Карточки для дополнительной работы по русскому языку в 1 классе подготовлены учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым» ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.
Предлагаемые карточки для дополнительной работы по русскому языку в 1 классе выдержаны в соответствии с программными требованиями. Списывание позволяет обучающимся отрабатывать каллиграфию письма, орфографическую зоркость, повышается скорость письма. Тексты могут быть использованы для индивидуальной и фронтальной работы, рекомендованы родителям для закрепления изучаемого материала, использоваться для проверочных работ. В текстах подчёркнуты буквы, на которые при списывании надо обратить повышенное внимание.
С пиши. Над каждым словом цифрой укажи количество слогов.
Давно ушло лето, пролетели осе нн ие дни. Всё засыпано пу ши стым снегом.
Ударили м оро зы. Застыли озёра и реки.
___________________________________________________________________________
С пиши. Поставь ударение. В первом предложении подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие гласные.
Завели свои песни зл ые ветра и метели. Закрутила по земле п о зёмка. Пусто в лесу и в поле. Тольк о зелен ые ели и сосны украшают бел ые зимн ие леса.
__________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. В первом предложении подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие гласные.
Сладк о заснули в берлог е медведи. Засопел в норе барсук. Спит в тёплом гнёздышке белка. Один волк завывает: одиноко и голодно серому в лесу .
________________________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни в словах сочетания ЖИ и ШИ.
М одный портной
С ши л жи лет жи рафу ё жи к
Из ши карной рыжей ко жи .
Ши мпанз е - из д жи нсы клё ши
И из зам ши плащ хоро ши й.
________________________________________________________________________________
С пиши. Поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
Тут пират Гигант. У пирата сапоги, клинок, кортик и наган. По карманам ра сс ыпаны пули. У пирата попугай Карл и кок Уксус.
_________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. В последнем предложении подчеркни все буквы, обозначающие гласные звуки.
У Люды аквариум. Кошка Юлька – скок на стол, лапу в воду сунула. Ловись, рыбка! Люда прогнала кошку.
____________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни в словах сочетания ЖИ и ШИ.
Цветочный ужин
Вот шмель пу ши стый, жи рный
В ши повнике жу ж ж и т.
Поу жи нать ду ши стым
Нектаром он спе ши т.
___________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни в словах сочетания ЧА и ЩА.
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
____________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение.
Мышата Тиша и Глаша – шалунишки. Они шалили, шарили по углам, шуршали и нашли сыр, шпроты и лапшу. Мышата устроили пир.
____________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни в словах сочетания ЖИ и ШИ.
Мыши, ёжики, ужи, Лыжи, лужи и моржи, Крыши, чижики, стрижи, Жирафы и карандаши Их с буквой И всегда пиши!
___________________________________________________________________________
Спиши текст. Поставь ударение. В первом и во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
За домом росла старая ива. На иве было гнездо. В гнезде сидели птенцы. Они громко кричали.
__________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
Павлик Усов и Егор Носков играли в те нн ис. А Дима и Даша Егоровы играли в шашки. В награду им дали ш око ладные медали.
__________________________________________________________________________
Спиши. Над каждым словом простым карандашом цифрой укажи количество слогов. Подчеркни все буквы, обозначающие мягкие согласные.
У нас гостит клоун Паша. Он шутник. Паша носит шапку -ушанку, штанишки с ромашками. В кармашках у Паши леденцы -горошки. ___________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные
У Марины книга – раскраска. Там картинки: гномик, аист, кролик, клоун и улитка. Марина раскрасила картинки красками.
____________________________________________________________________________
Спиши. Над каждым словом простым карандашом цифрой укажи количество слогов. В последнем предложении подчеркни все буквы, обозначающие гласные звуки.
Котик Пушок
У кота Мурлыки сынишка – котик Пушок. У котика лапки и уши пушисты, а усики дли нн ы. Коготки остры. Котик Пушок – умник и лапушка.
____________________________________________________________________________
Спиши текст. Подчеркни простым карандашом слова, состоящие из трёх слогов.
Настали жаркие летние дни. Дядя Илья пасет коров на лугу. Пугливая телочка Зорька тихо мычит. Бычок Буян весело прыгает по лугу.
__________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
Стояли жаркие деньки. Мальчики были в лесу. Там есть ясень и ольха. На полянке ребята нашли васильки.
____________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка,
Зелёная спинка.
___________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни в словах сочетания ЧУ и ЩУ.
Когда меня обидят, не кричу –
Молчу. Не плачу, а грущу.
Обиду отпустить скорей хочу.
Оби д чика я п о жалею и прощу.
__________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни в словах сочетания ЧК.
В лесочке, над речкой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
_______________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни в словах сочетания ЧК.
Чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
__________________________________________________________________________
Спиши текст. Подчеркни простым карандашом слова, состоящие из двух слогов.
Жил у нас кот Пушок. Был он шалун и задира. То с псом драку устроит. То бабушкины чулки стащит. То шляпу с полки свалит.
_______________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели на слоги.
Дядя Миша – наш гость. Бабушка Анюта ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить душистый чай с блинчиками.
___________________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели на слоги.
У нашей Мурки два котёнка. Одн ого назвали Тиш е й. Он сп о койный и всегда спит. Другой котёнок - Шустрик. Он весёлый и забавный.
___________________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели на слоги.
Я по улице ск а чу,
Я верёвочку в е рчу.
Сорок раз без передышки
Прыгну – если зах о чу!
__________________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели на слоги.
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
___________________________________________________________________________
Спиши. Поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
У Ани живет кот Мурзик. Он весь белый. На лапах темные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть с мячиком.
___________________________________________________________________________
Раздели текст на предложения. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложений. Поставь ударение.
кошка Мурка сидит у норки кошка ловит мышку но мышка хитра она сидит в норк е и грызёт сла д ки е сухарики
____________________________________________________________________________________________
Определи, сколько предложений в тексте. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложений. В словах поставь ударение.
Пришла по здн яя осень в лесу стал о скучн о и х оло дн о птицы ул е тают в тёплы е страны кружат над б о лот о м журавли они пр о щаю тс я на всю зиму с милой р о дин о й
____________________________________________________________________________
Определи, сколько предложений в тексте. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложений. В словах поставь ударение.
Г оло лёд
Днём была о тт епель снег на земле стал рыхлым ноч ь ю грянул мороз на снегу о браз о валась крепкая ледяная корка птицам не д о стать из-под г оло лёда пищу.
____________________________________________________________________________
Спиши. Подчеркни клички животных. В словах поставь ударение.
Кто по улиц е идет,
Громк о песенку п о ёт?
Это утка — Маврушка,
Кошка — Хаврошка,
Селезень — Павлушка,
Кот — Мирошка,
Пес — Барбос, ободра нн ый нос.
___________________________________________________________________________
Разделите текст на предложения. Каждое предложение пиши с большой буквы
в доме темно погас свет мама зажгла свечи
Составь и запиши из слов каждой строчки предложение.
клумбы, у дома, большие
астры, на клумбах, цветут
________________________________________________________________________
Составь и запиши из слов каждой строчки предложение.
шли, девочки, лес, через
лесу, как , в, нарядно
Спиши, исправив ошибки.
Катя сидит. Дома она смотрит. В окно во дворе дети. Лепят из. Снега снеговика .
________________________________________________________________________
Из каждой строчки составьте и запишите предложение.
на столе, чашки, самовар, и, красивые
бабушка, чай, пить, любит
Спиши предложения. Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки.
Белка запасает орехи на зиму. Ёжик носит в норку сухи е листочки.
__________________________________________________________________________
Спиши текст. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Ле жи т мишка в б е рлог е и спит. А зим е уже конец. Жур ча т ручейки. Пора вставать.
Из каждой строчки составьте и запишите предложение.
ребята, где , были
ходили, в, они, зоопарк
____________________________________________________________________________
Спиши текст. Подчеркни буквы , обозначающие гласные звуки.
Всем хорош Дружок . Он красив и умен. Ел Дружок все, что дадут.
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
у, рос, дома, клен
на, клена, ветку, птичка, села
это, синичка, маленькая
_________________________________________________________________________________________
Из каждой строчки составьте и запишите предложение.
воробей, обедал, где
у, был, зверей, воробей, в з оо парк е
Спиши, исправив ошибки. Поставь ударение в словах.
Выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам .
___________________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели для переноса.
Хитрый кот
По небу плывет туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитер котик.
___________________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели для переноса.
Какие бывают шубки?
Белая шубка у зайчат.
Рыжая шубка у бельчат.
Колючая шубка у ежа.
Блестящая шубка у моржа.
Пушистая шубка у котика.
Полосатая шубка у енотика .
___________________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели для переноса.
Весной
Настали чудные деньки. Журчат ручейки. У крыльца уже травка. Школьники идут гулять в рощу. На лужайках Зоя и Алёша рвут цветы. Дети рады весне.
________________________________________________________________________
Спиши, все слова раздели для переноса.
П о явилась в неб е клякса –
Уд и вит ель ная плакса!
Если плакса заревёт –
Разб ежитс я весь народ!
Тол ь к о ветер был хитёр:
Нал е тел и кляксу стёр!
____________________________________________________________________________
Из слов каждой строчки составь предложения, запиши предложения одно за другим. Поставь ударение.
Ворона Кара
была, нас, у, ворона Кара
она, книгу, клювом, листала
ворона, на, считала, счетах
Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика
___________________________________________________________________________
Запиши слова в алфавитном порядке. В словах поставь ударение. В первых трёх словах подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие гласные
Аист, заяц, жаба, гадюка, ворона, ёжик, корова, лисица, сорока, бобры, тигр, лев, улитка, ящерица, филин, цапля, щука, осёл, хомяк.
___________________________________________________________________________
Запиши слова в алфавитном порядке. В словах поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
Букварь, пенал, тетрадь, ручка, карандаш, азбука, учебник, мел, школьник, линейка, задача, словарь, портфель, форма, альбом, блокнот, краски, доска.
____________________________________________________________________________
Запиши слова в алфавитном порядке. В словах поставь ударение. В первых трёх словах подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие согласные.
Айболит, Емеля, Незнайка, Дюймовочка, Русалочка, Золушка, Умка, Буратино, Леший, Петрушка, Шапокляк, Чебурашка, Гена , Федора, Симба, Элли, Яга. ____________________________________________________________________________
Запиши слова в алфавитном порядке. В словах поставь ударение. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
Маугли, Чип, Дейл, Снегурочка, Алёнушка, Иванушка, Колобок, Мойдодыр, Хаврошечка, Несмеяна, Пятачок, Винни-Пух, Щелкунчик, Белоснежка, Водяной, Лунтик, Бармалей, Тараканище.
___________________________________________________________________________
С пиши. Поставь ударение. Над каждым словом цифрой укажи количество слогов.
Всюду нос метла с о вала,
Но и я не отс тавала –
От сарая до крыл ь ца
П о дметала без конца.
Пр и х о дит е , п о гл я дит е ,
Хоть сорин о чку найдит е !
___________________________________________________________________________
Из слов каждой строчки составь предложения, запиши предложения одно за другим. Поставь ударение.
Книга
Юра, у, живет, деда
дедушка, книгу, внуку, купил
Юра, стихи, громко, читает
Спиши, все слова раздели для переноса.
У тропинки с листика смотрит улитка. Малышка Оля глядит на улитку. Олечка испугала улитку.
__________________________________________________________________________
Переставь предложения так, чтобы получился рассказ, запиши предложения одно за другим. Поставь ударение. . Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
На тропинку выбежал колючий ежик.
Был теплый майский день.
Вдруг в кустах они услышали шорох.
Мальчики гуляли в лесу
____________________________________________________________________________
Спиши, вставь пропущенные буквы.
Май
Май. Х.р.шо в л.су! П.ют чиж. и др.зды. Цв.тут ландыш.. В тр.ве шурш.т ёж.к. На цв.тке сидит пч.ла. У тр.пы с.сна и дуб. На с.сне белка.
________________________________________________________________________________________
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения. Подчеркни простым карандашом слова, состоящие из двух слогов.
Дедушкин сад
дома, около, сад, дедушки, фруктовый
деревья, в, растут, какие, саду
сливы, рядом, яблони, и, растут
ароматная, а, малина, какая, и, крупная
________________________________________________________________________________________
Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ. Подчеркни простым карандашом все буквы, обозначающие мягкие согласные.
Котёнок
Детям подарили ________. Мальчики _________ с ним. У Мурзика _______ лапки и _______ хвостик. Он любит _______ и ________.
Слова для справок: котёнок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.
________________________________________________________________________________________
Из слов каждой строчки составь предложения, запиши предложения одно за другим. Над каждым словом цифрой укажи количество слогов.
много, в, грибов, лесу
тропинки, прячу тся , у, боровики
частом, ельнике, в, растут, грузди, душист ые
полянке, на, рыжики, появились
_________________________________________________________________________________________
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Поставь ударение.
Белка
на, белка, сучке, сидит, пушистая
у, грибок, лапках, белки, в
зверёк, на, грибы, зиму, сушит
в холода, сыта, будет, белочка
_________________________________________________________________________________________
Спиши, вставь пропущенные буквы.
Весна
В.сна. Тёплый д.нёк. Вес.ло крич.т гр.чи. Журч.т ручейки. Р.бята идут на речку. По в.де плывут л.дины. Над в.дой л.тают ч.йки.
_________________________________________________________________________________________
Разделите текст на предложения. Спишите их, разделяя слова для переноса.
Муравей нашёл зерно оно было очень большое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой хороший ужин будет у муравьишек
________________________________________________________________________________________
Спиши, вставь пропущенные буквы.
Летом
Лето. Вот д.ревня Ч.йкино. На лугу к.рова Зор.ка. Она ест сочную тр.ву. Наша дач. у р.ки. Мы там ловим рыбу. Алёша поймал щ.ку и лещ..