Просмотр содержимого документа
«Картотека с комплексом подвижных игр»
Уважаемые члены комиссии, тема работы представлена на слайде (СЛАЙД 1)
Слово является значимой единицей языка и одним из «предметов», над устройством которого люди задумывались очень давно. Слово – это объект, имеющий две стороны: формальную и содержательную. Формальная сторона – это буквы и их составляющие. Содержательная сторона – это лексическое и грамматическое значение слова. Тема работы актуальна в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.
Анализ внутренней структуры слова, который в школе называют разбором слова по составу, относится к числу самых сложных видов работы на уроках русского языка, и одновременно является средством пополнения словарного запаса учащихся. Правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок, ведь русская орфография основана на морфологическом принципе (общие для родственных слов морфемы передаются при письме единообразно). Применение морфологического принципа требует от пишущего умения находить и выделять в слове его значимые части, то есть осознавать морфемный состав слова. Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил.
Морфемный анализ слов важен и в другом отношении. Выделяя морфемы, определяя их значение, ученик должен перебрать множество слов в поисках родственных, задуматься над их смыслом. Тем самым обогащается словарный запас, развивается речь и расширяется кругозор ученика. Морфемный анализ наиболее эффективен при сочетании его с элементами словообразовательного. В процессе элементарного словообразовательного анализа учащиеся практически знакомятся с наиболее употребительными в русском языке приставками и суффиксами, а также с наиболее продуктивными моделями словообразования.
Объект и предмет исследования на слайде (СЛАЙД 2)
Цель работы – составить систему упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи, которые вы видите на экране (СЛАЙД 3)
Методологическую основу работы составляют труды отечественных методистов в области работы над составом слова в начальной школе (М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.С.Рождественского и др.).
Методы исследования: метод анализа научно-методической литературы, метод анализа современного состояния исследуемого вопроса, метод синтеза.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения отобранных и предложенных упражнений студентами, вышедшими на практику.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Морфемика – это раздел науки о языке, в которой изучается состав, строение слова. Главная задача морфемики состоит во всестороннем изучении морфем и других внешне подобных им частей слов, их классификация по разным признакам, анализ формальных видоизменений морфем, пути, способы вычленения морфем в составе слова.
Единицей морфемики является морфема. Морфемы различаются в зависимости от их места в слове и от характера выражаемого ими значения. Центральная морфема, выделяющаяся в составе основы и заключающая в себе основной компонент лексического значения слова, называется корнем. Корень обязательно присутствует в каждом слове (в каждой его словоформе) и может полностью совпадать с основой. Прочие морфемы называются аффиксами, или служебными морфемами. Аффиксы присутствуют не в каждом слове (словоформе) и заключают в себе дополнительное, служебное значение. Аффиксы подразделяются на окончания (флексии), приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы и соединительные аффиксы (интерфиксы). Окончания (флексии) – это аффиксы, которые или целиком представляют собой словоизменительный формант, или входят в его состав; окончания заменяют друг друга в разных словоформах одного и того же слова. Аффиксы, находящиеся в составе простой основы перед корнем, называются приставками, или префиксами. Аффиксы, находящиеся в составе простой основы после корня, а также в составе словоизменительного форманта перед окончанием, называются суффиксами.
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его лексическое, вещественное значение, вторые – только внешние признаки (его буквенный или звуковой состав).
Примером ответа «наивного семантика» на вопрос «являются ли родственными слова сторож и сторожка» может служить такой: «Сторож и сторожка–не родственные слова, так как сторож – это человек, а сторожка – домик». На вопрос, входит ли слово часовщик в число родственных к слову час, «стихийный формалист» ответит: «Часовщик подойдет, потому что во всех словах буква ч». – А чашка? – тоже, потому что в часах буква ч и в чашке».
Следствием неумелой организации работы является такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно, естественно, это заметно на начальном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи.
Большие затруднения испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонематическая подготовка, а также если они не понимают особенностей русской графики.
Поэтому при разборе слов по составу учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы и быть готовым дать правильное объяснение современной структуры слова и его происхождения.
Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений.
Применительно к рассматриваемым языковым явлениям система определяет следующее (СЛАЙД 4)
Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. выделяют четыре этапа системы: (СЛАЙД 5).
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения.
В начале практики на базе МБОУ ООШ №13 им. полковника Черноморского казачьего войска Саввы Белого п. Ясенская Переправа МО Ейский район мной были проведены самостоятельные работы, целью которых было выявление, насколько сформированы у учащихся знания по составу слова. Анализ показал, что допускаются серьезные ошибки в определении морфем в слове, определении однокоренных слов форм слова. Поэтому возникла необходимость в использовании упражнений на отработку умений выполнять морфемный разбор слов.
При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.
После изучения научно-методической литературы и передового опыта учителей начальных классов мной была составлена система упражнений, которую можно использовать при изучении состава слова как на уроках русского языка, так и во время внеурочных мероприятий.
Упражнения были использованы на уроках во время практики пробных уроков и преддипломной практики.
Например, при изучении темы Тема «Состав слова. Значимые части слова» были использованы следующие упражнения (СЛАЙД 6).
Игра «Ромашка». Каждый ряд получает листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). В лепестки ромашки надо вписать приставки, которые могут сочетаться с данными глаголами и образовывать новые слова. Начинаем с конца ряда. Сидящие за первой партой сдают листы со всеми заполненными лепестками. Побеждает тот ряд, который справился с заданием быстрее и правильнее.
Далее дети каждое словосочетание заменяли одним словом с нужным суффиксом (СЛАЙД 7) и находили слова, соответствующие предложенным схемам.
На уроке на тему «Состав слова. Корень слова» (СЛАЙД 8)
Дети находили родственные слова в предложенных группах. Объясняли, являются ли выделенные слова однокоренными и почему.
Урочного времени, отводимого на изучение морфемного состава слова, недостаточно. Закрепление и расширения знаний по составу слова возможно на внеурочных занятиях. Например, во время практики было проведено занятие на тему «Состав слова» (СЛАЙД 9)
Например, 6 задание «Прятки». Каждый получил группу слов, среди которых дети должны были вычеркнуть однокоренные слова, чтобы остались лишь формы, выделить окончание в формах слова. Сколько верных карточек, столько и баллов.
Знания, полученные на уроках и во время внеурочных занятий, учащиеся должны закреплять и с родителям дома. Родителям предлагалась памятка по формированию у младших школьников знаний и умений в разборе слов по составу.
В конце преддипломной практики была проведена самостоятельная работы, которая показала эффективность данных упражнений. Ошибок в работе учащихся стало меньше.
Таким образом, изучение морфемного состава слова в младших классах проходит ряд этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики работы со словом.
Понимание последовательности и специфики работы с морфемами в том или ином классе необходимо учителю для того, чтобы он мог помочь детям преодолеть трудности, которые у них возникают при разборе слова по составу.
Планирование уроков русского языка в начальных классах строится таким образом, что каждая изученная тема обязательно предусматривает обобщение и закрепление изученного материала. Систематизацию и обобщение полученных знаний, умений и навыков проводят в виде различных видов грамматических разборах, в частности словообразовательном и разборе по составу. Каждый из изучаемых разделов русского языка в начальных классах дает возможность практического овладения устной и письменной речью: накопление необходимого для речевой деятельности запаса слов, усвоение законов их сочетаемости, различных лексических значений.
В начальных классах предусматривается определенный словарный и грамматический минимум, который закрепляется через различные виды разбора, таким образом, у младших школьников формируется аналитическое мышление, умение сравнивать, делать обобщения, выводы.
Курс русского языка, как в начальной школе, так и в более старших классах, построен таким образом, чтобы изучать материал от простого к сложному. Пропедевтические знания ученик начальной школы получает еще в начальном школьном обучении, а в среднем и старшем звене ему нужно будет только вспомнить то, что он (ученик) ранее уже изучал.
Учитель должен четко представлять, как систематически и последовательно готовить детей к сознательному восприятию теоретического материала по составу слова, как наиболее разумно использовать практические знания с целью эффективного изучения теоретических сведений, какие упражнения привлечь для успешного формирования понятий, умений и навыков.