kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник разноуровневых упражнений по русскому языку для 2-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            Пояснительная записка.

         Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Эти задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости.
         Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. 
        Уровни сформированности системы качеств знаний: 
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом. 
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации. 
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности. 
       Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый. 
      Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах. 

       Этот сборник можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.

       Выбор приемлемого для ребенка варианта осуществляется им по желанию или по рекомендации учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник разноуровневых упражнений по русскому языку для 2-4 классов »

ГУ «Береговая средняя общеобразовательная школа»







Сборник

разноуровневых упражнений

по русскому языку

по теме:

"Правописание безударных

гласных в корне слова»

2-4 классы






Составитель: Ирза Светлана Михайловна
учитель начальных классов

Береговой СОШ

Качирского района



2014г.


Пояснительная записка.

Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Эти задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости.
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. 
Уровни сформированности системы качеств знаний: 
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом. 
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации. 
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности. 
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый. 
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах. 

Этот сборник можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.

Выбор приемлемого для ребенка варианта осуществляется им по желанию или по рекомендации учителя.





2 класс

1 уровень

  1. Спишите слова с безударными гласными, рядом напишите проверочные слова

С.ды - …, п.ля - …, гр.бы - …, сл.ды - …, гр.чи - …

2. Подбери слова, которые помогут проверить безударные гласные

Коса, ведро, трава, коза, земля.

3. Назови в словах безударную гласную и проверочное слово

А) кора, нора, сосна, река, доска, мосты

Б) ловил, варил, хвалил, стрелял, свистел

4.Измените, слова так, чтобы подчеркнутые гласные стали безударными

Звёзды, гнёзда, зёрна, стёкла, сёстры

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Припишите из скобок нужное проверочное слово

Зв.зда (Звёздный, звёзды)

П.тёрка (пятёрочка, пять, пятый)

д…ждливый (дождик, дожди)
 в.да (водичка, водный, водица)

6. Спишите слова. Подчеркните проверочные слова. Под безударной гласной поставьте точку.

Тропа, тропка, тропинка;

Кормушка, кормить, корм;

Река, речной, реки;

Жалеть, жалко, жалость

7. Спишите слова, подчеркните те, которые могут служить проверочными.

Варить, сварит, повар, варка

Заскрипел, скрипучий, скрип

8.Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

На л.сных п.лянах в.днеются сл.ды зв.рей.

9.Спишите предложение, вставьте пропущенные безударные гласные.

Под .кном в с.ду по.вилась в.сенняя лужа.

10. Спишите предложения, вставьте пропущенные безударные гласные.

Р.дной сой край д.лами просл.вляй. Утренняя р.са – добрая сл.за: ею лес умывается, с ночкой прощ.ется. На тр.ве ещё бл.стит р.са..

11.Расставьте знаки ударения. Сравни пары слов. В каком слове безударный гласный нужно проверить? Подчеркни его.

Село – сёла, глаза – глаз, земля – земли, тропинка – тропка, река – реки, леса –лес, лиса – лис, ряды –ряд.

12. Спишите предложения. Поставьте точку под безударной гласной, которая произносится не так, как пишется.

Скрипит под ногами снежок. Притихло лесное озеро.

13. Спишите предложение, вставьте пропущенные безударные гласные, в скобках напишите проверочные слова.

Зап.х (…) цв.тущих (…) ландышей круж.т гол.ву (…).

 
14.В проверочном слове вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.

море – м…ряк

мостик – м….стовая

стрелка – стр….лок

бедность – б….дняк

часики – ч….совой

бросил – бр…сать

лёжа – пол…жать

указка – ук…зать

15. Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв.

На ( лес) л.сной ( поле) п.лянке под б.рёзкой (явка) по. Вились (вёсны) в.сенние (цвет) цв.ты.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.


2 уровень


  1. К данным словам подберите родственные слова с безударными гласными.


Лисонька –

Стенка –

Травинка –


  1. Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.


совиный, совушка – с…вёнок


овечий, овцы - …вечки

подводник, водяной – в…дица

домище, домик – д…машний

охрана, сохранить – охр…нять

каток, катит – пок…тать

откачка, качать – раск…чали


  1. К данным словам припишите родственные слова, в которых ударная гласная станет безударной.


Лес –

Корм –

Жаль –

Смех –

Мост –


  1. Выпишите слова с безударными гласными, которые нужно проверять при письме. Подчеркните безударные гласные.


От грозы, море, звёзды, к норе, у ствола, стенка, в ряду, в гору, с горы.


5.Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, подберите к ним проверочные слова.


А) болезнь, птенец, мороз, тропинка

Б) поляна, смелый, больница, молоко посади, моряк, гористый.


  1. К словам первого столбика подбери проверочные слова из второго столбика.


Снежок верх

Верхушка поле

Поляна снег

Линейка час

Скворец лес

Лесник скворушка

Часовщик линия

7.Из данных слов выпишите слова с безударными гласными, которые надо проверить. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.


Хв.сты, д.жди, л.с, ст.лбы, гр.чи, гл.за, п.ле, ш.ги, кн.га, ст.лы, п.ля.


8.Запишите слова, припишите к ним ещё 2-3 слова, в которых первый слог был бы безударным и требовал проверки при письме.


Сосна, стволы, кора…


9. Спишите, рядом приписывая словосочетания по образцу, в каждой паре однокоренных слов подчеркните то, которое является проверочным.


Образец: волчья стая – стая волков.

Лисья нора - …, звериные следы - …, городские улицы - …, детские лица - …, лесной житель - …, морской


10.Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

стёклышко, застеклили – ст…кло

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать
заварка, заварить – св…рить

следом, следы – насл…дил


11.Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.


В нашем краю растут Густые л . са(е,и)

Под елью с . дела (и, е) л . са (и, е)

Бабушка пос . дела (и, е)


12. Из данного предложения выпишите слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.


На ветру дрожат осины от холода.

13. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - ( о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - ............................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ................................. м...рской - (о,а) - ...............................

т...пло - (е,и) - ........................................ ж...мчужина - (и,е) - .............................


14.Спишите предложения, изменяя слова с пропущенной безударной гласной. Подберите к ним проверочные слова.


Завод дает (стр.на) машины.

Мальчик сидел у (р.ка).


15. Объясните обозначение па письме пропущенных в словах букв.


На (…) л.сной (…) п.лянке под б.рёзкой (…) по.вились (…) в.сенние (…) цв.ты.


Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами , которые проверяли.


3 уровень


  1. Прочитайте.


Кот поёт глаза прищуря;

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

(А.Фет)


Выпишите двусложные слова, обозначающие названия предметов. Подчеркните те, в которых безударную гласную можно проверить, изменив слово.


  1. Напишите по одному слову с безударными гласными е, а, я. Напишите проверочные слова.


  1. Допишите предложения словами с безударной гласной, проверяемыми по принципу «один – много».


По утрам я завожу …

У оленя красивые …

Непроходимые …

Снег лежит на вершине …


  1. Допишите предложения. Укажите корень. Какой является в корне гласная?

Лес охраняет …

За садом ухаживает…

Часы чинит …

За партой сидит


5.Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав - ..................................................

раскаты грома - ..................................................

опушка леса - ...................................................

лес из сосен - ..................................................

варенье из вишни - .................................................


6.Замените словосочетания, одним словом. Подчеркните безударную гласную в словах.



А) рельсы из стали (какие?) - …

платок из шерсти (какой? - …

кольцо из золота (какое?) - …

б) след зверя (какой?) - …

житель леса (какой?) - …

растения сада (какие?) - …

берег моря (какой?) - …


7.Измените словосочетания, чтобы получить слово, отвечающее на вопрос что делать? Подчеркните безударную гласную в словах.


Заниматься чтением - …

Заниматься письмом - …

Делать примерку - …


8. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка
.


9. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. 

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый



10. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.


11. Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв.


П…лянке, в…сенние, б…рёзкой, л…сной, по…вились, цв…ты.


Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.


12. Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.


Образец: зелень, зелёный – з…л…неть


  1. П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой


  1. Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р..гой, в…с…лятся.



  1. Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок



  1. Б…р…да, д…р…жить, г…л…вёшка, м…л…тилка, з…л…чёный.



  1. Ст…р..жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали




13. Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.


  1. - н…винка …- н…зина

- пл…ды … - тр…стник

- зерк…ло … - п…чтальон

- фабр…ка … - м…рской

- м…стечко … - кл…новый

- гр…зовая … - ж…ра

- пл…тить … - пот…мнело


  1. - фл…жок … - посм…трел

- т…рмозить … - м…стовая

- л…дник … - к…лючий

- в…дить … - осл…бел

-ск…льзить … - т…пло

-сл…дил … - г…лодный

- пост…ять … - т…шина


14. Запишите из слов каждой строчки сначала проверочные слова, а потом проверяемые.


Красный, краснеть, краснота, красненький.

Редкий, поредел, проредить, реденький.

Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.


  1. Назовите слова с безударной гласной в корне.


Я над речкой лежу,

Оба берега держу. (Мост)

3 класс


1 уровень


  1. Вспомните правило о безударных гласных. Подберите и запишите примеры на это правило:


  1. Когда надо изменить слово;

  2. Когда надо подобрать родственное, однокоренное.


  1. Найдите и подчеркните безударные гласные в корне этих слов. Подберите проверочное.


Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка.


  1. Измените, слова или подберите однокоренные с безударными гласными в корне.


Дождь - …

Тёплый - …


  1. Проверьте правописание безударных гласных корня словами, состоящими из одного корня.


Далёкий - …

Кормил, кормушка - …


  1. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, точкой выделите безударные гласные в корне, припишите проверочные слова.


А) с…рняк - … в) гл…деть - …

т…нистый - … б…жать - …

пл…ксивый - … лош…дь - …

гр…бной - … п…сьмо - …

м…сной - … в…лна - …

л…нивый - … з…мляной - …

в…дяной - … т...жёлый - …


  1. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.


В…кзал, д…лёкий, л…скал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, н…чной, тр…пинка.


  1. Из данных слов назовите сначала проверяемое слово, затем проверочное слово.


Холодный – холод, пишет –запиши, поласкать – ласка, зелень – зелёный, молодость – молоденький –молодой.


  1. Из двух слов выберите проверочное. Спишите, записывая проверочное и проверяемое слова вместе.


Скрипучий, скрип – заскрипели.

Сторож, сторожить – сторожа.

Запестрела, пёстрый – запестрели.

Взгляд, поглядел – выглянула.

Больно, болеет –больница.

Крикнул, кричит – закричали.


  1. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные, приписывайте из скобок проверочные слова, выполняйте по образцу:


Слово Проверочное Однокоренное

соринка сор сорить

шаги шаг шагать


с…ринка (сор, сорить)

ш…ги (шаг, шагать)

зв..зда (звёздный, звёзды)

п…скливый (писк, пищит)

сл..ды (слежка, след, следить)

г…ра (горы, гористый)

др…жит (дрожь, дрожат)

т…нистый (тенистые, тень)

р…са (росы, росистый)

п…строта (пёстрый, пестреет)

см…трел (смотр, рассмотрел, смотрят)

х…дили (поход, походный, ходят)


  1. Из двух слов подберите проверочное слово, запишите его, вставьте пропущенную гласную в корнях однокоренных слов.


посоли, соль – с…ленный;

подарок, подарили – д…рить;

посадка, садовник – зас…дить;

пасти, пастбище – п…стух;

скрип, скрипучий – заскр…пел;

просьба, проситель – пр…сить;

стёклышко, застеклили – ст…кло;

следом, следы – насл…дил;

топить, растопка – раст…пил.


  1. Спишите слова, подчеркните те из них, которые являются проверочными.


а) Старик, старый, постарел, старенький.

б) Белила, белит, побелить, белая.


  1. Из ряда слов выпишите слова с безударной гласной в корне.


Зарядка, зарядил, конец, суббота, площадка, вьет, ночь, зацепил.


  1. Прочитайте словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

В скобках напишите проверочные слова.


С…сновые д…ревья ( ),

М…рская в…лна ( ),

Ст…льная л…нейка ( ),

В…здушные ш…ры ( ).


  1. Спишите предложения, вставьте проверочные слова к словам, где пропущены безударные гласные.


За …кном (…) уже п…тух (…) прокр…чал (…).


  1. Спишите. Подчеркните безударную гласную в корне и проверочное однокоренное слово.


Дорога шла в гору. Гористая местность была мне хорошо знакома. И горный воздух был особенно чистым и приятным.



2 уровень


  1. На какое правило записаны эти слова?


Холода, зеленеет, молодой.


  1. Из данного предложения выпишите слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить ударением.


Вечером все лесные жители подают свои голоса.


  1. Спишите. В скобках напишите проверочные слова.


Хор…шо в л…су в полдень. З…ленные ёлочки выг…бают к…лючие ветки. Кр…суется белая б…рё…ка с душ…стыми л…сточками. Др…ж..т серая осина.


  1. Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?


нагляделся - глядя

травить - трава

волна - вол


  1. Подберите однокоренные слова с безударными гласными к словам.


диво - волны –

тёмный - крик –

весть - белый –

скрип - стрелы

звон - цепь –


  1. Выпишите однокоренные слова парами, подчеркните те, в которых правописание гласных проверяется изученным правилом:


Прикрепить, дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный , оценить, измена, защитить , списал, оценка, обласкать, выглянуть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть.


  1. Из ряда слов выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.


Побег, роса, на лужайке, беленький, глядеть, хлопушка, сосны.


  1. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, которую при письме необходимо проверять. Подчеркните безударные гласные.


Урожай, гореть, готовить, осветить, сверкать, затемнение, обедать, заливает.


  1. Из слов которые диктует учитель, надо выбрать только слова с безударными в корне. Их записать, выделить корень.


Посмотрел, известный, загадка, задрожал, указка, честный. ядовитый, гриб, нагоняет, грустный.


  1. Выпиши в первый столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне, во второй – слова с непроверяемой гласной в корне. Вставь пропущенные буквы.


Л…пата, п…нал, в…левой, б…лить, гр…бник, уч…тель, х…р…шо, в…дёрко, ж…ра, к…рандаш, б…льной, ч…тверг, п…том, л…жат, ст…лица.


  1. Подберите и запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором, третьем; подчеркните безударную гласную, которую нужно проверить при письме.


  1. Спишите, в однокоренных словах поставь ударение, среди однокоренных слов подчеркните те, в которых произношение гласной вкорне не совпадает с её написанием.



Гость гостил,

Мост мостил.

Без топора,

Без клиньев. (Мороз)


Мороз морозит,

Лёд леденит,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)


  1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, выделите корень.


В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.


  1. Выпишите из текста однокоренные слова. Среди однокоренных сло, подчеркните проверочные.


Без моря не могут жить моряки. Трудна и почётна эта служба. Мечтают о заморских плаваньях и ребята. Они видят парусные корабли. Фрегаты тихо плывут по взморью.


  1. Учитель читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной.


Зимой в поле лежал, весной в реку побежал. (4)


3 уровень


  1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы.

    Лес.

    В л...су (.............) живёт рыжая л...са ( ...............). Лисий дом - н...ра ( ....................). У н....ры ( .............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам
    .

  2. . Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

    С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

  3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

    С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.


  1. К словам ,обозначающим предметы, подберите слова, обозначающие признак предмета, в которых была бы безударная гласная в корне. Выделите в этих словах корень слова.



дни

тропинка

вершина


  1. Спишите , исправив ошибки.


По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону.

От крылись яркие сияющие горы.


  1. Замените словосочетания одним слово. Подчеркните безударную гласную в корне.


Храбрый человек - …

Сильный человек - …

Смелый человек - …

Весёлый человек - …


  1. Образуйте от данных слов однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Напишите. Поставьте знак ударения, выделите корень.


Корм - …

Соль -…

Боль - …

Сор -…

Крик - …

Встреча - …


  1. Напишите слова, изменяя их по вопросам. Поставьте над словами знак ударения, выдели корень. Проверочные слова подчеркните.


Что делает? Что делать? Что делал?


Хвалит … …

Тащит … …

Точит … …

Ценит … …

Тянет … …

Дарит … …


  1. Составьте из данных слов предложения и запишите их. Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне.


Сойка. От, далеко, дуба, уносит, жёлуди.

Она ,прячет, под, плоды, мох.

Птица, снег, и , зимой, копает, жёлуди, ищет.

Из, вырастут, них, молодые, дубки.


  1. Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне слова. Рядом напишите проверочные слова.


Пенал, корабль, молоток, дерево , воробей, молодой, малина, дорогой, зеленеет, снегирь.


  1. Прочитайте текст, выпишите слова с безударными гласными, которые нужно проверить. Рядом напишите проверочные слова.


Шёл я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посм…трел на дер…во. Это была не с…сна, а осина. Значит шишки кто-то на т…ска сюда. Огл…дел я со всех ст…рон дер…во и зам…тил в ств…ле щель. Из неё торчала шишка.


  1. Прочитайте предложение. Запишите его по памяти. Подчеркните безударные гласные в корне.


На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём.


  1. Запишите ответы на вопросы, используя слова в скобках, вставляя пропущенные буквы.


- Что нашёл охотник в горах? (орлиное гн…здо)

- Кто сидел в гнезде? (г…лодный орлёнок0

- Куда понёс его охотник? (д…мой)

- Что сделала орлица? ( д.гнала охотника и закружилась над ним)

- Как вёл себя орлёнок? (бился и кр…чал)

- Как поступил охотник? (пож…лел пт…нца и отпустил его на волю)


  1. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне.


- низ- (низинка, низовье)

- нов- (новинка, новичок, обновление)


  1. Составьте предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на вопросы. Выделите в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне.


- Где жужжат т…жёлые мохнатые шм…ли?

(т…жёлые мохнатые шм…ли, в с…дах, жужжат, цв…тущих)

- Кто д…ловито перел…тает с цв.тка на цв…ток?

(с цв…тка на цв…ток, д…ловито, шм…ли, переел…тают)
































4 классс


1 уровень


  1. Спиши, вставляя пропущенную букву:


В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.


  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы:


Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов зас…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.


  1. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, точкой выделите безударные гласные в корне, припишите поверочные слова.


Зв…риный - …

С…сновый - …

З…лёный - …

Прол…вной - …

Отпр…влять

По…вился - …


  1. Подберите к словам по два проверочных слова.


Ст…р…на - …, …,

М…л…дой - …, …

Б…р…да - …, …

П…л…са - …, …


  1. К словам с безударной гласной в корне подберите по два проверочных.


Стр…ла …, …

Н…чевать - …, …

Св…тить - …, …

Зав…зать - …, …


  1. Подберите несколько проверочных слов к словаи.


- п…тёрка, … - вр…дить, … - подм…тал, … - м…нять,

- сн…гурочка, … - поч…нить, … - обв…зал, … - нар…дить,

-отк…рмить.


  1. Спишите, всавляя пропущенные буквы, допишите ещё 2 – 3 слова на это правило.


Зам…р…зки, зат…нулись, ск…вал.


  1. Прочитайте, какие слова не являются проверочными, замените их при списывании.


Покатились – катались, ледяной – ледяная, осмотрел – смотрит, затрещал – треск, теплица – тепло.


  1. Допишите ряды родственных слов, подчеркните безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.


Повозка, …, …,

Ночевал, …, …,

Осмотрел, …, …,

Кричал, …, …,


  1. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне.


Из л…синой чащи вышла л…са. Пост…яла, прислушалась, осм…трелась. Разб…жалась и на л…ту прыг! Проехалась и д…вай перед ними лапами барабанить! Ткнулась мордочкой в л…дяное зеркало и то присядет. То подскочит.


  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывайте проверочное слово перед словом с безударной гласной в корне.


На родине космонавта Германа Титова. С…ло Полковниково. Б..рёзы по колено в цв…тах. Высокие облака, высокое синее небо, запах мёда. Сотня бр…венчатых домиков гл…дится в чистое оз…ро. Дом Титовых в пл…ну т..полей.


  1. Выпишите слова с безударной гласной в корне, припишите к ним однокоренные, расставьте ударения, подчеркните безударную гласную в корне.


В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)


На дворе горой, а в избе водой. (Снег)


Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)


  1. . Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

    Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.


  1. Образуйте от данных слов существительные, прилагательные, глаголы с безударной гласной в корне слова.



Бег - …, …, … .

Крик - …,…, … .

Смотр - …, …, … .

Лёд - …, …, … .

2 уровень


1.Спишите, вставляя безударные гласные, в скобках напишите проверочные слова:


Отв…чает, погл…дел, прн…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, прох…дил, выд…ржит, отцв…тёт, пож..лтел, оп…здал, зам…чает.


  1. Спишите стихотворение А.С.Пушкина, вставьте пропущенные буквы:


В песчаных ст…пях аравийской з…мли

Три гордые пальмы высоко росли.

Р…дник между ними из почвы бесплодной,

Журча, про…вался в…лною х…лодной,

Хранимый, по сенью з…лёных л…стов,

От знойных лучей и л…тучих песков.


  1. В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запишите эту группу слов. Подчеркните безударные гласные, подберите проверочные.


А) Слезать, слежка, лежит.

Б) Слезать, следить, слетать,

В) Перелезет, наследил, долететь.


  1. Выберите и запишите в левый столбик все те слова, которые будут являться проверочными, в проверяемом слове вставьте пропущенные буквы.


Подвязка, вязать, связка – подв…зать;

Наливное (яблоко), подливка, ливень, залив – подл..вать;

Светлячок, светлый, свет, светает – св…тильник;

Дальний, далёкий, даль, удаление – д…леко;

Знать, признание, сознаваться, сознание – узн…вать.


  1. Запишите слова в два столбика:

В первый – слова, в которых безударную гласную в корне надо проверить, во второй – те, с помощью которых эту гласную можно проверить.


Коса, косилка, косить, косы, косьба;

Повар, варка, варенье, заварка, варил, навар;

Корм, кормушка, кормил, кормовая (свекла), кормит, накормил;

Звери, зверинец, звериный, зверский, зверь;

Пишет, письмо, переписка, записал, записная (книжка).


  1. Подберите, запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором и третьем. Подберите безударную гласную, которую нужно поверить при письме.


Запах, …, …

Водичка, …, …

Прилетел, …, …


  1. Подберите однокоренные слова, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, подчеркните среди них проверочные. Вставьте пропущенные буквы.


С…лонка - …, х…л…дильник - …, зв…нок - …, л…нтяй - …, пос…дка - …, з…мовка - …, н…чёвка - ….


  1. Прочитайте.


Вымокла рябина под окном,

Ягоды блестят в листве, как бусы.

По колоде, спящей кверху дном,

Прыгает в кошовке мальчик русый.

Выпишите подчеркнутые слова, допишите 2 -3 родственных слова. Есть ли среди них поверочные для безударных гласных в корне? Если есть, подчеркните.


  1. Спишите, вставляя слова, дописывая предложения, вставьте пропущенную безударную гласную.


Осенью д…ревья д…рят з…леной ёлочке подарки. Осина под…рила … . Клён р…пяет … . Ива засыпает ёлочку … .

Слова для справок: оранжевые звёздочки, красные фонарики, тонкими золотыми рыбками.


  1. Выпишите парами однокоренные слова: сначала с ударной гласной вкорне, потом с безударной гласной в корне, сравни написание гласной в корнях этих слов.


Кончил дело – гуляй смело.

Конец – всему делу венец.

Добрая слава дороже богатства.

Лень добра не делает.

Труд человека кормит, а лень портит.

У ленивой портнихи и для себя нет рубахи.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.


  1. Выпишите слова с безударными гласными. Допишите к ним по 2 -3 родственных слова, подчеркните среди них проверочные.


Меж редеющих верхушек показалась синева. Зашумела у опушек ярко-жёлтая луна.


  1. Прочитайте, найдите слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные. Приготовьтесь писать текст по памяти.


Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)


  1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

    Скв....рцы (......................) прил....тают (...................) ранней в....сной (........................) в к....нце (.....................) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (......................), осматривая знакомые м...ста (....................). Потом ут....хают (......................) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (....................).


  1. Подберите и запишите 3 -4 слова с безударными гласными.


Колкий - …, …, … .

Полз - …, …, … .

Вред - …, …, … .
Печь - …, …,… .

3 уровень


  1. Подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Составьте предложения со словами.


- земл-, - лет-, -кат-, -кот-, -кос-. –вар-, -вал-, -лип-, -лис-, -ласк-, -зим-, -голова--.


  1. Подберите к данным словам антонимы с безударной гласной в корне.


Юноша - … маленький - … близкий - …

Осень - … длинный - … здоровый - …

Лето - … дешевый - … зрячий - …

Свет - … сытый - … трудолюбивый - …

Утро - … старый - … лживый - …

Трус -… горячий - … пресный - …


Молчать - … тепло - …

Болеть - … плохо - …

Зажигать - … светло - …

Ругать - … близко - …

Идти - … грустно -…


  1. Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные:


Ур…жай, ябл…ки, пш…ница, г…род, …рехи, п…мидор, р…стение, к…ртофель, т…перь, к…пуста, тракт…рист, лаг…рь, г…рох, м…рковь, везде, б…блиотека, д…рога, г…ризонт.


  1. Спишите стихотворение А.С Пушкина, вставьте пропущенные буквы, рядом напишите проверочные слова.


Октябрь уж наступил – уж роща отр…хает

Последние л…сты с нагих св…их в…твей,

Д…хнул …сенний хлад, дорога пром…рзает,

Журча ещё б…жит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл, сосед мой посп…шает

В отъезжие п…ля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.


  1. Подберите к данным словам синонимы с безударной гласной в корне.


Идти - … (ходить) проказник - … (шалун)

Шуметь -… (кричать) жёлтый - … (золотой)

Вечереть - … (темнеть) гигантский - … (большой)

Трястись - … (дрожать) нерадивый - … (ленивый)

Злиться - … (сердиться) красть - … (воровать)


  1. Замените фразеологизмы, одним словом. Подчеркните безударные гласные.


На краю земли - … (далеко)

Не зги не видно - … (темно)

Держать язык за зубами - … (молчать)

Разинуть рот - … (удивиться)

Клевать носом - … (дремать)


  1. Распространите предложения, используя вопросы.


Первый снег.

(когда?) пошёл (какой?) снег.

(какие?) снежинки закружились (где?).

Снег повалил (как?). деревья и кусты покрылись (чем?).


Подчеркните в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне.


  1. . Спишите текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.

    Х...рошо у нас в...сной! ( .....................). Зацв...тут (.................) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (.................). Утонут д...ма (.................) в белых с...дах (............), будто и нет их.

    Одни ласточки над с...дами (.............) шныряют. Песни щ...бучут. (........................).


  2. Приведи примеры своих слов с орфограммой: "Безударная гласная в корне слова". Напиши эти слова по столбикам:1 столбик - с безударной гласной - о, 2 столбик - с безударной гласной - е, 3 столбик - с безударной гласной -и.

10. Спиши пoслoвицы и пoгoвopки.

Вставьте пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax напишите проверочные слова. Обозначьте орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.

11. Прочитайте отдельные части текста, расположите их в нужной последовательности и запишите рассказ «Пчелка на разведке», вставляя пропущенные буквы.


Выл…тела из улья и пол…тела к яблоньке. Цв…ты яблони были ещё спрятаны в почки.

Пригрело раннее в…сеннее солнце. Проснулась пчёлка.

Прочистила она св…и глазки м…хнатыми лапками. Наелась, нап…лась пчёлка и пол…тела д…мой. Увидела пчёлка под кустом фиалку. Её чашечка была п…лна сладкого сока.

(По К.Д. Ушинскому)


  1. Прочитайте, озаглавьте рассказ и припишите к нему начало. Спишите остальную часть текста, вставляя пропущенные буквы.


На р…бят с лаем кинулась с…бака. Дети закр…чали и поб…жали к парку. Один Боря остался ст…ять на месте. С…бака ост…новилась и опустила хвост. Боря бросил ей кусок хлеба и сп…койно пошел в школу. С…бака тихо побр…ла за ним.


  1. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне слова.


Митя нак…тался на саночках с л…дяной г…ры и на к…ньках по замершей р…ке, приб…жал д…мой и гов…рит отцу: «Уж как в…село зимой! Я бы х…тел, чтобы всё з…мА была».

(К.Д Ушинский)


Вспомните, из какого рассказа взят отрывок?.


  1. Спишите. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Запишите проверочные слова.


Как х…р…ш лес поз…ней ос…н…ю! В мя…ком воздух… разлит осе…ий зап…х, подобный зап…ху в…на. Тонкий туман ст…ит вд…ли над ж…лтыми п…лями. Скво…ь обнажённые бурые суч…я д…рев…ев мирно б…леет неподвижное неб… . Кое-где на липах в…сят последн… з…л…тые лист…я.















Использованые источники:

1.В,К, Павленко., Г.В.Клыпа. Русский язык: Учебник для 2 класса 11 – летней общеобразовательной школы. –ТОО « Алматыкітап баспасы», 2009.

2.С.А.Никитина, Л.П.Якунина, Р.Т.. Мендекинова. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательной школы. –«Атамүра», 2013.

3.Т.Г. Рамзаева. Русский язык: учебник для 3 кл. четырёхлет. нач.шк. – М.: Дрова, 1997.

4. О.Д. Ушакова «Объясняем трудную тему по русскому языку, выделяем орфограммы», 3-4 класс, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2011 г.

5. А.М. Александров « Дидактический материал» 3 класс, «Просвещение», Москва, 1999

6. Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку. 3 класс», «Просвещение», Москва, 1998 г.

7. В. Волина «Русский язык, учимся играя»ТОО «Издательство АРГО», 1996

  1. О.В Узорова, Е.А.Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку» М.; АСТ; Астрель, 2009

9. О,Д. Ушакова., «Проверялочка .Русский язык» 2 -4 классы, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2009 .

10. Т.Г. Рамзаева. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач.шк. – М.: Дрофа, 1997




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник разноуровневых упражнений по русскому языку для 2-4 классов

Автор: Ирза Светлана Михайловна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Сложные слова по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(34) "slozhnyie-slova-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "251490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447249910"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства