Правила ТБ при работе в химическом кабинете.

2

Правила ТБ. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.

Фронтальный

5.

Экскурс в историю развития химии.

1

Первые наблюдения людей в процессе деятельности ( при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов)

6. 

Химия в Древнем Египте и странах Востока.

1

Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и «эликсира жизни»

7.

Атомно – молекулярное учение.

1

История развития атомно – молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

8.

Картофельные чипсы.

1

Состав картофельных чипсов. Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.

9.

Пр. работа №1

1

Анализ чипсов.

Фронтальный

10.

Природная вода.

1

Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.

11.

Минеральные и газированные напитки.

1

Основные составляющие напитков. Жажда.

12.

 Пр. работа №2

1

Анализ прохладительных напитков.

Фронтальный

13.

Аскорбиновая кислота.

1

Строение, свойства, значение аскорбиновой кислоты.

14.

Титрование.

1

Метод титрования, Бюретка, правила пользования.

Д.: Измерительная химическая посуда.

15.

Пр. работа №3

1

Анализ содержания витамина С в различных продуктах.

Фронтальный

16.

Краски.

1

Лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители.

17.

Краски различных времён.

1

18.

Использование красок в различных видах живописи.

1

19.

Пр. работа №4

1

Получение пигментов и изготовление акварельных (масляных) красок.

Фронтальный

20.

Школьный мел.

1

Основные компоненты школьного мела.

Л.: взаимодействие мела с соляной кислотой.

21.

Цветные мелки.

1

Состав цветных мелков.

22.

Пр. работа №5

1

Изготовление школьных мелков.

23.

Соли вокруг.

1

Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.

Л.: Коллекция солей.

24.

Восхитительный мир кристаллов.

1

Методы выращивания: из насыщенного раствора (медленное испарение и медленное охлаждение), методом диффузии нерастворимых в воде веществ.

25.

Пр. работа №6

1

Выращивание кристаллов.

Фронтальный

26.

27.

О, эти восхитительные ароматы!

1

Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.

 Л.: Изучение этикеток парфюмерных и косметических товаров.

28.

Пр. работа №7

1

Изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.

Фронтальный

29.

30.

31.

Моющие синтетические и натуральные средства.

3

Синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства.  Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья.

32.

Условные обозначения на этикетках одежды.

1

Маркировка на этикетках.

Л.: Изучение этикеток одежды.

33.

Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.

1

Влияние синтетических моющих средств на окружающую среду

34.

Пр. работа №7

1

Приготовление мыла в лабораторных условиях.

Фронтальный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Химическая мозайка", 8 класс »

Пояснительная записка

Элективный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 34 часа. Предназначен для учащихся 8 классов. Курс имеет экспериментальную направленность ( практические работы, которые выполняют учащиеся). Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания – то, с чем школьник встречаются в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами количественного и качественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, взвешивать на технохимических весах. На занятиях элективного предмета учащиеся должны научится готовить растворы определенной концентрации, овладеть приемами сборки химической установки для проведения простейшего анализа и синтеза.

Занятия базируются на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта. В то же время на занятиях курса учащиеся используют знания, полученные на уроках химии: пишут самостоятельно уравнения проводимых реакций, рассчитывают концентрации веществ в растворах, массу вещества, необходимую для реакции, и т.д.

Цель элективного курса заключается в формировании положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.

Задачи курса:

- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, ситуативной сообразительности; развитие координации движения, быстроты двигательной реакции и манипуляционной сноровки, автоматизации в работе руками;

- развитие умения работать в микрогруппах;

- раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

После изучения элективного предмета «Химическая мозаика» учащиеся должны:

знать понятие качественной реакции; понятие калорийность продуктов; основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков; титрование как способ анализа веществ; различные способы выращивания кристаллов;

уметь обращаться с лабораторной посудой и лабораторным оборудованием; проводить операцию взвешивания; приготавливать растворы; проводить расчеты по уравнениям реакций, массовой доли растворённого вещества в растворе; монтировать простейшие химические установки.





Литература.

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,1995

  2. Большая детская энциклопедия: Химия. - М.: Русское энциклопедическое товарищество,2000

  3. Смирнов Ю.Н. Мир химии. – СПб.: МиМ – Экспресс,1995

  4. Титова И.М. Вещества и минералы в руках художника. – М.: Мирос, 1994.

Содержание тем элективного курса 8 класс.


Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание учебной темы

Цели и задачи.

Основные понятия, термины

Лабораторные работы, демонстрац. опыты.

Формы контроля

1.


Химия и её значение.

1

Цели и задачи курса. Место химии среди других наук.


2.


Школьный химический кабинет.

1

Ознакомление с химической посудой, её назначением и историей.

Д.: Образцы химической посуды.

Л.: Устройство штатива.


3.

4.


Правила ТБ при работе в химическом кабинете.

2

Правила ТБ. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.


Фронтальный

5.


Экскурс в историю развития химии.

1

Первые наблюдения людей в процессе деятельности ( при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов)



6.


Химия в Древнем Египте и странах Востока.

1

Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и «эликсира жизни»



7.


Атомно – молекулярное учение.

1

История развития атомно – молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.



8.


Картофельные чипсы.

1

Состав картофельных чипсов. Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал.



9.


Пр. работа №1

1

Анализ чипсов.


Фронтальный

10.


Природная вода.

1

Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.



11.


Минеральные и газированные напитки.

1

Основные составляющие напитков. Жажда.



12.


Пр. работа №2

1

Анализ прохладительных напитков.


Фронтальный

13.


Аскорбиновая кислота.

1

Строение, свойства, значение аскорбиновой кислоты.



14.


Титрование.

1

Метод титрования, Бюретка, правила пользования.

Д.: Измерительная химическая посуда.


15.


Пр. работа №3

1

Анализ содержания витамина С в различных продуктах.


Фронтальный

16.


Краски.

1

Лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители.



17.


Краски различных времён.

1




18.


Использование красок в различных видах живописи.

1




19.


Пр. работа №4

1

Получение пигментов и изготовление акварельных (масляных) красок.


Фронтальный

20.


Школьный мел.

1

Основные компоненты школьного мела.


Л.: взаимодействие мела с соляной кислотой.


21.


Цветные мелки.

1

Состав цветных мелков.



22.


Пр. работа №5

1

Изготовление школьных мелков.



23.


Соли вокруг.

1

Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.

Л.: Коллекция солей.


24.


Восхитительный мир кристаллов.

1

Методы выращивания: из насыщенного раствора (медленное испарение и медленное охлаждение), методом диффузии нерастворимых в воде веществ.



25.


Пр. работа №6

1

Выращивание кристаллов.


Фронтальный

26.

27.


О, эти восхитительные ароматы!

1

Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.

Л.: Изучение этикеток парфюмерных и косметических товаров.



28.


Пр. работа №7

1

Изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.


Фронтальный

29.

30.

31.


Моющие синтетические и натуральные средства.


3

Синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья.



32.


Условные обозначения на этикетках одежды.

1

Маркировка на этикетках.


Л.: Изучение этикеток одежды.


33.


Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.


1

Влияние синтетических моющих средств на окружающую среду



34.


Пр. работа №7

1

Приготовление мыла в лабораторных условиях.


Фронтальный


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа элективного курса "Химическая мозайка", 8 класс

Автор: Шуклина Оксана Валерьевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2100 руб.
2620 руб.
1880 руб.
2350 руб.
1900 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства