«Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Мишутка» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
Автор: Тямова Людмила Ивановна.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Время реализации: с сентября 2015 года.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Актуальность проблемы
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
- изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,художественной, театрализованной);
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда.
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Социально - коммуникативное развитие.
Центр сюжетно – ролевой игры.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Салон красоты», «Больница».
Необходимо пополнить уголок одеждой для кукол, пополнить ассортимент в «Магазине», добавить парикмахерских принадлежностей, атрибуты для переодеваний.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребёнка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурит, и там находятся специальные фартучки и колпачки для дежурства, а так же фотографии детей.
Необходимо оформить схему последовательности сервировки столов к приёму пищи.
Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей.Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, демонстрационный материал, папки – передвижки, картотека по ОБЖ, настольно – печатные игры, макеты домов, «Автосервис».
Добавить в центр дорожные знаки, спецмашины, жезл, накидка ПДД.
Физическое развитие.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.
Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребёнка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортинвентарь, сделанный своими руками. Кольцеброс, баскетбол, хоккей, массажные мячи и др. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры.
Пополнить центр спортинвентарём, изготовленным своими руками, записать музыку для гимнастики.
Художественно – эстетическое развитие.
Театральный центр.Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный, на дисках, теневой. Также в группе имеетсяуголок масок, которые дети с удовольствием используют в инсценировках. Театральные уголки часто пополняются атрибутами, сделанными своими руками и родителями.
Следует продолжать пополнять атрибутами и масками.
Музыкальный уголок.
Вмузыкальном центре имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, погремушки, ложки, иллюстрации, музыкальнаяколонка, магнитофон, телевизор, DVDс дисками.
Приобрести портреты композиторов, пополнить центр дидактическими играми на развитие музыкального слуха, бубен.
Центр творческой деятельности.
Для центра искусства "художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель,фломастеры, раскраски,кисточки разной величины, карандаши цветные и простые,картон, тушь, гуашь, бумага разной фактуры,губки разных размеров, ватные палочки, ватные диски, ножницы, палитры,доски для лепки, пластилин, трафареты.
Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.
Пополнить центр портретами художников, образцами народно – прикладного искусства, стихами по темам.
Познавательное развитие.
Центр « Познание».
В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал.
Игры: «Учись, считать», «Цвет», «Форма». «Размер», «Числа и цифры».
Дидактические игры: «Сложи фигуру», Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Детям о времени», «Числовой ряд».
Развивающие игры: «Блоки Дьенеша»и схемы к ним, «Палочки Кюизенера» и схемы к ним, счётные палочки, «Сложи узор» и т.д.
Игры на плоскостное моделирование, кубики, пирамидки, пазлы, парные картинки, вкладыши. Рабочие тетради по математике.
Необходимо пополнить центр играми по ориентировке на плоскости, «Дроби», развивающими книгами.
Центр природы.
В центре природы имеется: календарь природы, муляжи фруктов и овощей, передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
Пополнить центр растениями, которые необходимы в группе по программе, оформить картотеку комнатных растений.
Центр экспериментирования.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
В центре экспериментирования имеются различные ёмкости для воды и сыпучих, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Книги о растениях и животных разных климатических зон, о живой и неживой природе.
Пополнить центр весами, микроскопом, лупой.
Речевое развитие.
В центре речевого развития имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по ЗКР: «Мамы и малыши». «Кто как кричит», «Позови громко».
Игры по развитию речевого дыхания: «Надуй шарик», «Мыльные пузыри», «Султанчики», «Вертушка».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Чудесный мешочек», «Подбери картинку», картотек артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря и грамматического строя речи: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке».
Игры на развитие связной речи: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», иллюстрации к сказкам, алгоритм для составления описательного рассказа, телефон.
Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответствующаявозрасту и тематике. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями.
Пополнить центр предметными картинками, портретами писателей и поэтов, книгами.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.