kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как увеличить объем памяти школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения.

            Очень важно, чтобы учитель проводил систематическую и целенаправленную работу по развитию памяти учащихся. Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что запомнилось. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность.

            Приемов развития памяти очень много.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как увеличить объем памяти школьника»

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

«Как увеличить объем памяти школьника»



Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения.



В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Современный ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

            Очень важно, чтобы учитель проводил систематическую и целенаправленную работу по развитию памяти учащихся. Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что запомнилось. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность.

Приемов развития памяти очень много. Прием развития памяти, который способствуют более рациональному запоминанию и повышает его результативность — осмысление. Первая задача памяти — это собственно мыслительная деятельность. Школьник должен научиться ставить перед собой сознательную задачу — осмыслить заданное. Сначала устанавливается общий смысл текста. Затем выясняется то, какими способами передано это содержание.

Поэтому нужно учить находить общую мысль в ряде фраз и по этому признаку их объединять. Каждую из выделенных частей нужно тут же озаглавить. Заголовок каждой из частей помогает выделять главную мысль каждой части рассказа. Приучаясь выделять главную часть, дети приучаются к работе над текстом, а не просто к пассивному чтению и механическому повторению написанного, без выделения в нем существенного. Смысловая обработка относится не только к текстам, рассказам, но также и к запоминанию правил по математике, русскому языку.

Одним из способов улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным. Данный прием называется приемом соотнесения. Прием соотнесения является одним из видов аналогии — аналогии действия.

Самый распространенный прием запоминания в начальной школе — прием запоминания наизусть путем многократных повторений. Этому способствует то, что заучивание часто требуется в начальной школе (таблицы сложения, умножения, все правила, стихи обычно дают заучить наизусть), и то, что ребенку легче пересказывать содержание фразами учебника, чем конструировать свои предложения. Поскольку материала для запоминания каждый раз достаточно много, то способ запоминания наизусть обычно приносит успех в начальной школе.

Развить память помогает также заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминанию. То, что понравилось, хочется запомнить. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.



Несколько правил тренировки памяти для учащихся:

  1. Ставь цель запомнить надолго.

  2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.

  3. Заучивай с желанием знать и понимать.

  4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

  5. Короткие стихи учи целиком, длинные — разбивай на отрывки.

  6. Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

  7. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

Людям во всем помогают разные виды памяти, но их надо тренировать и развивать.


Развивающие упражнения и игры, которые способствуют увеличению объёма памяти:


«Цепочка слов». Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова называет первое, второе и третье слово, учащиеся называют их по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

«Повтори-ка!». Учитель называет слово (например, солнце). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (солнце, ворона). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое и т. д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется, т. е. у кого лучше память.

«Исчезнувший предмет». На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.

«Запомни порядок». Выбирают 5–6 детей. Остальные «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4–5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на паровозик одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят.


Некоторые закономерности запоминания, которые необходимо учитывать учителю в работе по развитию и укреплению памяти учащихся:

  1. Запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик;

  2. От способа и средства предъявления материала (в начальных классах прежде всего от использования наглядности);

  3. От рациональной организации повторения материала;

  4. В запоминании должны участвовать все виды памяти;

  5. В процессе запоминания большую роль играет самоконтроль: воспроизведение вслух, записи, ответы на поставленные вопросы, вопросы самому себе и ответы на них и т. д.

От учителя зависит очень многое.

Как, с каким мироощущением пойдет ребенок в жизнь, каким он станет в будущем. Приятно видеть, как дети меняются, совершенствуются,

становятся образованнее, грамотнее.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как увеличить объем памяти школьника

Автор: Шапуленкова Ирина Николаевна

Дата: 25.01.2018

Номер свидетельства: 452475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Программа внеурочной деятельности "«Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» "
    ["seo_title"] => string(145) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-korriektsiia-i-razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-obuchaiushchikhsia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "108404"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403690858"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Из опыта работы «Развивающая технология А.З.Рахимова, результаты работы». "
    ["seo_title"] => string(80) "iz-opyta-raboty-razvivaiushchaia-tiekhnologhiia-a-z-rakhimova-riezul-taty-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "167991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423156496"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Интернет в процессе формирования лексического навыка на уроке иностранного языка"
    ["seo_title"] => string(80) "intierniet_v_protsiessie_formirovaniia_lieksichieskogho_navyka_na_urokie_inostra"
    ["file_id"] => string(6) "366098"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480953746"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства