Сборник разноуровневых упражнений по русскому языку для 2-4 классов
Сборник разноуровневых упражнений по русскому языку для 2-4 классов
Пояснительная записка.
Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Эти задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости.
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Уровни сформированности системы качеств знаний: Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом. Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации. Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах.
Этот сборник можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.
Выбор приемлемого для ребенка варианта осуществляется им по желанию или по рекомендации учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник разноуровневых упражнений по русскому языку для 2-4 классов »
ГУ «Береговая средняя общеобразовательная школа»
Сборник
разноуровневых упражнений
по русскому языку
по теме:
"Правописание безударных
гласных в корне слова»
2-4 классы
Составитель: Ирза Светлана Михайловна учитель начальных классов
Береговой СОШ
Качирского района
2014г.
Пояснительная записка.
Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Эти задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. Уровни сформированности системы качеств знаний: Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом. Второй уровень- конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации. Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности. Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый. Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах.
Этот сборник можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.
Выбор приемлемого для ребенка варианта осуществляется им по желанию или по рекомендации учителя.
2 класс
1 уровень
Спишите слова с безударными гласными, рядом напишите проверочные слова
10. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.
Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.
12. Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.
Подберите и запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором, третьем; подчеркните безударную гласную, которую нужно проверить при письме.
Спишите, в однокоренных словах поставь ударение, среди однокоренных слов подчеркните те, в которых произношение гласной вкорне не совпадает с её написанием.
Гость гостил,
Мост мостил.
Без топора,
Без клиньев. (Мороз)
Мороз морозит,
Лёд леденит,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, выделите корень.
В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
Выпишите из текста однокоренные слова. Среди однокоренных сло, подчеркните проверочные.
Без моря не могут жить моряки. Трудна и почётна эта служба. Мечтают о заморских плаваньях и ребята. Они видят парусные корабли. Фрегаты тихо плывут по взморью.
Учитель читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной.
Зимой в поле лежал, весной в реку побежал. (4)
3 уровень
Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы.
Лес.
В л...су (.............) живёт рыжая л...са ( ...............). Лисий дом - н...ра ( ....................). У н....ры ( .............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.
. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.
К словам ,обозначающим предметы, подберите слова, обозначающие признак предмета, в которых была бы безударная гласная в корне. Выделите в этих словах корень слова.
… дни
… тропинка
… вершина
Спишите , исправив ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону.
От крылись яркие сияющие горы.
Замените словосочетания одним слово. Подчеркните безударную гласную в корне.
Храбрый человек - …
Сильный человек - …
Смелый человек - …
Весёлый человек - …
Образуйте от данных слов однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Напишите. Поставьте знак ударения, выделите корень.
Корм - …
Соль -…
Боль - …
Сор -…
Крик - …
Встреча - …
Напишите слова, изменяя их по вопросам. Поставьте над словами знак ударения, выдели корень. Проверочные слова подчеркните.
Что делает? Что делать? Что делал?
Хвалит … …
Тащит … …
Точит … …
Ценит … …
Тянет … …
Дарит … …
Составьте из данных слов предложения и запишите их. Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне.
Сойка. От, далеко, дуба, уносит, жёлуди.
Она ,прячет, под, плоды, мох.
Птица, снег, и , зимой, копает, жёлуди, ищет.
Из, вырастут, них, молодые, дубки.
Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне слова. Рядом напишите проверочные слова.
Прочитайте текст, выпишите слова с безударными гласными, которые нужно проверить. Рядом напишите проверочные слова.
Шёл я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посм…трел на дер…во. Это была не с…сна, а осина. Значит шишки кто-то на т…ска сюда. Огл…дел я со всех ст…рон дер…во и зам…тил в ств…ле щель. Из неё торчала шишка.
Прочитайте предложение. Запишите его по памяти. Подчеркните безударные гласные в корне.
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём.
Запишите ответы на вопросы, используя слова в скобках, вставляя пропущенные буквы.
- Что нашёл охотник в горах? (орлиное гн…здо)
- Кто сидел в гнезде? (г…лодный орлёнок0
- Куда понёс его охотник? (д…мой)
- Что сделала орлица? ( д.гнала охотника и закружилась над ним)
- Как вёл себя орлёнок? (бился и кр…чал)
- Как поступил охотник? (пож…лел пт…нца и отпустил его на волю)
От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне.
- низ- (низинка, низовье)
- нов- (новинка, новичок, обновление)
Составьте предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на вопросы. Выделите в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне.
- Где жужжат т…жёлые мохнатые шм…ли?
(т…жёлые мохнатые шм…ли, в с…дах, жужжат, цв…тущих)
- Кто д…ловито перел…тает с цв.тка на цв…ток?
(с цв…тка на цв…ток, д…ловито, шм…ли, переел…тают)
Допишите ряды родственных слов, подчеркните безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.
Повозка, …, …,
Ночевал, …, …,
Осмотрел, …, …,
Кричал, …, …,
Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне.
Из л…синой чащи вышла л…са. Пост…яла, прислушалась, осм…трелась. Разб…жалась и на л…ту прыг! Проехалась и д…вай перед ними лапами барабанить! Ткнулась мордочкой в л…дяное зеркало и то присядет. То подскочит.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывайте проверочное слово перед словом с безударной гласной в корне.
На родине космонавта Германа Титова. С…ло Полковниково. Б..рёзы по колено в цв…тах. Высокие облака, высокое синее небо, запах мёда. Сотня бр…венчатых домиков гл…дится в чистое оз…ро. Дом Титовых в пл…ну т..полей.
Выпишите слова с безударной гласной в корне, припишите к ним однокоренные, расставьте ударения, подчеркните безударную гласную в корне.
В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
. Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.
Подберите, запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором и третьем. Подберите безударную гласную, которую нужно поверить при письме.
Запах, …, …
Водичка, …, …
Прилетел, …, …
Подберите однокоренные слова, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, подчеркните среди них проверочные. Вставьте пропущенные буквы.
Слова для справок: оранжевые звёздочки, красные фонарики, тонкими золотыми рыбками.
Выпишите парами однокоренные слова: сначала с ударной гласной вкорне, потом с безударной гласной в корне, сравни написание гласной в корнях этих слов.
Кончил дело – гуляй смело.
Конец – всему делу венец.
Добрая слава дороже богатства.
Лень добра не делает.
Труд человека кормит, а лень портит.
У ленивой портнихи и для себя нет рубахи.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Выпишите слова с безударными гласными. Допишите к ним по 2 -3 родственных слова, подчеркните среди них проверочные.
Меж редеющих верхушек показалась синева. Зашумела у опушек ярко-жёлтая луна.
Прочитайте, найдите слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные. Приготовьтесьписать текст по памяти.
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.
Скв....рцы (......................) прил....тают (...................) ранней в....сной (........................) в к....нце (.....................) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (......................), осматривая знакомые м...ста (....................). Потом ут....хают (......................) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (....................).
Подберите и запишите 3 -4 слова с безударными гласными.
Колкий - …, …, … .
Полз - …, …, … .
Вред - …, …, … . Печь - …, …,… .
3 уровень
Подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Составьте предложения со словами.
Подберите к данным словам синонимы с безударной гласной в корне.
Идти - … (ходить) проказник - … (шалун)
Шуметь -… (кричать) жёлтый - … (золотой)
Вечереть - … (темнеть) гигантский - … (большой)
Трястись - … (дрожать) нерадивый - … (ленивый)
Злиться - … (сердиться) красть - … (воровать)
Замените фразеологизмы, одним словом. Подчеркните безударные гласные.
На краю земли - … (далеко)
Не зги не видно - … (темно)
Держать язык за зубами - … (молчать)
Разинуть рот - … (удивиться)
Клевать носом - … (дремать)
Распространите предложения, используя вопросы.
Первый снег.
(когда?) пошёл (какой?) снег.
(какие?) снежинки закружились (где?).
Снег повалил (как?). деревья и кусты покрылись (чем?).
Подчеркните в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне.
. Спишите текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно. Х...рошо у нас в...сной! ( .....................). Зацв...тут (.................) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (.................). Утонут д...ма (.................) в белых с...дах (............), будто и нет их.
Одни ласточки над с...дами (.............) шныряют. Песни щ...бучут. (........................).
Приведи примеры своих слов с орфограммой: "Безударная гласная в корне слова". Напиши эти слова по столбикам:1 столбик - с безударной гласной - о, 2 столбик - с безударной гласной - е, 3 столбик - с безударной гласной -и.
Прочистила она св…и глазки м…хнатыми лапками. Наелась, нап…лась пчёлка и пол…тела д…мой. Увидела пчёлка под кустом фиалку. Её чашечка была п…лна сладкого сока.
(По К.Д. Ушинскому)
Прочитайте, озаглавьте рассказ и припишите к нему начало. Спишите остальную часть текста, вставляя пропущенные буквы.
… На р…бят с лаем кинулась с…бака. Дети закр…чали и поб…жали к парку. Один Боря остался ст…ять на месте. С…бака ост…новилась и опустила хвост. Боря бросил ей кусок хлеба и сп…койно пошел в школу. С…бака тихо побр…ла за ним.
Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне слова.
Митя нак…тался на саночках с л…дяной г…ры и на к…ньках по замершей р…ке, приб…жал д…мой и гов…рит отцу: «Уж как в…село зимой! Я бы х…тел, чтобы всё з…мА была».
(К.Д Ушинский)
Вспомните, из какого рассказа взят отрывок?.
Спишите. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Запишите проверочные слова.
Как х…р…ш лес поз…ней ос…н…ю! В мя…ком воздух… разлит осе…ий зап…х, подобный зап…ху в…на. Тонкий туман ст…ит вд…ли над ж…лтыми п…лями. Скво…ь обнажённые бурые суч…я д…рев…ев мирно б…леет неподвижное неб… . Кое-где на липах в…сят последн… з…л…тые лист…я.
Использованые источники:
1.В,К, Павленко., Г.В.Клыпа. Русский язык: Учебник для 2 класса 11 – летней общеобразовательной школы. –ТОО « Алматыкітап баспасы», 2009.
2.С.А.Никитина, Л.П.Якунина, Р.Т.. Мендекинова. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательной школы. –«Атамүра», 2013.
3.Т.Г. Рамзаева. Русский язык: учебник для 3 кл. четырёхлет. нач.шк. – М.: Дрова, 1997.
4. О.Д. Ушакова «Объясняем трудную тему по русскому языку, выделяем орфограммы», 3-4 класс, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2011 г.